3 | 14/10/2014
О моей новой работе в МатКлассе
Здравствуйте, читатели! Сегодня решила написать о моей новой работе: я начала вести очные математические занятия для школьников и дошкольников (математический центр «МатКласс»). Именно поэтому в сентябре-октябре в блоге редко появлялись новые публикации. Кроме удовольствия от общения с детьми и «творческо-математической» деятельности, это, конечно, еще и время: чтобы найти интересные и полезные темы; чтобы продумать как о них рассказать детям; чтобы проанализировать их текущий уровень подготовки. И много других … “чтобы”.
Расскажу о наших последних занятиях для детей 7-10 лет.
Что я стараюсь включать в каждое занятие
Думаем и догадываемся, а не складываем знания на полочку. Все что уже известно человечеству: от написания цифр до алгоритма нахождения дискриминанта в квадратном уравнении — кем-то когда-то придумано. Почему бы не дать детям возможность самим догадаться о том, что значит какой-то шифр, как решать уравнения и даже системы уравнений?
Конечно не все дети способны сходу к таким открытиям, но способность рассуждать и придумывать свои логические выводы и доказательства и называется математическим мышлением!
Развитие воображения и скорости мышления. В течение занятия мы несколько раз прерываемся на решение задач в уме. Это обязательное условие для тех, кто хочет быстрее соображать.
Любая задача в уме предполагает, что ребенок представляет некоторый предмет и затем производит с ними кое-какие действия. Самые простые задачи в уме — устный счет. Причем, не просто сложение, но и умножение, и деление двух-трехзначных чисел.
Но кроме счета есть еще:
- движение по клеточному полю
- перевертыши с игральными кубиками
- повороты
- перечисление многоугольников
Эти упражнения, которые позволяют значительно улучшить воображение: не в смысле фантазию, а в смысле — способность представлять предметы, которые ты не видишь. Это необходимо для дальнейшего обучения, не только математике, но и любым другим предметам.
Интересные, увлекательные факты из нашей жизни и истории, которые при детальном рассмотрении превращаются в занимательные математические задачи.
На прошлом занятии я рассказала школьникам об известном детективе Шерлоке Холмсе и рассказе “Пляшущие человечки”, где сыщик разгадывает тайный шифр.
Во-первых, я попыталась заинтересовать детей самим произведением: рассказала начало — завязку, но не стала рассказывать конец. И это удалось: у нескольких ребят загорелись глаза и они записали название и автора. А дальше мы начали изобретать свой шифр “пляшущие человечки”, кодируя цифры
Дети скучают, если им предложить решать примеры на сложение в столбик. И с каким энтузиазмом они занимались задачами в несколько раз более сложные, складывая человечков!
Еще один интересный тип шифров, которыми мы занимались с детьми: шифр Цезаря. Мы делали свой шифровальный диск:
Затем ребята шифровали послания друг другу. А в конце пытались разгадать шифр, не имея диска: используя логику, подбор и догадку. Почти как Шерлок Холмс =)
И, пожалуй, самый интересный момент — это настольная игра в конце занятия. Какие настолки? Это тема отдельной статьи, их много: баусак, банда умников, квиркл, колпачки, сет )
Еще у меня есть одна группа дошколят. Занятия с ними абсолютно другие, хотя принципы те же: думаем, играем, веселимся ) Обязательно расскажу об одном из них в следующий раз.
С Уважением, Ксения Несютина
Ксеня, поздравляю тебя с новым творческим этапом. Будь я школьником — с удовольствием бы ходила в такой кружок 🙂 Мне математика всегда нравилась, а тут еще столько интригующего!
Кстати, у меня возник вопрос: может, ты знаешь, есть ли какие-то хорошие (интересные, полезные, добрые) настольные игры для 3-4 лет? У Святослава сейчас начался период, когда он к ним уже готов, как мне кажется (в смысле, сидеть и что-то делать, а не просто быстро переключаться с одного на другое). И правила готов осваивать. Мы пока пробовали несложное лото и домино. Играем иногда 🙂 Но, может, есть еще что-то. Порекомендуешь?
Ольга, конечно!
1) Грузи и вези. Мы начали в три года, можно упрощать правила
2) Игры haba. У нас есть фруктовый сад, маленькая версия. Очень простые правила, понимают дети в 2.5-3 года, но интересно даже 5-6 леткам. У нас ребята могут играть сами, без взрослого. (Это редкость, когда дети 3 и 6 лет могут договориться о правилах и интересно обоим =))
3) Лото «Зинго» от thinkfun. Очень интересный вариант лото, так как там есть специальная штука — выдающая карточки. Я сама не думала, но с ней гораздо приятнее и интереснее играть =)
4) qwirkle. Но мы ее заказывали на ebay.
5) Баусак. Но она дороговато стоит. Но играть интересно всем. Правила предельно просты — стоить, чтобы не разрушилось. Хотя надо смотреть на ребенка: у нас старший в период 3-4 лет очень психовал по поводу разрушения построек.
6) Скоростные колпачки или как-то так. Там надо колпачки расставлять на скорость, как на карточке. Тоже очень хороша.
Если говорить про игры на одного (головоломки). То Марк (ему тоже 3) обожает час-пик и коробка конфет (thinkfun) и еще стройка (bondibon). Он действует не по правилам чаще всего, но очень любит с ними возиться — раскладывать, перекладывать, строить что-то свое.
Спасибо, Ксеня! С твоей подачи я просто утонула на игроведе, там оказывается столько увлекательного!!!! Обязательно что-то прикуплю к новому году! Вы, кстати, не пробовали Катамино и Тантрикс? Вроде много хвалебных отзывов…