2 | 07/7/2015
Как использовать объемные фигуры для изучения геометрии с детьми
Здравствуйте, друзья!
Сегодня опять поговорим о математике, точнее об одном из самых сложных разделов геометрии: стереометрии.
У школьного курса математики есть несколько проблем. Одна из самых неприятных: неоправданная последовательность изучения многих тем. Нет, я конечно не предлагаю рассказывать о дифференциале до того, как ребенок научился считать. Но какова логика в изучении дробей в 5-6 классе, в то время как ребенок 3-4 лет способен понять и сложение и вычитание этих самых дробей?
То же самое происходит со стереометрией. Этот раздел геометрии считается одним из самых сложных, а потому его изучение откладывается на десяток лет и начинается только в 10 классе. В течение долгого времени таким предметам как черчение, рисование и конструирование, уделяется мало внимания. В результате способность к пространственному мышлению у многих детей оказывается настолько слаба, что реанимировать ее сложно или почти невозможно.
Я уже рассказывала о геометрическом наборе с кубиками, который поможет в развитии пространственного мышления.
В этой статье расскажу о еще одном помощнике в изучении стереометрии: прозрачных объемных фигурах:
Я купила это набор на ebay. Но с учетом сегодняшнего курса рубля, это стало недешевым удовольствием. Буду рада, если кто-то видел похожее в наших магазинах.
Как играть с фигурами
Для начала просто рассмотрите их. Кстати, не так важно, как называются эти фигуры. Не стоит делать на этом акцент. Если вы 5 раз во время игры скажите ребенку “Подай мне пирамиду”, “И вот пирамиду поставили на куб”, то названия запомнятся сами собой. Да и гораздо важнее понимание сути явлений, а не знание терминологии.
Первое задание: нарисовать, что получится, если разрезать фигуру по ребрам (покажите по каким). У нас получилась развертка! В моем наборе внутри каждой фигуры есть развертка и ее можно сравнить с рисунком ребенка:
Я уже рассказывала о развертках куба. Сейчас эта игра будет как нельзя кстати.
Другое, более простое задание: пусть ребенок попробует нарисовать какой след оставит фигура, если ее нижнюю грань покрасить. То есть нарисовать форму грани, на которой стоит фигура.
А что если разрезать фигуру по другим ребрам. Попробуем нарисовать и это! Получилась развертка, но уже другая! У каждой фигуры может быть по несколько разверток!
Малышам будет интересно не просто клеить фигуры, а превращать их в забавных животных, человечков и сразу же играть!
Далее попробуйте собрать такую же фигуру из спичек и пластилина (спички можно заменить трубочками для коктейля ):
Этим мы тоже уже занимались в наглядной геометрии.
Сечения объемных фигур
Но самое интересное — попробовать насыпать соль или мелкий песок в наши фигуры. Тогда мы сможем получать сечения.
В зависимости от объема соли сечения могут быть разных форм. Подберите такое, чтобы получался треугольник, четырехугольник, пятиугольник
Теперь предлагаем это же задание ребенку: сделать поверхность в форме треугольника, пятиугольника, четырехугольника, и даже шестиугольника. (Конечно, это задание уже для школьников, понимающих что такое 3, 4, 5- угольники)
Попробуем нарисовать получившееся сечение?
Вот, что должно получиться:
Удачи в изучении математики, интересных задач и игр!
С Уважением, Ксения Несютина
С удовольствием прочитала вашу статью. Такие игры будут полезны детям в любом возрасте и играть можно бесконечно, придумывая разные варианты.
Ксения, у вас замечательные идеи! С нашими детьми мы собирали геометрические фигуры из спагетти и зефира. Из зефира — потому что после пересчета углов их можно съесть ))