Гости блога Алексей Лельчук: о физиках и лириках.

Алексей Лельчук: о физиках и лириках.

Сегодня я публикую интервью или даже скорее просто рассказ и рассуждение Алексея Лельчука о творчестве, о науке, о школах и образовании. Думаю многие мамы знают Алексея по его ЖЖ — Душка-игрушка. Возможно найдутся и те, кто знаком с ним лично, ведь он ведет занятия лепкой для детей и взрослых в московской вальдорфской школе «Путь зерна«.

Больше всего, при онлайн знакомстве с Алексеем, меня удивило то, что у него физико-математическое образование. Мне это особенно интересно, потому что у меня самой техническое образование и после школы я поступала (да, к счастью, не поступила в МФТИ и МГУ). Немного об этом я писала в статье: «Послешкольное» образование ваших детей: как вы его видите? и Проблемы образования

Алексей, расскажите о себе и вашей семье. Где-то читала, что вы учились или работали программистом, это правда? Ведь многие люди противопоставляют математику/точные науки творчеству и воображению. Что думаете вы?

О себе и о физиках-лириках

Я родился и вырос в Новосибирском Академгородке, 3 года учился на физико-техническом факультете НЭТИ, потом 2 года – на факультете кибернетики в МИФИ, потом полгода на Computer Science Department of Brandais Univesrity, Waltham, MA (это около Бостона), и еще брал курс операционных систем в Columbia University в Нью-Йорке.

Это все я так подробно пишу, чтобы сказать, что да, я тоже противопоставляю науку и художественное творчество.

Я проработал программистом всего одно лето в США и до этого пару месяцев в Москве — крайне неуспешно, хотя учился во всех этих вузах почти на одни пятерки. Сразу после этого буквально сбежал в Израиль, где прожил 6 лет и занимался совершенно другими вещами, художественно-литературно-творческими.

Научная работа и художественное творчество требуют совершенно разного склада характера, талантов, привычек и уклада жизни. Те «физики», которые гордо заявляют, что они и стихи тоже пишут, сильно обольщаются. Писать-то они пишут, но вопрос – какие это стихи. Исключения крайне редки, на них не стоит равняться.

А если человек с техническим образованием потом оказывается хорошим поэтом (бардом, например), художником, педагогом, то, значит, он и есть по натуре бард, художник или педагог, а физика – это была случайность, «эпизод в жизни художника», как сказал Остап Бендер.

Конечно, это звучит слишком категорично, конечно, большинство научной интеллигенции достаточно широко образовано и занимается разными видами творчества, доставляя этим радость себе и своим близким. Но вас, как я понимаю, этот вопрос интересует в применении к детям, к их склонностям, самореализации, будущему.

И по этому конкретному вопрос мне хотелось бы сказать очень просто: не нужно тащить детей в науку, в технические области, надеясь, что творчество все равно приложится. Не приложится. Если у ребенка склонность художественная, то плюньте на математику с биологией, дайте ему учиться рисовать, петь или ходить по канату.

Техническое образование забивает мозги и душу, и потом людям десятилетиями приходится из этого выбираться. Я не только о себе говорю, у нас полшколы людей с высшим техническим образованием, которые бросили его, бросили все долгие годы учения, и теперь успешно и с удовольствием работают воспитателями дошкольников. Но насколько лучшими воспитателями они были бы, если бы с самого начала, с самой юности этим занимались!

И второй конкретный оптимистический вывод из моей позиции по физикам и лирикам: если вы занимаетесь «физикой» — не бойтесь заняться еще и творчеством. Для себя, для души, для детей и родственников. Все равно из вас не получится Рембрандта или Моцарта, и никто от вас этого не ждет.

Никто не будет упрекать вас за ошибки и несовершенство, все примут ваше творчество таким, каково оно есть, полюбят, похвалят, и будут рады, что вы подарили им чуточку живой радости. Потому что художественные способности на «домашнем» уровне есть у всех, у каждого человека, так же как у всех есть математические способности на уровне подсчета сдачи в магазине. И этого достаточно для жизни.

И кстати, наоборот, если вы музыкант и художник, то ничто не мешает вам поинтересоваться, как физика объясняет голубой цвет неба, или почему струна, зажатая на середине, звучит ровно на октаву выше. Вы не откроете новых законов, но чуть глубже почувствуете красоту Творения.

О вальдорфской системе образования

(Один из моих вопросов Алексею был такой: Очень интересно ваше мнение по поводу вальдорфской школы: где-то встречала мнение, что в такой школе хорошо детям и людям творчески одаренным, но вот выучить науку на фундаментальном уровне, чтобы потом к примеру учиться в МФТИ или МГУ невозможно. Это заблуждение? Или здесь есть доля истины?)

Заодно ответ на ваш последний вопрос – насчет поступления в МФТИ и МГУ выпускников вальдорфских школ. Я не считаю, что школа должна готовить в вуз. Меня школа прекрасно подготовила в технический вуз, это был физматкласс в лучшей школе города. Но это было не мое направление души, в 17 лет я оказался не в состоянии почувствовать свой путь.

В результате я потерял пять с половиной лет на учебу, которая мне никак не пригодилась потом. А если бы школа (ну и родители) не направила бы меня так определенно в научную сторону, то раньше задумался бы, наверно, к чему у меня душа лежит.

В вузы уровня МФТИ и МГУ должны поступать люди не с хорошей школьной подготовкой, а с врожденной одаренностью, сильной мотивацией и хорошей самостоятельной подготовкой. То, что сейчас в МГУ можно натаскать – это проблема МГУ, а не школы и не учеников. А в обычные технические вузы, которые готовят не великих ученых, а простых инженеров, вальдорфские выпускники поступают не хуже выпускников гимназий и лицеев.

Другой вопрос, что они туда меньше идут, потому что путь простого инженера после вальдорфской школы уже не кажется таким уж заманчивым. Школа должна давать хорошее общее образование, кругозор, познание самого себя. Все это дает вальдорфская система. Конкретный результат зависит от школы и от ученика, но в целом система готовит одинаково хорошо и по гуманитарным, и по техническим наукам.

Про семью

Мы с моей женой Аллой познакомились 4 года назад, родили дочку Ульяну, ей скоро два года. Очень боевая девица – умная и упрямая. Любим мы природу и путешествия. Правда, сейчас никуда не ездим, потому что маленьком ребенку лучше видеть вокруг себя все время примерно одну и ту же обстановку.

О лепке и столярном деле

Когда вы начали лепить? Заканчивали ли вы какие-то специальные учебные заведения или занимались и занимаетесь лепкой по велению сердца?
Лепить с детьми я начал в 2003 году, потому что меня попросили вести студию лепки из глины. А если серьезно, то в 1994 году у Елены Макаровой (познакомиться с ней и ее удивительными книгами о детском творчестве можно здесь) на детских занятиях в Израильском музее в Иерусалиме. Все, что я знаю о детском творчестве – от нее. Я несколько лет помогал ей в ее выставочных проектах, а заодно слушал, читал, смотрел. И вам тоже советую. Моя игра в глину – это упрощенный и ритмизированный вариант того, что делает с детьми и родителями Елена.

Столярным делом с младшими школьниками я занимался с 2000 года в частной школе в Москве. Тут я опирался на собственный опыт занятий в Клубе юных техников, когда мне самому было 8-9 лет. На это я наложил творческий подход Елены Макаровой – что ребенок должен сам придумывать, что ему делать. И получилась нынешняя детская столярная мастерская. Я вел ее в прошлом году, в этом году на моем месте работает школьный учитель ремесла. Сейчас хочу записать видео-курс про домашние занятия столяркой.

О домашнем образовании

Что вы думаете о домашнем и школьном образовании? Как считаете насколько необходимо присутствие сверстников в жизни ребенка?
Насчет домашнего образования и присутствия сверстников, думаю, что да – сверстники очень важны. В 7-8 лет человек начинает сопоставлять себя с окружающим миром, познавать реальный мир, так что он должен жить в обстановке, максимально приближенной к реальности. Это главное, что происходит в ребенке – становление личности по отношению к окружающей ее реальности.

Технические вопросы – обучение письму, чтению, счету, получение каких-то знаний – это решается по ходу дела. На самом деле, в начальной школе ребенку достаточно одного дня в неделю, но по правильной программе, чтобы освоить программу началки, ну и вообще, все, что нужно знать в этом возрасте. В Москве есть такая школа, где дети приходят на один день, в средней школе – на два. Очень успешно все изучают.

В вальдорфской школе происходит примерно то же самое – в начальной школе дети только 1 час в день занимаются интеллектуальными занятиями, остальные уроки – на общее развитие. Это музыка, движение, рисование, языки, общение и другие вещи. Знания у них в конце 4 класса все есть.

Каким образом родители организуют присутствие сверстников – другой вопрос. Школа – это один вариант. Кружки, друзья, домашние мероприятия – другой вариант. Но просто сидеть дома в одиночку, учиться по учебникам и читать книжки – это плохо.

Более того, в подростковом возрасте детям вредно, если родители их учат. Подростки все отрицают, это нормальный ход вещей. Они отрицают и учебу, и учителя. Они воспринимают учебу и учителя как внешний враждебный мир, с которым им необходимо научиться ладить и бороться. Вся эта борьба должна изливаться на чужих людей.

Родители должны играть роль тихой гавани, надежного тыла. Недаром в старые времена подростков часто отправляли на учение в интернаты, к родственникам, в другие города – чтобы они спокойно могли воевать с чужими людьми, на вмешивая в это отношения с родителями. И родители на всю жизнь оставались для них любимыми маменькой и папенькой.

Вопросы и ответы =)

У меня к вам два вопроса по поводу развития творческого потенциала в своих детях:

Первый вопрос: Старший сын — Глеб последнее время очень много рисует. Я никогда не вмешиваюсь в его творчество. Но сейчас у меня ощущение, что он застрял на одном образе — поезда, станции, депо, рельсы, стрелки. Он сам придумал свой «шаблон» поезда и часто рисует именно его, так что один рисунок очень похож на другой.

Стоит ли стараться увести ребенка от этого? Если ему интересна только одна тема в творчестве — железные дороги — стоит ли стараться расширить ее. (Например, предлагать нарисовать рядом с поездом домик или человека-машиниста. Хотя я вижу, что в поезд он «вкладывает» душу, а многие детали рисует уже без энтузиазма)

Второй вопрос: когда лепим или рисуем сын (ему почти 5 лет) иногда очень расстраивается когда получается «не так, как он задумывал» — или колеса недостаточно круглые, или трещина на кузове у машины и так далее. Хотя мы никогда не пытались его научить или сказать, что у него «что-то не так«. Такое ощущение, что у него есть внутренняя планка или установка, и он пытается следовать ей.

Встречались ли вам такие дети? Что вы делаете на занятиях, чтобы дети перестали лепить «вещи«, а включились в игру? Или это такой возраст, когда хочется слепить что-то законченное и совершенное, но еще недостаточно умения?

Я думаю, что он рисует паровозы, потому что ему интересны паровозы. Ребенок ведь не занимается Творчеством с большой буквы «Т», он отражает те вещи, которые ему интересны, которые он познает. Видимо, он любит железную дорогу, вот и рисует ее. Как я понял, раньше он мало рисовал? Может быть, любовь к паровозам так на него повлияла, что он даже начал ради нее рисовать. То есть, ему важен не художественный результат, а факт паровоза, поэтому шаблон его вполне устраивает.

На успешно найденном шаблоне дети действительно иногда зацикливаются. С одной стороны, нет опыта рисования других вещей, а этот шаблон вроде как – успех. И они боятся отклониться от шаблона, от гарантированно успешного пути. С другой стороны, есть дети действительно с высокой планкой успеха – им важно, чтобы все было на 100 процентов. Это и врожденное свойство, и приобретенное.

Если родители слишком строго следят за чистотой и порядком, дети это перенимают в гипертрофированном виде, и это тормозит их развитие. Ну, а врожденный перфекционизм – это судьба. Конечно, имеет смысл с ним бороться по мере сил, чтобы человек легче воспринимал несовершенство.

Чтобы дети включились в игру, я просто активно развожу на другом конце стола эту самую игру. И обычно зацикленные дети заглядываются на нее и потом включаются. Не нужно предлагать ему нарисовать машиниста – сами нарисуйте на соседнем листе машиниста, еще один паровоз, вокзал, дерево и что угодно.

Действуйте, рисуйте с ним. Одни слова мало что дают. Начните с паровозов и отправьтесь с ними в путешествие в Африку, где слоны и носороги.
5 лет – это еще не возраст для лепки законченного и совершенного, это просто эпизод, который должен быстро пройти. Ребенок должен постигать (и лепить) суть, а не форму. Совершенство и реалистичность – это 8-9 лет.

Ну, и дайте ему какие-нибудь другие яркие впечатления (зоопарк, деревня, что угодно), чтобы ему стало интересно что-то кроме паровозов.

Не знаю, как у вас, а я начала глобально переосмысливать весь свой подход к развитию и воспитанию детей и «перераставить» приоритеты, после этого рассказа Алексей. Я никогда не думала, что математика, физика, логика забивает развитие чего-то другого более важного; на неосознанном уровне я считала, что творчество действительно приложится, а наука важнее. Вообщем у меня после этой беседы возникло много мысле, надесюь я формлю их в слова, статью и скоро напишу.

А чтобы и дальше читать необыкновенные рассказы и мысли потрясающих людей, можно подписаться здесь.

С уважением, Несютина Ксения

23
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Наталия Кушнирская

    Очень интересный разговор получился. Я только отчасти согласна с Алексеем. У меня тоже высшее техническое образование, (тоже училась в физмат-школе в 9-10 классе), и меня всегда внутренне передергивало, когда называют, например, визажиста, человеком творческой специальности, и никогда не говорят о техническом творчестве инженера. Для меня дизайн — это отдых, а для кого-то -это работа.

    «Техническое образование забивает мозги и душу» — слишком спорное заявление. Просто надо, чтобы образование не ограничивалось только техническим образованием. Надо, чтобы оставалось время на отдых, спорт и общение с друзьями.

    Ребенку надо дать возможность ознакомиться с различными сферами жизни, деятельности, науки и искусства.. Дать ему возможность попробовать себя во всем ( или во многом). А родители должны присмотреться к способностям ребенка и способствовать их развитию. Но пока все не перепробуешь, не определишь свои способности. Не только способности важны, но и интерес ребенка к определенной деятельности (бывает, что есть способности, а нет интереса). Очень важна мотивация, тот имидж, который окружает определенную сферу деятельности (от этого никуда не уйдешь).

    Если сейчас ребенку 5 лет нравится рисовать , это еще не значит, что ему не будет нравиться складывать слова из букв в 7 лет. Постепенно, узнавая новое, у него будут появляться новые увлечения и будут проявляться новые способности.

    Вот интересный пример. У моей сотрудницы сын очень увлекался биологией и физикой (сам, без подталкивания). Хотел поступить в МГУ на биофак (там есть отделение биофизики). Но для этого нужно было сдать экзамен по химии. В школе какое-то время не было преподавателя по химии, поэтому он начал заниматься химией частным образом . За год этих занятий он так полюбил химию, что решил поступать на биохимию (и поступил).

    Почему бывают разочарования?
    Дело в том, что изучение наук и работа сильно отличаются. На работе человек ограничивается более узким спектром вопросов, чем это было при учебе в институте. Зачастую в работе используется 1-2 спецкурса из программы института (остальное — за плечами не носить!). Но на работе — больше ответственности.
    А о работе программиста я однажды слышала такое высказывание:»Это -не творческая работа, это — эксплуатация умственного труда!» Хотя моя старшая дочь (она специалист по защите информации) говорит, что чувствует, что ей такая работа подошла бы, ей было бы интересно найти неполадки в программе и заставить ее работать. А моя младшая дочь заканчивает МИФИ (сама туда рвалась), не хочет работать программистом, ей больше нравиться давать уроки по математике частным образом. Вот так.

    А я за 90-е годы, просидев много с детьми и испытав безработицу, потому что по всей стране были массовые сокращения, пришла к выводу, что мне максимально подходит работать в НИИ, и все же вернулась к этой работе. Хотя я осознаю, что , если бы я ознакомилась с медициной, как с наукой о сложнейших биофизических и биохимических взаимосвязях в организме в 16 лет, то скорее всего поступала бы в медицинский или на биофак, но опять же, чтобы не сидеть в поликлинике, а работать в НИИ,

  2. Наталия Кушнирская

    Еще могу добавить, что не только ориентация на техническое образование определенным образом ограничивает развитие ребенка, но любая ранняя специализация, будь то музыка, балет, рисование или спорт, отнимают массу времени и сил, не дают ребенку испытать себя в другом виде творчества или просто отдохнуть: делать то, что хочется, а не то, что надо.
    Главное, заботясь об интеллектуальном развитии детей, не забывать воспитывать в ребенке способность сострадать другому человеку, животному, учить его делиться игрушками, убирать за собой, помогать папе и маме, постепенно приучать его к маленьким обязанностям по дому.

  3. Алексей Лельчук, автор статьи

    Согласен насчет технического творчества инженера, а уж ученого — тем более. Сам был в восторге от специальной теории относительности, воспринял ее как поэму, картину. Но, к сожалению, «научные» родители все-таки слишком часто считают, что для их ребенка техническое творчество правильнее любого другого (как белые родители не хотят, чтобы их дочь вышла замуж за негра). Вы пишете о смене интереса вашего знакомого абитуриента с биологии на химию. Разве это смена! Да это почти одно и то же. Вот если бы он вдруг захотел стать летчиком, или поваром, или бизнесменом, или священником. Вот это была бы смена. А вы подсознательно даете ему слишком маленький спектр для выбора.

    А кроме того, творчество вообще не обязательно для самореализации человека. Не обязательно заниматься Творческими вещами (с большой буквы «Т«), чтобы полностью внутренне реализоваться и иметь уважение в обществе. Можно быть высококлассным водителем грузовика — в США меня поразила негритянка на курсах по вождению, которая рассказывала о своей работе, и о своей мечте — попасть в школу вождения грузовиков с прицепом на льду на соляных озерах в штате Юта. Тогда я вдруг понял — не обязательно быть Моцартом, чтобы испытывать вдохновение. Хороший программист может получать удовольствие именно от рутинного выписывания кодов, потому что для него эти коды — магические символы, оживляющие неподвижные формулы. (Мы с моим однокурсником Кешей все время спорили, кто творческее — системщик или ИИ-шник. И уж Кеша был системщиком от Бога).

    Домохозяйка, которая с удовольствием каждый день готовит почти один и тот же набор блюд, может чувствовать такую наполненность и радость жизни, что никакой учений не чувствовал. Бухгалтер, который каждый день заполняет одни и те же таблицы, может всю жизнь получать удовольствие просто от вида правильных сумм. Воспитательница детского сада, которая каждый день делает с детьми одни и те же простые вещи, не занимается никаким творчеством, но ее жизнь полна и осмысленна. А уж насколько она может оказаться более полезна для общества, чем творчество иного ученого или художника, и говорить не приходится.

  4. Наталия Кушнирская

    Про «научных» родителей согласна. Мой одноклассник умер в 40 лет, сразу через 2 месяца после защиты докторской диссертации в области радиофизики. (Более того, микро инсульт у него произошел прямо во время защиты, он еле-еле закончил доклад, язык переставал слушаться). — Зачем такие диссертации?! — Человек загнал себя, белого света не видел. Он и школу окончил с золотой медалью.
    Кстати, люди искусства тоже бывает рано умирают, но там другие проблемы.

    Теперь о выборе специальности. Если мы сами выбираем специальность, без нажима, то зачастую делаем это, кому-то подражая (кто имеет эту специальность). Часто нравится человек, и тогда хочется заниматься тем же, чем он. Или прочитаешь про интересного человека и захочешь что-то аналогичное сделать.
    Та энергичная негритянка, о которой вы говорите, возможно, ровнялась на любимого отца или парня, который был водителем.

    Очень много зависит от той среды, где человек вырос, кто там был авторитетом. Но не редко молодые люди хотят вырваться из своей среды, хотят «глотнуть свежего воздуха» и выбирают себе другие авторитеты. Хорошо, когда они выбирают достойные ориентиры, действительно, все профессии -нужны (главное-без наркотиков и прочей глупости).

  5. Наталия Кушнирская

    Ксения, еще немного о ранней специализации.
    Бывает, что у ребенка хорошие способности к музыке (или в другой области). И он сначала с удовольствием в 5-6 лет начинает обучаться. Но ведь обучающие программы зачастую написаны для 7 (8) -летнего возраста!
    В 7-8 лет завершаются определенные физиологические процессы формирования нервной системы ребенка, возможности его возрастают.
    Но даже в средних классах нельзя нагружать ребенка, как взрослого.
    Даже, если ребенок выбрал себе специальность и с удовольствием, казалось бы, занимается, надо учитывать, что каждая специализация имеет не только свои «плюсы», но и «минусы». Зачастую приходится очень долго сидеть и заниматься одним делом. И, если взрослому это под силу, то нервы и психика ребенка не всегда с этим справляются. Нет времени на общение с друзьями. От этого бывает, что талантливые подростки бросают тот род занятий, в котором они были весьма успешны.
    В наш компьютерный век слишком много сидячей работы, поэтому для здоровья ребенка приобщайте его к физкультуре, очень полезно ходить в бассейн. Кстати, в нашей школе олимпийского резерва шахматистов регулярно гоняют в бассейн. При движении усиливается циркуляция крови и улучшается питание мозга, что необходимо для любой результативной работы. Также полезны прогулки на свежем воздухе.
    Но со спортивными занятиями нужно быть осторожным, часто они физически изматывают.
    Теоретически все легче, чем на практике.
    Удачи Вам!

  6. Ксения Несютина

    Наталия я со всем согласна.
    Вроде бы как надо дать ребенку возможность попробовать себя во всех областях. С другой у меня есть сомнения на этот счет. К примеру школа (многие школы) не предоставляют такой возможности. Хотя там казалось бы куча разнообразных предметов — выбирай, что интересно. Но я отучившись 11 лет в школе (закончила школу относительно недавно — 9 лет назад и кстати закончила с медалью). Так вот я ничего не помню из географии, истории, биологии, химии — помню только то, что я учила сама и что мне было интересно — физика, математика, экономика. Все остальное было пустой тратой времени — выучивание ради оценки. Сейчас, когда мне стала интересна история, я с удовольствием читаю и уже многое узнаю и запоминаю! Несколько лет назад мне захотелось смотреть фильмы без перевода, на английском и я выучила язык почти с нуля. У меня очень много таких примеров из собственной жизни.
    Я уверена дети люди должны что либо учить только из-за внутреннего желания и внутренней познавательной потребности. Но как это реализовать на деле, мне не понятно…
    А уж в школе это и вовсе по-моему невозможно.
    Так что специализация вроде бы и «сужает» человека, с другой стороны та «расширенность», что существует в школах — даром никому не нужна.

  7. Алексей Лельчук, автор статьи

    Да, богатство школьной программы — кажущееся. Большая часть знаний потом лежит мертвым грузом. А что-то не преподается совсем. Школа вообще дает только науки. Но в школе не дают представления о большей части профессий и занятий людей, о строении большинства вещей и о смысле большинства явлений, которые нас окружают. Не развивается большая часть способностей человека, только память и логика. Так что нынешняя школа — вообще достаточно ущербное заведение, которое можно изначально считать пустой тратой времени. И не только у нас в стране.
    Оговорюсь — для большинства учеников. Есть очень маленькая прослойка умных интеллектуальных детей, которые после школы идут в науку, ту или иную. Вот они получают что-то полезное в школе. Но к сожалению, именно их родители составляют костяк тот интеллектуальной элиты, которая разрабатывает (или поддерживает разработку) программы обучения для всех.

  8. Наталия Кушнирская

    Я согласна, что многие знания не используются, и зачем «грузить» интегралами и дифференциалами в школе сложившихся к 9-10 классу гуманитариев?
    Лучше пусть математические умы больше почитают художественной литературы и глубже вникнут в историю, позанимаются плаванием и побегают на лыжах, а высшей математикой нужно в ВУЗе заниматься.
    Более того, даже после окончания ВУЗа высшая математика, как правило, используется только теми, кто работает над диссертацией, и то не всеми. Ведь есть технические диссертации, основанные на анализе экспериментов.
    Про историю могу сказать, что ребенок не может так осмыслить прошлое, как взрослый человек, поэтому многое не запоминается. Уже с пятого класса дают историю Древнего мира в академическом подходе, и сам подход и научная лексика отбивают весь интерес. В изложении предмета не учитываются возрастные особенности учеников. Многое, конечно , зависит от учителя: если он увлеченный человек и может это увлечение передать детям, — это наилучший вариант (но тогда он непременно отойдет от академического подхода!)

  9. Наталия Кушнирская

    Кстати, на нескольких сайтах обсуждалось, что можно рассказать ребенку о войне — это тоже очень важная сторона воспитания. А то уже появились в интернете высказывания типа: «За что боролись наши деды, жили бы себе сейчас в Германии, катались бы на «Мерсах». — (Можно подумать, что Гитлер послал свою армию на восток, чтобы русские были наравне с немцами! Им нужна была рабочая сила и плодородная земля наша!)
    Сейчас заканчивается конкурс рассказов «День Победы и дети». Я написала известную мне историю так, чтобы ее можно было прочитать детям с 5-6 лет ( см. «История Вани Власова» — http://7yaiya.ru/detyam-o-vojne-istoriya-vani-vlasova#more-6430)

  10. Ксения Несютина

    Наталья, спасибо. Я сейчас читаю историю — многое из детских энциклопедий с сыном, многое проигруем и читаем в виде сказок и легенд. Но я действительно стала по-другому воспринимать историю по сравнению со школой. Сейчас в разы интереснее.

    А интегралы и дифференциалы используются при построении сложных алгоритмов в программировании, хотя конечно не так часто как хотелось бы )) Но без алгоритмического мышления, которое дает математика, в программировании вообще никуда.

    Еще знаю моей подруге на филфаке МГУ тоже преподавали программировании — они удивились: «мол зачем оно нам?» Но было сказано, что лингвистам необходимо хорошее алгоритмическое мышлении!

  11. Сергей Николаевич Буланов

    Не стоит противопоставлять науку и искусство. Я думаю, мало кто из нас понимает, что такое настоящая наука в том виде, как ее понимали величайшие ученые последние 3000 лет (или даже больше). К сожалению, в школе этому не учат.

    The true spirit of delight, the exaltation, the sense of being more than Man, which is the touchstone of the highest excellence, is to be found in mathematics as surely as poetry. (Bertrand Russell — математик, философ, лауреат Нобелевской премии по литературе). — «Истинное чувство наслаждения и восхищения, ощущение себя больше чем Человеком, превосходящим всех, — это восприятие математики так же, как поэзии«.

    В истории были люди и более интересные, чем Рассел. Но таких людей мало. Учиться или общаться с такими людьми, я думаю, не довелось никому из нас. Получать самостоятельно качественную научную информацию из книг — большой труд, требующий большого времени и жизненного опыта.

  12. Ксения Несютина

    Да, но тем не менее, я много читала на тему того как развитие левого полушария угнетает развитие правого. И наблюдала это на примере собственных детей — у ребенка действительно меняется восприятие мира, когда он к примеру в раннем возрасте до 3-4 лет «научивается» читать (чтение — это чистая логика). Некоторые дети вообще перестают фантазировать и играть — потому что в этом мало практического и логического смысла.

  13. Алексей Лельчук, автор статьи

    Настоящей наукой будут заниматься доли процента из учеников средней школы. Это факт. Если в 60-е годы еще были иллюзии, что в светлом будущем наукой будут заниматься почти все люди (а остальное делать роботы), то сейчас уже ясно, что это не так.

    И эти доли процента пробиваются в науку почти независимо от качества школьного образования. Они как-то вот находят путь и из столиц, и из деревень в эти самые настоящие научные лаборатории. Им не нужно облегчать путь, потому что иначе они не будут теми самыми настоящими учеными.

    А общая школа должна помогать становиться просто гармоничной личностью, в которой в равной степени может дальше развиваться умение и считать, и петь, и яму копать, и танцевать, и воевать, и стихи писать. Раннее интеллектуальное развитие сильно тормозит эти все умения.

  14. Елена В.

    А вы не могли бы какие-то ссылки дать? Мне эта тема тоже интересна.
    Напрашивается вывод, что есть дети с врожденными способностями к логике, а есть — творческие дети. То есть представляется более логичным, что на развитие влияют врожденные способности, а не занятия.

  15. Ксения Несютина

    Елена, а какие ссылки? Я могу сказать, что есть замечательные книги Елены Макаровой «Освободите слона» и «Сначала было детство«. Там очень хорошо написано про творчество. А больше никаких конкретных материалов нет, это просто беседа: но вы можете писать ваши вопросы Алексею и, думаю, он ответит как найдет время.

  16. Алена

    Здравствуйте! Очень рада, что увидела этот пост. Алексей Пальчук мне немного известен по его книге «Глина с характером«. Попозже прочитаю пост с большим вниманием.

  17. Ксения Несютина

    Я мечтаю попасть к нему на занятия в школе Путь зерна. Но так как это совсем другая часть Москвы у нас никак не складывается…

  18. Евгений Никитин

    Оооо! Вечный спор!

    1. Нельзя так противопостовлять человека с гуманитарным мышлением и человека с техническим-научным восприятием мира.
    Понимаете тут такая вот проблема — большинство в душе и на практике очень ленивые, «не могут проявить фантазию» что бы нарисовать карандашом круг или лепесток цветка; и «ничего не понимают в технике«…
    А если в книгах, в фильмах или на улице нам встречаются примеры обычных, думающих, хорошо воспитанных и потому творческих людей, то многие про себя сразу думают — вот опять гений попался, ненормальный какой-то, спокойно жить как я не умеет!

    Именно так! Художественное и техническое есть в каждом из нас с рождения. Невозможно пользоваться всеми достижениями прошедших поколений людей и при этом что бы ничего не оставалась в Вас ввиде навыков и знаний и практики жизненного опыта.

    Вопрос стоит так: «Хочется думать и самим работать или — пусть другие за меня каждую мелочь сделают бесплатно и ещё с подарком«.

    Для меня художественное творчество и восприятие едино с научным исследованием, с техническо-изобретательским и конструкторским вдохновенным трудом.
    Вполне можно получать настоящую радость и восторг от того что получается придумать новый «болт» для крепления «штуки» к самолёту и собирать красивейшие цветы и животных из деталей ЛЕГО!

    2. Мне кажется что основные проблемы нашего школьного и высшего образования как раз и возникают из двух причин:

    1: Системе надо «ДАТЬ ЗНАНИЯ» — т.е. навязчиво вдолбить во всех! Личные особенности объекта «вдолбления» не важны для аттестата и процесса.
    2: Ученик хочет сразу закончить всю эту «учёбу«и жить как ему нравится.

    А практика и статистика нам известна! Если ученик учиться не хочет — его приходится упрашивать-заставлять это делать.

    В Вашем случае это и произошло. Вас принуждали учиться на «физика«, а Вы больше могли мыслить и развиваться по-другому.

    Я не предлягаю отменить систему образования! Просто надо понимать что упрекать её некорректно!
    И никакие варианты «разных типов школ» не являются истиной и единственной панацеей для любого ребёнка в смысле получения им образования.

    Как правильно тут говорили в комментариях — многое зависит от личности учителя и от творчества родителей. От их душевной грамотности и желания трудиться вместе с детьми!

    Мне повезло. В семье были шкафы с энциклопедиями и книгами ( включая книги по Истории, Архитектуре, Фантастике, Поэзии и Всем видам транспорта … ). Родители много работали и редкие часы были дома. Но отец научил меня сколачивать гвоздями машины, корабли и самолёты из напиленных частей из досок от ящиков, научил и играть в шахматы и правильно чертить и рисовать; мама дала восприятие поэзии и удивительного мира насекомых и растений, я начал придумывать свои настольные игры и потом свои конструкторы.

    Были ясли, детский сад, школа, но были и Дворец пионеров с многочисленными кружками и с вдохновенным пением в ансамбле имени Локтева … Когда попал в армию то мои руки уже могли преодолевать боль и делать всё, а голова при этом оставалать светлой мыслями и мне было интересно всё исследовать и понимать.

    Возможно так и надо? Трудиться и преодолевать? Самому искать направление творения своей жизни и помогать своему ребёнку и ученику в этом?

    И больше не противопоставлять «физику» и «лирику«!
    Оставим это тем кому лень и кто сам ничего не умеет и учиться не хочет.

    Мастер Идей.

  19. Алексей Лельчук, автор статьи

    Ну вот я вижу, что вы — «физик» по типу мышления и восприятия мира, и как все физики считаете ваше мировосприятие универсальным, то есть включающим в себя и «лириков» тоже. И не можете поверить в то, что бывает другое восприятие мира и другое мышление. И вас невозможно переубедить, потому что вы верите только в опыт, причем только в свой опыт, или в чужой опыт, который путем логических заключений можно свести к вашему опыту. А другого опыта у вас нет.
    Впрочем, «лирики» тоже верят в опыт. Но к счастью для них, они не так успешны в этом мире, чем «физики«, они чаще получают «по башке«, грызут ногти и задумываются, что может быть, на самом деле все не так, как вам кажется. И готовы верить в то, что бывает и по-другому, что существуют в мире и «физики» тоже.

  20. Глаголев

    Спасибо Алексей!
    Два вопроса:
    1. Вы сделали видео-уроки столярного дела?
    2. Почему маленьком ребенку лучше видеть вокруг себя все время примерно одну и ту же обстановку?

  21. Алексей

    1. Видео уроки по столярке не сделал. Прошу прощения, не получилось, не дошли руки. Слишком занят оказался изготовлением игрушек и интерьеров, хотя и в этом тоже все не без проблем. Может быть, когда-нибудь сделаю.
    2. Ребенок лет до 3 только осваивает пространство как таковое. У него еще нет четких понятий «здесь», «там», близко, далеко, свое, чужое. Эти понятия у него только складываются, и чтобы они лучше складывались, нужно, чтобы они имели наглядное материальное воплощение. Свой дом, своя комната, свои игрушки запечатлевают у ребенка образ стабильного пространства, в котором он может ориентироваться. Опираясь на стабильное окружающее пространство, ребенок выстраивает свою способность двигаться в этом пространстве, осознавать, понимать его.
    Представьте себе, что вы приехали в новый город, привыкаете в нем ориентироваться, а в нем каждый день меняют названия улиц, перевешивают таблички. Конечно, со временем вы найдете какие-то косвенные метки для этих улиц, а со временем постигнете и их взаимное расположение. Так что, когда-нибудь вы станете довольно хорошо ориентироваться в городе. Запомните улицы по их внешнему виду и придумаете свои собственные названия, не меняющиеся. Но насколько проще и эффективнее будет ваша ориентация, если таблички с самого начала будут висеть на своих местах.
    По своей дочери вижу, что лет до 2,5 она очень трудно воспринимала новые места. Она очень хорошо ориентирующийся ребенок, но очень впечатлительная. И раньше каждый поход в новое место выбивал ее из колеи на целый следующий день. Мы очень мало выводили ее из дома, гуляли много, но только в окрестных дворах и близлежащем лесу. И в своей квартире и своем дворе она всегда находила очень много разных интересных мелочей и не скучала.
    Сейчас ей почти 3 и все совершенно изменилось. В любом новом месте она чувствует себя как дома, сразу все видит, находит, запоминает. Конечно, она перевозбуждается от поездок, но ведет себя адекватно, и видно, что ей это не вредит в целом. И все равно мы не собираемся в ближайшие годы таскать ее с собой куда попало.

  22. Ксения Несютина

    Алексей, спасибо. Немного «встряну». Я недавно прочитала книгу «высокочувствительный ребенок». Очень понравилось: особенно когда читаешь и чувствуешь, что каждый абзац про твоего малыша. Основная смысл: около 20% людей (и соответственно детей) высокочувствительны. Они замечают больше остальных, больше подвержены стрессу, эмоциональной перегрузке, сильнее привязаны к людям и обстановке. И в нашем обществе, так как эти люди все-таки в меньшинстве, многие не понимают этой особенности. Иногда путают с застенчивостью, робостью, скрытностью и самое неприятное пытаются такого человека изменить, перевоспитать, научить общаться итд.

  23. Алексей

    Согласен. Наша Уля как раз высокочувствительная. Но она не робкая, у нее еще и жизненная активность зашкаливает. Поэтому если она что-то не то почувствовала, то мы это тут же чувствуем сами. Если бы не отслеживали все ее чувства, то она у нас давно была бы невротик, аллергик и просто невыносимый ребенок.

Оставить свой комментарий