На прошлой неделе стартовал наш годовой курс Школа Юного Мыслителя 2.0. Наряду
с развитием воображения и обилием игр, мы
с участниками будем изучать основы ТРИЗа - теории решения изобретательских задач.
Однако не все из вас успели «запрыгнуть в этот поезд», отправившийся в Страну юных Изобретателей и Мыслителей.
И ко мне продолжают «пачками» поступать вопросы о ТРИЗ. Вы просите подробнее рассказать: что это за «зверь» такой, и чем обусловлена его бешеная сегодня популярность.
Рассказываю =)
Почему именно ТРИЗ, и как я к нему пришла:
Став молодой мамой, я с головой окунулась в развитие своего старшего сына. Я постоянно предлагала ему какие-то математические задачки: «давай построим чередующийся заборчик, давай посчитаем сколько, давай найдем: где подходит круг, а где квадрат»...
Таких задачек, которые я умело и неумело вплетала в игру, было много. И мне казалось, что это и есть РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. Для меня развитие логики было равно именно развитию мышления.
И вот однажды мне на глаза попалась статья,
где подробно описывались виды мышления..
.. и логика занимала там маленькое-маленькое местечко.
Самое потрясающее озарение, которое возникло у меня тогда - это то, что мышление НЕ равно логике. Что есть ДРУГОЕ мышление. Его называют ДИВЕРГЕНТНЫМ или творческим.
Это мышление, которое позволяет решать задачи со множеством ответов, нестандартные задачи, не по алгоритму, не по методике. И такое мышление НЕЛЬЗЯ развить с помощью логических задач… Нужны другие методы, другие подходы...
И самое интересное, что я огляделась по сторонам и увидела, что в мире, в нашей повседневной жизни нужно как раз именно такое мышление!
Начав свои поиски в попытках понять, как развивать творческое мышление, я наткнулась на ТРИЗ (Теорию решения изобретательских задач)
Ещё в институте я слышала про это направление и знала, что так называется методика поиска инновационных идей для инженерных задач. И для меня было открытием, что ТРИЗ можно использовать для развития детей!
Я начала осваивать это направление. Сначала самостоятельно по книгам, потом занималась с преподавателем, мастером ТРИЗ 4 степени, написала и защитила курсовую работу, затем начала учиться в РА ТРИЗ.
Однако, когда я начала внедрять ТРИЗ в жизнь,
возникли некоторые проблемы..
1
Во-первых, ТРИЗ сначала появился в ВУЗах и только потом в школах и детских садах. Поэтому многие уроки по ТРИЗу очень академические: есть учитель, он рассказывает - как и что надо делать, дети пробуют думать и решать не так как привыкли, а по алгоритмам ТРИЗ. Всё это очень далеко от живых игр детей, от их проблем и потребностей.
2
Вторая проблема, ТРИЗ нельзя выучить по учебнику. Изобретательство
и творчество — это непредсказуемый процесс, в который должны быть вовлечены и родитель, и ребенок. Не может родитель сидеть рядом, давать задачки и упражнения, а сам при этом просто наблюдать, как ребенок тренируется и развивается. Родитель должен быть тоже там, внутри этого творческого потока, погружаться в него с головой!
3
Третья интересная вещь, которую я увидела: обучение не должно заканчиваться во время урока. Оно должно идти дальше. И тут как раз учителю очень сложно это сделать, потому что его влияние ограничено уроком, а все «ключики» к развитию мышления оказываются после занятий в руках у родителей, то есть у нас с вами.
Тем не менее,
ТРИЗ - это СУПЕР инструмент!
Если найти грамотный подход к этой методике и умело обойти небольшие ограничения, то можно восторженно наблюдать, как занятия ТРИЗ меняют ребёнка буквально на глазах:
Благодаря ТРИЗу дети учатся не просто ныть
«не получается», а видеть проблему-открытую задачу и решать ее.
ТРИЗ дает возможность находить сильные решения «малой кровью». Для того, чтобы наконец «изобрести свою лампочку», вам не надо сжигать 10 000 экземпляров, достаточно приложить мыслительные усилия под нужным вектором.
У ребёнка появляется культура мышления.
Он учится каждую ситуацию рассматривать под нужным углом, мыслить целенаправленно, а не просто хаотично думать
и отвечать «не знаю».
Не все мамы, которые хотели участвовать в нашей Школе Юного Мыслителя смогли осуществить свою мечту. Есть мамы с детками до 3 лет, которые не могут пока ещё в полную силу использовать материалы Школы.
Были и те, кто ещё в отпуске, и не смог присоединиться к нам вовремя.
Так же есть много мам, которые давно хотят разобраться с тем, что такое ТРИЗ, даже не столько, чтобы сразу начать учить ребенка этой технологии мышления, сколько чтобы разобраться: что это такое вообще. Потому что самостоятельно разобраться с ТРИЗ не так легко, как может показаться сначала: слишком много там терминов и технических примеров..
По многочисленным просьбам/вопросам интересующихся ТРИЗ и специально для тех, кто очень хотел попасть в ШЮМ,
но не получилось, я решила провести
22-23 сентября
большой 2-х дневный онлайн-ИНТЕНСИВ
ТРИЗ для детей
Принять участие!
На интенсиве вы узнаете:
Что такое ТРИЗ и почему эта технология мощно развивает творческое мышление
Что такое АРИЗ и как с его помощью творчески решать не только детские, но и взрослые открытые задачи
Как адаптировать ТРИЗ-приёмы для детского восприятия
Какие существуют основные инструменты ТРИЗа
Как технологии ТРИЗа помогут решить многие родительские проблемы
Как сделать так, чтобы ребёнок перестал ныть и бояться трудностей, а научился видеть
на месте проблемы открытые задачи, которые можно решить
Как стать мамой, которая к любым сложностям воспитания подходит легко и творчески
ТРИЗ сам по себе - не панацея, а лишь инструмент. Он сейчас в моде и на слуху. Но, как любой инструмент, его надо уметь грамотно использовать.
Я расскажу об этой технологии максимально полно, разберу основные ошибки «новичков от ТРИЗ», поделюсь своими инсайтами и находками в этой теме, отвечу на ваши вопросы.
Я покажу вам, как применять методику в повседневной жизни, чтобы она была не просто знанием, лежащим на дальней полке вашей памяти, а приносила реальные результаты и здорово облегчила вам жизнь.
Как мы будем заниматься:
Даты проведения интенсива: 22-23 сентября.
Время занятий:
22 сентября 20:00 - 22:00 (мск)
23 сентября 20:00 - 22:00 (мск)
Интенсив пройдет в онлайн-режиме. Вам понадобится только доступ в интернет и любое устройство, воспроизводящее звук (колонки, наушники).
Принять участие в интенсиве вы сможете не только с компьютера, но и с планшета
или смартфона.
Принять участие!
ПРОГРАММА ИНТЕНСИВА
22 сентября, пятница
Модуль 1: Фундамент мышления, без которого другие методы ТРИЗа практически
не работают.
Я расскажу о том, как что такое Психологическая инерция, как с ней справится когда это необходимо. Мы научимся опираться на мышление, а не только на прошлый опыт и память. Вы узнаете о самых популярных способах активизации творческого мышления и воображения
Модуль 2: Как маме научиться играть и создавать интересный досуг для себя
и ребенка.
Вы узнаете, как внедрить инструменты активизации творческого мышления в жизнь мамы. Я приведу примеры, как можно придумывать новые и новые игры - интересные и вам,
и ребенку.
23 сентября, суббота
Модуль 3: Пошаговая технология сильного мышления
Вы узнаете о самом ядре ТРИЗа - АРИЗе (Алгоритм решения изобретательских задач).
Именно с помощью этой технологии специалисты ТРИЗ решают открытые задачи и находят сильные решения очень быстро, без 1000+ переборов.
Я расскажу о том, как повысить культуру мышления и перестать бессмысленно-хаотично перебирать варианты. Техники будут полезны не только для детей, но и для вас, родителей.
Модуль 4: Как внедрить ТРИЗ в свою жизнь
Вы узнаете, как творчески решать проблемы, связанные с воспитанием ребенка и его развитием. Мы разберем реальные кейсы и истории. Будем на живых примерах учиться быть «активными решателями», а также «деятелями» и «изобретателями». ТРИЗ изменит жизнь не только вашего ребёнка, но вашу. Вам останется только удивляться гибкости человеческого мышления и его колоссальным возможностям.
Стоимость участия в Программе
Стоимость участия в Интенсиве чисто символическая: 2 000 руб.
Вопросов по ТРИЗу очень много, и мне хочется, чтобы как можно больше мамочек имели возможность принять участие в Программе.
Оплатить
Не могу сказать за все семьи, но в нашей семье именно увлечение ТРИЗ стало тем самым сближающим фактором, связующим звеном интереса, когда дети и родители — это не просто члены семьи, а одна большая дружная «банда»-команда.