Мамина школа Математика Алгоритмические игры Первые уравнения 

Первые уравнения 

Ох, как часто школьники “не понимают уравнений”. Причин тому много, но одна из них абсолютное не умение оторваться от чисел и перейти к абстрактным “икс”, “игрек”.
Но обязательно ли ждать 5-6 класса, чтобы начать втолковывать детям, что такое уравнения? Совсем нет. Можно начать гораздо раньше!

Вообще, если очень упростить суть уравнения и перевести на бытовой язык, то это поиск неизвестного, по тому что его “окружает” и уже известно. В такой “повседневный вариант уравнений” можно играть, начиная с года.

Вариант игры для детей 1-3 года: Игра с коробкой
Нам понадобится коробка и несколько маленьких игрушек:

 

P1110383

Дайте малыша рассмотреть их. Покажите коробку, в которую каждый из них может спрятаться.

И вот наступила ночь (закройте глаза или предложите ребенку отвернуться) и один из наших друзей действительно спрятался! Кто это был?

P1110386

Рассмотрите игрушки с малышом. Кто прячется в коробке? Лучше сначала не говорить “кто пропал?” Ведь это смещает фокус с поиска неизвестного, на алгоритм его поиска и дает небольшую подсказку.

Возможно поначалу ребенок первым делом будет стараться открыть коробку и посмотреть. Разрешите это сделать и вместе поприветствуйте спрятавшуюся игрушку. Через время малыш поймет, как находить “беглеца”, только оглядывая тех, что остались.

Вариант игры для детей 4-6 лет: Маскарад
С ребенком старше 4-5 лет, который уже умеет считать и знаком с цифрами (и только в этом случае!), можно попробовать такой вариант игры.

Приготовьте несколько картинок и расскажите о том, что числа отправились на маскарад. Каждая из них приготовила себе маску. (Покажите ваши картинки)

P1110387

И вот на маскараде числа начали играть: становятся в ряд, чтобы получалось правильное равенство. Но на некоторых надеты маски! Кто же прячется за этими масками?!

Вариант игры для старших дошкольников и начальной школы

Еще более сложный и продвинутый вариант: записывать равенство, сразу заменяя числа мини-картинками:

P1110396

И прошу вас, не надо объяснять ребенку правила “Чтобы найти уменьшаемое, надо сложить разность…. ”. Такие готовые алгоритмы дают очень мало для развития логики и мышления и лишь превращают секрет, загадку, тайну в банальную зубрежку и проверку памяти.

Хотите еще сложнее? Тогда заменяем картинками два числа. Да, здесь возможно несколько вариантов ответа. Не надо с молодых ногтей твердить ребенку о том, что математика “точная наука”. Это опять таки ведет к забитости мышления и попытках следовать заученному “правильному” алгоритму:

P1110397

И совсем для продвинутых: прячем некоторые цифры в числах.

P1110393 P1110394 P1110395

Это уже так называемые олимпиадные задачи для школьников 1-5 класса, но не стоит боятся предлагать их дошколятам. Многим они вполне под силу!

5
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Ольга

    Немного более подробное изложение сути игры — и читатель Ваш! )))

  2. Евгения

    Ксения, очень интересно. Но по какой-то причине у меня не отображаются фотографии, и поэтому мне не все понятно…

  3. Ксения Несютина

    Евгения, что-то случилось. У меня тоже пропали… Постараюсь в течение выходных заново загрузить. Спасибо, что написали о проблеме

  4. Ксения Несютина

    Евгения, добавила картинки в эту статью.

  5. Евгения

    Спасибо!

Оставить свой комментарий