Как организовать игровое пространство для каждого ребенка.
Даже если у вас их несколько,
а в распоряжении всего однокомнатная квартира.
В качестве бонуса вы получаете:
порядок дома
отсутствие ссор между детьми
ребенок играет долго и интересно САМ
Как-то ко мне на тренинг пришла мама Оксана с двумя детьми.
Изучив её анкету, я поняла, что главная проблема даже не в том, что она
не может придумать игру, или ей скучно.
А дело в том, что когда она берет детей в охапку и садится играть,
то несовпадение в игре детей по возрасту остужает весь ее энергичный «запал»...
И если раньше младшего можно было уложить спать или запросто чем-то отвлечь, то сейчас этот младший хочет играть в то же самое, что и старший. Причем старшему-то как раз играть он и не дает - ломает его постройки
в лего (например) или пытается отобрать игрушки.
Попытки приструнить малыша проваливаются. Начинается крик, истерики.
Старший ребенок тут же выпадает из игрового настроения, да и маме тоже не до игр…
Мама в растерянности. Ей кажется, что надо придумать что-то для младшего, чтобы он отвлекся и оставил в покое старшего. И она думает, что проблема в ней самой, в ее неспособности подобрать нужную игру..
Но в процессе разбора этой ситуации выяснилось, что младший ребенок хочет быть ИМЕННО В ЭТОМ игровом процессе, вместе со старшим. Просто в силу своего возраста пока не умеет соблюдать правила… А мама не знала, как научить малыша правильному взаимодействию. Поэтому все, что ей оставалось - это уговаривать старшего уступить игрушку младшему.
Но старший (хоть он и старший) всё равно еще просто ребенок. И ему обидно, что он не может играть своими игрушками, и что внимание мамы всегда принадлежит младшему брату.
Через несколько дней на закрытой ветке тренинга меня ждал шквал комментариев к анкете Оксаны от других участниц курса (с похожей ситуацией дома):
«Дети не могут играть вдвоем!»
«Вместо игры делят игрушки, дерутся, ссорятся»
«Не могут играть вместе в конструктор, постоянно друг у друга отнимают детали»
«Младший ребенок мешает играть старшему, ломает его поделки, старший психует и все время нужна помощь мамы»
«Ребенок вроде бы один и ссориться ему не с кем, но он просто разбрасывает игрушки. И когда к нему приходят в гости, то игры не получается (они просто не играют, а наводят беспорядок)»
«Из-за частых переездов у дочки не развивается игровое поведение, потому что она вынуждена играть с братом, который младше ее на 7 лет (дети у нас 2 и 9 лет) в примитивные, несоответствующие ее возрасту игры»
«У ребенка нет отдельной комнаты и поэтому вся квартира (и кухня) завалены игрушками: все на полу, под мебелью, под столами»
«Только наведу порядок, как все уже опять разбросано и ребенок ОТКАЗЫВАЕТСЯ помогать их убирать - помогите, это настолько выматывает, что никакого желания играть с ребенком не остается»
«Ребенок лет 6 играет долго, строит что-то из конструктора, и на полу образуется хаос, как будто шторм прошелся, а он не хочет убирать, т.к. хочет в это еще поиграть завтра. Пробовали переносить, но он очень расстраивается, когда что-то сломается… Как действовать, чтобы никто не расстраивался?»
Во всех этих проблемах я увидела одно сходство.
В этих семьях неправильно организовано игровое пространство для детей.
Игровое пространство - это такое место, где хранятся игрушки, и где ребенок может играть так, чтобы ему никто не мешал.
Причем для организации такого личного пространства НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь отдельную комнату для каждого ребенка или отдельную детскую. Всё это можно организовать и в однокомнатной квартире.
Первым делом мы с нашей героиней Оксаной разобрались: как правильно организовать такое пространство для двух детей.
Затем проработали семейные правила, касающиеся игр.
Мама поняла, как надо себя вести, когда начинается скандал по поводу игрушек.
Старший ребенок начал вести себя иначе, научился выполнять новые правила, перестал злиться и обижаться на младшего брата, у него чаще стало получаться договориться с младшим. И еще он стал бережнее относиться к своим игрушкам, аккуратнее.
В доме стало легче дышать. Исчезли завалы разбросанных игрушек. Старший стал больше делиться с младшим (без просьб со стороны мамы), и порядок начал наводить САМ.
Младший брат быстро понял новые мамины правила, и благодаря этому стал менее импульсивным. Его поведение выправилось, он перестал хватать любые вещи без разбора, ломать поделки/постройки брата, перестал требовать постоянного внимания к себе во время игры.
Теперь в этой семье во время игры нет ссор по принципу цунами, с ором и драками. Возникающие конфликты и трения стали быстро решаться, часто (о, чудо!) даже без вмешательства мамы. Это перестало портить игровое настроение и атмосферу - дети разбираются между собой мирно, и игра продолжается без взаимных обид.
Сейчас, когда тренинг подходит к концу, я читаю домашние задания Оксаны и вижу, что у нее получается играть отдельно и со старшим, и с младшим + она умеет объединять двух детей в одну игру.
Все это было бы невозможно без грамотно выстроенного игрового пространства для детей.
Все упражнения из тренинга на творческое мышление, на придумывание сюжетов игр не дали бы результата, если бы Оксана
не научилась создавать игровое пространство и взаимодействовать в игре с двумя детьми одновременно.
В тренинг по игре приходят осознанные мамы, которые так или иначе много думали над тем, как улучшить и изменить игры с ребенком, но у большинства из них оказалась одна проблема - отсутствие нужного игрового пространства и навыка взаимодействия с несколькими детьми в процессе игровой деятельности.
Я поняла, что эта тема актуальна для многих из вас.
Поэтому решила провести на эту тему онлайн-семинар
«Создаем правильное игровое пространство
для детей».
На семинаре мы вместе пошагово построим игровое пространство
для вашего ребенка (или детей), даже если у вас на всю семью
всего одна комната.
В течение 3 часов я расскажу обо всех фишках и правилах грамотной организации игрового пространства для ребенка,
а также о том, как хранить и делить игрушки, если в семье несколько детей.
Если у вас один ребенок, то вам также будет полезен семинар. Мы будем учиться устанавливать правила аккуратности игровой зоны
и детской самостоятельности: и в плане игры, и в плане уборки за собой игрушек.
Что еще ценного даст вам участие в семинаре:
дети перестанут ссориться из-за игрушек
дети научатся играть и вместе друг с другом, и самостоятельно
игра ребенка станет более насыщенной, интересной и долгой, потому что его не будет отвлекать беспорядок вокруг (а значит ребенок не будет дергать маму каждые 5 минут)
вы продумаете способы хранения игрушек удобные для себя и ребенка, так что ребенок сможет самостоятельно находить для себя интересную игру и даже наводить порядок
вы научитесь проводить правильную ревизию корзины с игрушками, избавитесь от лишнего и поймете чего в ней не хватает
поймете, как бюджетно пополнить игровую корзину
вы всегда будете знать во что поиграть с ребенком разнообразно и весело (и чтобы после этого не приходилось потом часами наводить порядок)
младший ребенок не будет мешать играть старшему (не будет разрушать поделки, не будет «ломать игру»), а наоборот сможет присоединиться при согласии старшего
дети сами с удовольствием будут наводить порядок в своих игрушках и поддерживать их в упорядоченном состоянии игры ваших детей станут сложнее и интереснее за счет того, что ребята смогут сохранять сюжет игры на много дней, при этом не нарушая порядка
смягчится ревность между детьми, потому что они перестанут пытаться перетянуть маму на свою сторону, а вы сможете
наконец-то с себя снять роль вечного арбитра (каждый раз ломая голову, кого наказать)
Звучит фантастически? Поверьте, все будет именно так!
Неоднократно проверено на опыте сотен участниц моих тренингов =)
Кроме того (как ещё один бонус): научившись организовывать свое игровое пространство, ребенок перенесет эти навыки в учебную
и рабочую зону. Что поможет ему впоследствии стать продуктивным и успешным взрослым человеком.
Программа семинара:
Максимальный набор игрушек
Как понять, какие именно игрушки полезны для мальчиков и девочек по возрастам?
Что обязательно должно быть среди детских игрушек?
Что наоборот - мешает ребенку играть и развиваться?
Игровое место ребенка
Как должна выглядеть игровая зона, чтобы ребенок умел и любил играть сам?
Чем игровое место отличается от детской комнаты?
Почему иногда даже при наличии своей детской комнаты у ребенка нет игрового места?
Если в семье несколько детей
Какие правила относительно игрушек надо установить?
Что делать, чтобы дети не ссорились из-за игрушек?
Как играть вместе с двумя или тремя детьми без ссор?
Хранение игрушек
Как правильно хранить игрушки, чтобы ими было удобно пользоваться?
Сколько стоит?
! Обратите внимание, для 10 участников я проведу мини-анализ их детских комнат в прямом эфире.
Чтобы предоставить свои фото и вопросы к разбору, нужно зарегистрироваться для участия до 15 февраля. Я выберу 10 самых интересных случаев. Так что успейте занять место!
Вспомнилась одна фраза из фильма, когда одна женщина (гуру уборки) остановила другую, которая ругала ребятишек за бардак в комнате. Она сказала: “Не кричите на детей. Они просто не знают КАК правильно.
Надо сначала их научить.”
Научите своих детей системности и порядку в игровой зоне! Это в разы облегчит их (и вашу) жизнь.