Мамина школа Математика Организация игр Как заниматься математикой с дошкольниками?

Как заниматься математикой с дошкольниками?

Математика всегда очень интересовала меня. Наверное поэтому, мне очень нравится заниматься логическими и математическими играми со своими детьми и именно знания связанные с математикой и логикой являются для меня приоритетными в развитие ребенка.
Многие думают, что математика для дошкольников это счет и знание цифр.

Но это далеко не так. Так же как знание букв очень мало связано с умением читать, так и знание цифр и счет не есть математика. Для малышей и дошкольников актуальны — развитие алгоритмического и пространственного мышления, логики и интеллекта. И практически любой математический раздел, от счета и умножения до теории вероятности, может быть адаптирован для детей. Но конечно главное правило — математические игры должны быть интересны и актуальны.

Не так давно я ехала в автобусе и случайно услышала разговор двух мам. Из разговора стало ясно, что их дети младшие школьники и учатся во втором или третьем классе. Так вот одна мама с ужасом рассказывала, что ее ребенок за лето забыл правило, что «для того чтобы найти одно слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое». Я была очень поражена тем, что простые вещи, до которых может догадаться ребенок 3 лет, преподнесены в школе как правило, которое надо учить!
А еще раньше я читала рассказ Марии Дружинниковой на форуме раннего развития Лены Даниловой, в разделе математики вот такую историю:

А вот мое последнее маленькое дело с ребенком. У нас была годовщина свадьбы на днях, и я сказала дочке, что мы были вместе ровно половину моей жизни, а мне тридцать четыре. И дочка посчитала, сколько были вместе. Вообще я очень стараюсь никогда не давать «чисто учебные» задания, но тут вроде как — интересно, и важно для семьи знать это. Считала дочка так: 34 — это 20, 10 и 4, половину берем, получаем 10, 5 и 2, вместе 17. Как мы не учили ее в младенчестве считать, так сейчас (ей восемь) мы не обучаем ее арифметическим алгоритмам.

Собственно две эти истории определяют мое отношение к математике для дошкольников и малышей, больше осознанности и меньше зазубривания. Если ребенок ни разу не видел зайца и не слышал такого слова, то показав ему зайца и спросив «Догадаешься, как называется этот зверек?», ребенок конечно не догадается. Но в математике, даже до названия числа ребенок может догадаться. Мы как то играли с Глебом, и я сказала это сто, 2 раза по сто, называется «двести», почти что «двасто» (сказала, нарочно разделив слова). А как думаешь, как называется три раза по сто, Глеб подумал и сказал «тристо».

В свете сказанного мне не нравится методика Домана, когда ребенку предлагается зазубрить что 5 и 10 это 15. Может быть, просмотрев тысячи таких примеров, мозг как-то проанализирует полученную информацию и что-то там щелкнет и «вот он гений», но мне кажется, более интересным играть и заниматься с детьми по-другому.
Если я читаю где-нибудь о математике для малышей или даже просто просматриваю пособие в магазине, то эти игры вызывают во мне особый трепет, я их запоминаю и выписываю. Особым хранилищем ценной информации оказалась он-лайн школа математики Лены Даниловой. Если вам и в правду хочется заниматься с ребенком этой наукой, то настоятельно советую пройти ее. Еще очень понравились книги Звонкина и описание своих занятий Жени Лакштанова и Марии Дружининой. (Здесь)

Математика для дошкольников

Все математические и логические игры, предоставленные в этом разделе, я постаралась разбить на сложные, средние и простые. То, какие подойдут на данном этапе вашему малышу, может решить только мама. По моему опыту, самые простые доступны детям от 2.5 лет, а самые сложные где-то после 4,5. Но я считаю, сколько бы не было лет вашему ребенку и как интенсивно вы не занимались до этого, начинать лучше с простого, чтобы в игре было больше игры и «интерестнотси», нежели «дидактики». Чтобы ребенок почувствовал свою силу и увлекся такими играми. Выбирать игры можно в разделе математических игр.

Оставить свой комментарий