10 | 29/10/2013
Астрономия для детей и еще 30 игр и поделок с камнями и минералами.
Здравствуйте, дорогие читатели.
Всем известно, что многие науки и области знаний пересекаются, например биология тесно связана с географией или физика с химией. Мне особенно нравятся такие игры и занятия, которые находятся на пересечении нескольких наук: это помогает увидеть целую картинку мира, а не обладать разрозненными знаниями из разных областей.
Вот и астрономия для детей неразрывно связана с геологией, поэтому в этой статье будут и поделки из камней, и строение Земли.
Этими играми мы занимались полторы недели, а на этих выходных, наконец, сходили в геологический музей в рамках проекта «Всей семьей в музей». (Он продлится до 10 ноября, так что поторопитесь: есть еще 2 выходных). Который кстати тоже немного и об астрономии, и о геологии, и о минералогии.
Наши впечатления опишу в следующий раз (не пропустите!), а сегодня подробнее о наших играх! (О книгах и материалах подробно в этой статье)
Каждое занятие можно описать подробно, посвятив этому целые статьи. Но я решила, просто собрать все идеи в одном месте. Если кому-то будут интересны подробности, я с удовольствием поделюсь в комментариях.
Все игры я разделила на разделы: Строение земли и астрономия, Основные сведения о минералах, Полезные ископаемые, Драгоценные камни. На игры из каждого раздела мы тратили около двух дней и потом передвигались к следующему. Такой подход мне кажется более систематичным. Играли всегда вместе с Марком, если он, конечно, не был занят своими «важными» делами. Просто для него придумывали более легкий вариант.
Кстати, когда-то, около 2 лет назад, мы уже играли с Глебом в камни в рамках проекта Школа трехлетки. В нем была такая тема. Вообще, очень интересный проект, поэтому горячо рекомендую всем мамам трехлеток =)
Строение Земли и астрономия для детей
Геология для детей начинается с понимания того, как устроена наша планета. Поэтому мы начали именно с астрономии и связи нашей планеты с другими.
Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.
Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель вселенной. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет). Затем в нужном порядке делаем планеты. Мы смотрели на рисунок в энциклопедии, старались повторить цвет и говорили, почему он именно такой.
Астрономия в деле: полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!
Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще — из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе». Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной, «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!
Сделать вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.
Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)
Общие сведения о минералах
Мы прочитали немного о минералах и камнях из энциклопедий, рассматривали картинки, находили самые необычные и интересные. А вот, что можно сделать еще:
Собирать на улице камни. В Москве трудно найти дорогу, где можно собирать камни. Но мы все же нашли интересные экземпляры около старых гаражей. Правда там насыпь была уже 20 летней давности и многие камни были в земле. Зато они все были разные по цвету и размеру. Встречались даже очень красивые – прозрачно желтые. Еще можно походить по парковым и лесным дорожкам. Иногда вокруг озера или пруда много камней.
Камень из песка. Некоторые садоводы любят делать камни сами из песка и цемента. У нас сада нет, да и цемента тоже =) Поэтому мы сделали другую поделку из камней — склеили камень из песка и клея. Для этого находим бело-серый песок (мы взяли пол ведёрка с площадки). Дома его просеяли и прокалили в духовке. Затем остудили и смешали с клеем ПВА. Получилась пластичная масса, из которой сделали камешек. Высохнув, он стал твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.
Сравниваем по весу и размеру. Возьмите средний камешек и большой кусок ваты или синтепона. Пусть ребенок возьмет эти предметы в разные руки. Что тяжелее? А теперь ходим по дому, подбираем предметы такого же размера как наш камень и сравниваем их вес.
На что похож по форме. Если включить фантазию, то камешки, как и облака, могут быть слониками, ежиками, рыбками. Придумайте образ для каждого!
Найди в мешочке. А теперь кладем их все в мешочек и на ощупь вытаскиваем нужный или же просто ощупываем камень и стараемся вспомнить, какой образ мы для него придумали в предыдущей игре.
Дорожка из камней. Из камешков можно выкладывать дорожки и тропинки в сюжетно-ролевых играх. Как думаешь, удобно ли ездить по таким дорогам?Раньше ведь делали мостовые и дороги из камня – асфальта тогда еще не было. Можно сделать болото для игрушек, а камешки – это кочки.
Поделки из камней для детей. Нам понадобятся мелкие камешки. Мы взяли две горсти камней на дорожке в Измайловском парке, помыли, высушили. Возможно, у вас получится наколоть обычных камней молотком. Но наверное это занятие не для квартиры =) Потом мы раскрасили 5 горсточек камешков разными красками и выкладывали аппликации и добавляли «декор» в глиняные постройки. Вот наши поделки из камней:
Рисунки на камнях для детей. Делать эти поделки из камней, наверное, уже все попробовали со своими детьми! Надо взять гладкие камешки (можно — привезенные с моря, а можно купить набор). Берем обычную гуашь, тонкие кисти и рисуем на камнях с детьми. Камни могут превратится в животных, машинки, кусочки фруктов, жучков. Или же это могут быть просто абстрактные рисунки на камнях! Одна свежая идея: после рисования на камнях, использовать получившиеся поделки, например в игре «крестики-нолики» или «морской бой».
Подбери камень по фотографии. Заранее фотографируем 5-10 камней. Затем выкладываем перед ребенком, и он старается подобрать к фотографии реальный камень. Фотографии можно показывать прямо с телефона\фотоаппарата или перенести в компьютер.
Полезные ископаемые.
Мы опять начали с энциклопедии и с обсуждения полезностей, которые можно добыть в земле. После этого перешли к играм
Чего бы не было без … Надо придумать как можно больше ответов на вопрос «Чего бы не было без … песка». Затем, вместо песка берем другие полезные ископаемые – глина, нефть, мел, вода и так далее. Кстати, рассматривайте и отрицательные стороны: без нефти не было бы и экологических катастроф. Верно?
Раздели на две группы. Эта игра есть в дополнительных материалах, которые можно скачать в конце статьи. Распечатайте лист с картинками, вырежьте их и предложите ребенку разделить их на 2 группы: полезные ископаемые и другие предметы и материалы, сделанные человеком.
Кроссворд. Опять игра из дополнительных материалов. Распечатайте и загадывайте загадку ребенку, он отгадывает и вписывает ответ в клетки. Клетки крупные, так что можно использовать магнитные буквы или кубики, если ребенок не пишет.
Ищем полезные ископаемые на прогулке и в доме. На прогулке поищите полезные ископаемые вокруг нас. Можно найти дома с гранитной облицовкой; памятники и скульптуры из гранита или (если повезет — мрамора); песок на площадке; щебенка под ногами; даже соль в супе!
Порисовать мелом на асфальте. Мел – тоже полезное ископаемое. Порисуйте им на асфальте – это похоже самое веселое полезное ископаемое!
Полудрагоценные и драгоценные минералы.
Мы начали с ощупывания наших образцов – малахита, кварца, горного хрусталя, аметиста и других. Нашли их картинки в энциклопедии и чуть-чуть прочитали про каждый. Вот то еще получилось сделать:
Выращивание кристаллов для детей. Мы купили набор и две недели назад начали выращивать наш кристалл и сегодня достали его из раствора. Мы и дети в восторге! Вот что получилось:
Найти откуда привезли на карте, и приколоть название. После того как рассмотрели минералы, я приготовила небольшие карточки с их названиями. Мы находили, откуда его привели и прикалывали название на карту.
Рассматривать в лупу. Играть с лупой вообще весело. А в минералах можно увидеть интересные трещинки и щелочки, которые незаметны невооружённым глазом.
Цвета камней. Каждый камешек своего неповторимого цвета. Можно постараться выложить их в соответствии с цветами радуги. А можно просто сравнивать, что еще бывает фиолетовым? А можно сказать аметистовое платье? Как думаешь, какого оно цвета?
Рассматривать под цветными стеклышками. Рассмотрели цвета? А теперь если взять цветные стекла и посмотреть через них? Желтый кальций становится зеленым, если смотреть через синее стекло!
Рисовать фракталы. Как нарисовать кристалл? Кристаллы часто обладают свойством самоподобия, то есть их форма напоминает фрактал. Вот наши рисунки.
Мемори. В дополнительных материалах я приготовила мемори с драгоценными камнями. Пара образуется из картинки камня и его имени. Я брала картинки камешков, которые есть у нас – так интереснее.
Прочитать сказки Бажова о малахите и других драгоценных камнях. Обязательно прочитайте сказки Бажова! Во многих трудный и непривычный язык, но Глеб через время начал сам понимать непонятные слова. И даже говорить мне: «не объясняй, давай читать дальше, я понял уже». Мы зависли на этих сказках и мультики уже все пересмотрели!
Другие сказки о камнях. Попробуйте вспомнить все сказки, в которых говорится о камнях. Например, Волшебник изумрудного города, Три поросенка, сказки Бажова, Серебряное копытце.
Найти уральские горы на карте и собрать паззл из разрезанной карты уральских гор. Малахит добывают на Урале. Поэтому грех не найти Уральские горы на карте. Мы еще сложили паззл из разрезанных гор и посмотрели фотографии уральской местности и природы. Карта гор есть в дополнительных материалах.
Звук камней. Попробуйте стучать камешками друг о друга. Похож звук или отличается? Если слышны различия, можно предложить закрыть глаза ребенку, вы стучите, а он отгадывает. Если звук невозможно отличить, то просто потренируйтесь отстукивать ритмы.
Дополнительные материалы
Для игр я приготовила несколько дидактических игр на тему геологии и минералов: мемори с картинками, кроссворды, паззлы, таблицы полезных ископаемых. Все это можно скачать одним архивом. Для этого надо нажать одну из кнопок соц. сетей и подождать перезагрузки страницы (пишите мне на почту, если что-то не выходит — zotova.ksenia@gmail.com)
[pwal id=»52108564″ description=»Нажми и скачай =)»]
Скачать дополнительные материалы[[/pwal]
С Уважением, Несютина Ксения
Я рекомендую эти статьи блога:
Как сделать гербарий. Советы о том, как сделать красивый гербарий
Вот это урок! Я бы до такого и сама не додумалась бы! А тут такое!
Спасибо за такое подробное погружение в тему! Мне понравилась идея слепить планету и посмотреть на нее в разрезе. Ярослав же увлекается. К камням немного равнодушен пока. Возьму идеи на заметку.
Мы этим летом побывали в парке камней в Калужской области. Ярослава больше всего впечатлила вулканическая бомба, а остальные камни своими размерами.
Наташа, спасибо. А где находится парк Кмней? Можешь дать ссылку или подробное описание?
Информация о парке http://semidnevka.ru/places/park-kamney—strausinaya-ferma
Парк камней находится рядом с парком птиц. Мне казалось, что вы там были)
По-моему я читала о нем у кого-то, но нет — мне не были. Спасибо большое за информацию =)
Пожалуйста, я только рада) мы ездили туда на несколько дней, поскольку дорога не близкая. Если нужно, могу подробней рассказать.
Какое насыщенное занятие получается! Интересно все организовано и очень информативно!
Мы пока на даче, как увидим камень, так и рассматриваем, хочу в оптике лупу с бОльшим разрешением купить, у нас простейшая с 2хкратным.
У нас тоже была простая: дети скорее просто играли с ней — бегали и на все смотрели, так же как с цветными стеклышками.
Спасибо большое за Ваши рекомендации! Обязательно их пременю на практике.
Буду рада, если поделитесь впечатлениями =)