Наша семья Проверено на себе Как Глеб научился читать в 3 года

Как Глеб научился читать в 3 года

Здравствуйте, гости, друзья и читатели! Сегодня будет статья на интересную тему для всех родителей, бабушек и дедушек: о чтение и обучении чтению.

Как научить ребенка читать — актуальный вопрос для многих, и я думаю вам будет интересен наш опыт и игры. Поэтому я расскажу о нашем опыте обучения, как правильно преступить к этому процессу и какие игры самые действенные!

Правда есть еще один интересный вопрос: как привить ребенку любовь к чтению. Мы просто очень много читаем для детей. О том сколько книжек мы проглотили за пол года и, какие книги понравились ребенку 5 лет, я писала здесь.

Вообще я никогда не была сторонницей раннего обучения чтению и особенно не задумывалась, как научить ребенка читать. Все эти мельтешения карточками или кубиками перед глазами у годовалого ребенка со стороны кажутся очень глупыми. И, наверное, таковыми и являются =) О том, что я действительно считаю важным в первый год жизни ребенка, я писала в статье о развитии ребенка до года.

Наш опыт или как Глеб научился читать

Вообще все началось, наверное, с того, что по пути из бассейна папа и Глеб регулярно останавливались около магазинчика и читали там слова «Торты, вареники, кулинария, мороженое«. Такой у них выработался ритуал. Буквы там были большие, понятные и как раз на уровне Глеба.

Однажды Антон сказал, что Глеб умеет читать, но я, конечно, не поверила )) Тогда Антон написал большими буквами слово КОТ и попросил Глеба прочитать. Глеб сказал: «К пауза О пауза Т«, потом сказал «КО пауза Т«, потом подумал и вдруг радостно объявил «КОТ«. Я, конечно, очень удивилась.

У Лены Даниловой на сайте я когда-то видела «школу чтения для детей от трех лет«. Через месяц Глебу должно было исполниться 3 года, и я решила оплатить школу и посмотреть на то, какие игры там есть, и если есть что-то интересное для Глеба, то попробовать.

Школа Даниловой оказалась действительно очень хорошей. Там нет и намека на какое-то «обучение«, все в играх и действительно игр столько, что можно выбрать, те, что подходят твоему ребенку. Кроме того на каждый день подобрано 3-5 игр от легкого к сложному. Глеб легко перешел от медленного чтения букво-звуками к беглому чтению словами. И через несколько месяцев уже начал читать первые книги.

После мы познакомились с еще одной интересной штуковиной — детским планшетом LG KidsPad (в этой статье подробнее). Здесь тоже есть интересные игры для развития навыков чтения.

Как правильно научить ребенка читать: несколько советов.

  • Называйте ребенку звук, а не букву: Не «Бэ» , а «Б»; не «ША», а «Ш»; не «эН», а «Н»
  • Не учите звуки отдельно, сразу начинайте читать простые слова в игре
  • Используйте магнитную азбуку, пишите буквы и слова на бумаге, используйте компьютер – ищите как можно больше разных способов  показать, что такое чтение. Не сосредотачивайтесь только на азбуке, кубиках Зайцева или карточках Домана.
  • Уделите особое внимание фонематическому слуху
  • Создавайте среду для чтения: как можно больше надписей в доме, на игрушках, на плакатах.

 

Как научить ребенка читать: наши любимые игры.

Звук и буква
Напечатайте на листе А4 две буквы, например Ж и З. А теперь говорите «Прилетел комар, он зудит…». Ребенок начинает зудеть «ззззз» и показывает нужную карточку. То же самое с жуком.

Звуковые ассоциации
Предыдущую игру можно разнообразить

  • Ш и Р – шипит змея и рычит лев
  • У и А – мычит корова и кричит баран
  • Ой и Ай – вы говорите, эти слова. А ребенок находит нужную карточку.

Склады и слова
Напишите склады на карточках и придумывайте на них слова: МО-МОСТ, ПА-папа, ЛЕ – ЛЕС и так далее. А после переходите к следующей игре.

как правильно научить ребенка читать

склады для игры

 

 

 

 

 

Придумай слово и покажи
Эта игра оказалась самой интересной! На небольших карточках я написала склады, например СО, ЛЕ, ПУ, КИ, так же как в прошлой игре. Карточки лежат наверх рубашками, надо вытаскивать карточку, придумывать слово, которое начинается на этот слог и показать его.

Играли мы втроем — мама, папа и Глеб, поэтому было очень весело. Глеб сам прочитывал, сам придумывал слово и очень хорошо старался показать, а мы от души хохотали. А Глеб был счастлив «перевоплощению». Он вообще очень любит становиться котенком, гусеницей, шмелем, а тут надо было то пузырем, то лестницей. И особенно когда мы подхватывали и пытались залезть по Глебу-лестнице или одеть Глеба-ботинок ))

Буквы на компьютере
Откройте компьютер, создайте пустой ворд-докумнет, сделайте огромный шрифт и предложите ребенку набирать там буквы и пропевать их вместе.

Белиберда тоже читается!
Складывание из магнитных букв всякой белиберды, а потом совместное чтение с мамой. Скажи Глебу «МГОРБИЛКИСКАВЕ» и он захохочет и побежит выкладывать что-то новенькое =)

Песенки складов на известные мотивы
Пение белиберды на мотив знакомой песенки. Большими буквами я напечатала склады, много и разных («то лы ма но па ро ши ку не ли ня«), повесила в коридоре и мы их пели на мотив «голубого вагона» или «вместе весело шагать«. Пели по несколько раз и даже случайно выучили эту белиберду наизусть, так понравилось =)

Фонематичексий слух
Напечатайте 2-3 большие буквы О, А, У. Вы говорите слово, а ребенок ищет, какой звук самый громкий в этом слове. То есть:

  • ДОООМ – О;
  • РАААК – А;
  • ДУУУУШ – У

Следующий этап: Использование парных букв А-Я и слова МАК, КРЯК, например.

Целые слова и их половинки
Глеб очень любит все «целое«. То есть большой половине печенья, он предпочтет целую маленькую печенюшечку. Так вот написала я всякие вкусные слова «торт, вафля, конфета, зефир» и разрезала. То есть надо было сделать «целую вафлю» или «конфету«. И Глеб очень воодушевился изготовлением целых тортов и вафель и последующим «съеданием» их.

Слова-первращалки
Игры-превращалки с магнитной азбукой. Выложите слово ЛАК и превратите его в РАК.  Превратите мама —  в мамка, с помощью колючей буквы К. Превратите Стол в стул, зуб в дуб, кони в пони и так далее.

как учить ребенка читать

Сейчас (Глебу 3 года) самое большое слово, которое он прочитал сам, было из 8 букв, а самое длинное предложение из 3 слов. Но ему очень нравится, особенно когда он вдруг понимает что на книжке про самолеты написано «АЭРОПОРТ» — такое приятное открытие для него )))

Жду ваших рассказов о том, как ваши дети научились читать! И конечно буду, рада новым подписчикам (нажмите сюда и введите адрес электронной почты) и друзьям в соц. сетях!

Я рекомендую эти статьи блога:

Первая книга, которую прочитал Глеб Расскажу как сделать первую книгу для ребенка до 3-4 лет.

Катаемся на роликах всей семьей! Как мы поставили на ролики двухлетнего сына и что из этого вышло

20
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Юлия

    Я тоже не сторонник раннего обучения чтению, у меня дети учились читать после четырех. И уже лет в 5 сыну нравилось прочитать слог, и придумать слово. Младшему 3 года, и его как то больше цифры интересуют, чем буквы. Прочитала статью и думаю, надо попробовать с ним в игры со слогами поиграть.

  2. Ксения Несютина

    Да, самое главное даже сейчас когда сыну 3.8 и он вроде бы немного умеет читать, читать ему по сути нечего. Да, можно делать свои книги, но в этом есть смысл когда ребенок именно хочет сам сейчас прочитать и испытывает радость и гордость от этого. У нас Глеб пока очень гордится и хочет читать заголовки, этикетки, рекламные проспекты. Для него это каждый раз прямо открытие, что оказывается на билете в метро написано метрополитен! Учить читать же, только потому что соседка начала, или червь внутри мамы вдруг начал говорить, что «пора», я бы не стала.

  3. Юлия

    А если он у меня до школы не захочет учиться читать? Я уж не знаю как с этим чтением лучше. С дочкой я перезанималась. Со средним решила ждать когда сам захочет. Буквы он выучил с удовольствием, со слогами играли, лет в 5 он стал читать вывески и заголовки. В шесть я не выдержала, стала уговаривать прочитать что-то в книжке. Сейчас он в первом классе и длинные слова читает по слогам. И читает только то, что в школе задали. Хорошо еще он ответственный и то, что задали сам делает. А дочка даже то, что задали не хочет читать. Я все думаю почему так, ведь я много детям читаю, и они мое чтение очень любят. Может дело в плохой технике чтения? И вот как ее отрабатывать, если они читать не хотят?

  4. Юлия

    Я просто подумала, может младшему понравятся игры со слогами, и я зря его лишаю возможности с ними познакомиться, из-за того, что мне кажется ему еще рано.

  5. Ксения Несютина

    Юля, а играть любят? Не любят читать, наверное потому что низкая скорость и техника. Надо их отрабатывать, например в игре — веселой и интересной. Сейчас есть, кстати, настольные игры, где надо читать, можно поискать и попробовать, если позволяет возраст. Для старших детей, старше 5-6 лет (у меня нет опыта правда — моему старшему — 3.8), можно читать по очереди: вы страницу, он/она страницу. Еще можно читать ребенку и останавливаться на самых интересных местах, он может не выдержать и начать читать сам. А вообще я много встречала мам, которые говорят, что если рано научишь, то ребенок наоборот к 5 годам всякий интерес потеряет, другие наоборот утверждают, что после 4-5 выучить читать сложно, надо как можно раньше. Но тут сама суть в фразе «учить читать». За этими 2 словами могут стоять абсолютно разные действия для двух мам. Кроме того я верю, что дети разные, даже один и тот же ребенок может очень измениться через год-два. И если сегодня не любит особенно читать, может начать читать очень много, через какое-то время.

  6. Юлия

    Останавливаться на интересном пробовала, они ноют, пристают чтобы я дочитала, но терпят, сами читать не берутся. И по странице пробовала, дочь говорит, что я ей все удовольствие от чтения порчу. Спасибо, за идею с играми, поищу информацию на эту тему.

  7. Ксения Несютина

    Вот честное слово не знаю как быть с ребенком старше 5-6-7 лет. Раньше точно бы не стала как-то заставлять — играть и только на положительных эмоциях. А позже уже надо «воспитывать» обязательность, наверное. Не думала, что буду делать в будущем, если ребенок не будет хотеть учиться вообще и читать в частности. Меня никогда никто не заставлял учиться, я все читала и делала сама. У мужа обратная ситуация, постоянно заставляли. Но, сейчас мы оба любим читать и стремимся к новым знаниям одинаково! Муж даже больше, потому что я отвлечена на детей и повседневные дела побольше.

  8. Юлия

    Мне думается, каждый ребенок индивидуален. Моему сыну было интересно изучать все эти звенящие и гремящие буковки. Его реально захватывала эта игра и в 1,5 года он знал все буквы без какого бы то ни было давления с моей стороны. Просто этот вид игры был ему интересен. Кому-то интересны слова целиком или отдельно слоги. На все эти виды интересов и рассчитаны разные методики обучения чтению. Моей дочке сейчас 1,8 и она просто любит когда берут книгу с красивыми картинками и читают ей. Буковки и слоги пока ее не занимают, ей интересны образы и песни. Так что полагаю, что с ней мы будем учиться читать посредством песен и театральных постановок. :)))) Вот и родилась новая методика. 🙂 Методика Лисицыной! :)))

  9. Надежда

    Когда сын в 5 лет получил основы чтения и только учился читать, я стала давать ему читать книги Чуковского, то что он знал почти наизусть. Начав их читать, постепенно он почувствовал уверенность в себе, что помогло перейти к более сложной литературе. В первом классе он уже бегло читал.

  10. Виктор

    Подобные методики необходимо распространять и среди взрослых.

  11. Ксения Несютина

    А мы вот наоборот читаем, то что я Глеб не читала до этого. Сейчас в основном рассказы Ушинского, иногда конечно перечитываем по несколько раз, так что текст попадается знакомый.

  12. Анна

    Отличные игры, спасибо! Сегодня же сделаю заготовки, а завтра начнем играть. Статью однозначно в закладки. Большое спасибо!!!

  13. Ксения Несютина

    Анна, рада, что информация пригодилась. Вообще игр у нас было несравнимо больше, но это самые любимые ))

  14. Марина

    Ксения,добрый вечер.
    Вы молодец! Не устаю Вами восхищаться! Возьму на вооружение, я пытаюсь научить ребенка,нам 4 и все никак, пыталась по букварю Жуковой, но нам не интересно и не понятно все это… Сейчас пока выжидаю,надеюсь что сам проявит интерес. Спасибо Вам Огромное!

  15. Светлана_Его-за

    Очень зацепило нас с дочкой в 3 года (после школы чтения Лены Даниловой) — здороваться с машинами во дворе! Читаем только две буквы ХА, УМ, ОН, НН, МУ… Иногда не один двор обойдём, а сколько интересных закономерностей вывела трёхлетняя Галя… Например, на стоянке у магазинчика сегодня ТРИ машины из ПЯТИ с именем НО!!! А вот машина РО, так ведь это же как у папы (вспомнила)! То вдруг встретятся «смешные» — ХА,ХИ, то «звучащие» — МУ…Постепенно понравилось придумывать фонэматические задания — ТО это же ТОтошка, а ЯН-ЯНка… Я представляю,конечно,как мы выглядим на улице со стороны,ведь дочь ещё и пальчиком иногда обводит выпуклые буквы и цифры на номерах а/м. Но, главное, маме самой в это чтение втянуться,а там полегче будет,прохожие,в основном,смеются молча,стесняются в отличие от нас!

  16. Светлана_Его-за

    Слоговое лото — интересная альтернатива цифрам! Мы к нему возвращаемся время от времени (то читать не умели,то по правилам учились играть…)http://mamadelki.ru/raspechataj-i-sklej/slogovoe-loto.html

  17. Светлана

    Ксения, наш опыт обучения чтению пока печален, несмотря на то, что усиленно занимались по Доману почти 1,5 года (сошло на нет примерно к 2 годам). Сейчас дочке 3 года, и она почти не знает даже букв. И совершенно в них не разбирается, и не интересуется. Игры «на чтение» — например, со сменой одной буквы в слове, или на фонематический слух, — ну вообще никак. Не понимает, что это вообще за игра такая. Такое ощущение, что все мимо идет.
    У меня вопрос: у вас много интересных игр, но все же — с чего начать? Игры со складами, наверное, начинать нет смысла, если ребенок не знает букв? И как в таком случае учить буквы, если ребенку это не интересно? У нас не пошла в свое время даже игра, когда буковки к нам в гости «приходили» и вели себя как одушевленные — а ведь это любимая игра обычно).
    И спасибо вам большое за интересную статью!

  18. Ксения Несютина

    Светлана, а если сейчас оставить этот аспект развития в покое? Скажу честно, несмотря на то, что в 3 сын прилично читал — это не дало ему ничего. Я в течение 2.5 лет искусственно поддерживала этот навык в виде игр и только в 5.5 он начал потихоньку читать сам рассказики. А ведь учатся читать именно для этого, а не чтобы играть с мамой в буквенно-алфавитные игры. Только сейчас, когда ему 6.5, он сам прилично читает книги с крупным шрифтом. Младшему сейчас 3.5 и я не учу его читать. Решила подождать до 4 точно, а может и до 5.

  19. Анастасия

    Ксения, только этот последний ваш комент. расставляет, в даной теме, все точки над и. Ведь, действительно понимание пользы от чтения приходит имено к 6 годам. Может стоит дописать об этом в статье?

  20. Ксения Несютина

    Анастасия, время идет и по каждой статье в блоге у меня уже есть что дописать )) Потому что дети растут, мы растем вместе с ними и меняемся. Я стараюсь высказывать свои новые идеи и мнения через новые статьи и рассылку. Да, не очень регулярно, но все же =))

Оставить свой комментарий