Мамина школа Семейное обучение "А как же социализация?!" или самый больной вопрос семейного обучения

"А как же социализация?!" или самый больной вопрос семейного обучения

Здравствуйте, дорогие подписчики и читатели!

В этой статье решила еще немного приоткрыть занавес нашего семейного обучения.  Думаю, это будет особенно полезно тем, кто собирается выбрать эту форму обучения, уже учится в школе, но думает о переводе ребенка на СО (семейное обучение) или вас просто мучает любопытство: “Кто они — эти люди “сэ-о-шники”? ”

Сегодня поговорим про самую больную тему домашнего образования  — социализацию.

Удивитесь, но практически ни одна мама с ребенком на домашнем обучении не спрашивала у меня: “как мы социализируем детей? ” И практически все родители, дети которых посещают школы, задают этот вопрос одним из первых.

И все же: как они социализируется?

Здесь нет каких-то секретных методик, необычных техник и инструментов. Все просто: мы общаемся с друзьями, на кружках, секциях, мастер-классах, в музеях, в семье, на совместных квестах, праздниках, игротеках. Общаются взрослые, общаются дети, взрослые общаются с детьми — своими и чужими.

P1120509

Сразу предвижу такой контраргумент:

 Общение в школе — это погружение в ЖИВУЮ реальность. Здесь все абсолютно разные и это учит детей находить общий язык абсолютно со всеми. Общение с друзьями, дома, “под прикрытием родителей” — это тепличные условия. Так что в будущем ребенок не сможет влиться в любой коллектив.

 

Отвечаю: Я уверена, что любой человек САМ создает свое окружение. Знаете такую присказку: если сложить зарплату пяти ваших самых близких друзей и разделить сумму на 5, то вы получите приблизительную цифру вашего дохода.

Отсюда следует простая истина:

  • Хотите много зарабатывать — ищите друзей с большим заработком
  • Хотите регулярно заниматься спортом — ищите друзей на утренней пробежке

И наоборот: 

  • Хотите жить от зарплаты к зарплате — ищите друзей с такими же проблемами.
  • Хотите иметь пивной животик, заводите друзей среди тех у кого он уже есть.
  • Хотите, чтобы ребенок ненавидел учебу — отведите его в школу, чаще всего там 95% детей ненавидят учиться.

 

Взрослому человеку, в моем понимании, просто жизненно необходимо самому создавать и контролировать свое окружение.

Во времена советского союза все было по-другому. Воспитание и социализация в коллективе из 30-40 одноклассников были очень и очень оправданным. Ведь то место, где ты будешь работать тоже по большей части не зависело от тебя: государство занималось распределением “кадров”. В таких условиях, действительно не до нетворкинга. Надо было учиться выживать в любых условиях.

Но сейчас времена изменились! Просто посмотрите на обилие книг в теме саморазвития по тому, как налаживать связи и создавать окружение:

Screen Shot 2017-01-23 at 14.43.33

Коучи и ведущие бизнес-тренеры говорят о том, что наши поступки более, чем на 80% определяет не наша “воля” и “характер”, а окружение!

Почему бы не учить этому наших детей?! На мой взгляд, это можно делать так:

1"Во-первых, своим примером: специально посещая мероприятия и места, где могут быть те, кто интересен вам. Например, у нас практически нет знакомых и друзей, у которых дома есть ТВ.

2Во-вторых, давая детям самостоятельно выбирать таких людей для себя. Секции, кружки — это как раз те места, где можно встретить “родную душу” или не встретить и легко отказаться от посещения этого места. Сами понимаете, что если ребенок придет домой из школы и скажет, что не хочет туда ходить так как большая часть детей не любит уроки математики, то родители скорее всего посоветуют просто  “не обращать на это внимание”. Хотя не обращать внимание на окружение нельзя, оно действует исподтишка.

Можно ли учить ребенка контролировать и выбирать свое окружение в классе из 25 человек, куда его “определили”? Можно, но мне кажется, это гораздо труднее, даже если родители знают о такой проблеме и целенаправленно учат выбирать друзей.

Да, родители могут сами позаботится об этом окружении. Если оно совсем «ужас-ужас», можно перевести в другую школу. Если есть “приличные дети”, то можно помочь ребенку наладить контакт с ними… Да, если у ребенка очень сильные лидерские качества, он может гулять в гордом одиночестве или попробовать создать “свою компанию”.

Но иногда погружение в такой школьный коллектив, дает ребенку установку на всю жизнь: ты ничего не можешь сделать — дружить и общаться надо со всеми, ты обязан как-то наладить контакт с этими людьми — нравится тебе это или нет.

Повзрослев, такой человек продолжает плыть по “коммуникативному течению”. Он общается с кем придется. Дружит с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен. Если вокруг все пьют пиво и смотрят ТВ по вечерам, то он будет поступать так же, пребывая в абсолютной уверенности, что так живут ВСЕ НОРМАЛЬНЫЕ люди.  У него нет навыков и умений, позволяющих ФОРМИРОВАТЬ свое окружение.  И более того, он внутренне уверен, что это НЕВОЗМОЖНО.

P1110885

Теперь, я думаю, понятно, что такое социализация, в нашем понимании :

  • Нет, совсем не умению отбить нападки неадекватного соседа по парте, подружиться с ним и уже вместе терроризировать соседей.
  • Нет, не умению заткнуть свои интересы подальше и постараться найти друзей среди любителей “зобми” и “суперменов”.

 Да, умение искать и выбирать для себя друзей и ОТКАЗЫВАТЬСЯ от общения с теми, кто не интересен, не разделяет твоих ценностей.

По моему глубокому убеждению: умение строить это окружение —  жизненно необходимо для современного успешного человека. Этому я стараюсь учить своих детей на собственном примере и, одновременно позволяя находить и налаживать контакты в разных условиях и разных местах.

А что такое социализация в вашем понимании?

С уважением, Несютина Ксения

28
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Марина

    Добрый день.
    Ксения, спасибо, что затронули и раскрыли такую важную для меня тему. Действительно, навык умения формировать вокруг себя окружение которое помогает развитию, а не тормозит, это ОЧЕНЬ важный навык. И к сожалению современная система общеобразовательных школ этому не способствует.
    Не возможно научить ребенка тому, чем не владеешь и не практикуешь сам.
    А если учитель говорит, что он работает в «серпентарии» и «выживает на работе» (это не публичное заявление, а жалобы в частной беседе), что соответсвенно он несет детям? О каком взаимодействии в классе может идти речь? Ответ, на мой взгляд, тут очевиден.

  2. Людмила

    Наталья, согласна система социализации в школе «прогни или прогнись». А слова «если кто-то еще думает, что школа социализирует — откуда сейчас такое количество тренингов, обучающих взрослых «правильному» общению???» вообще в точку. Что же за социализация в школе, если после «хочется убежать от этого места подальше, чтоб ни с кем не встречаться» — это я кстати о себе.
    Своим детям этого не желаю, мы первый год на СО. Надеюсь все сложиться и дальше. Хотя вопрос общения для нас стоит.
    Пример из нашей жизни: Когда мы были не давно на занятии-встрече, там был ребенок СО и школьник 2 класс. Мне бросилось в глаза на сколько мой ребенок и другой СО-шник были непосредственны и раскрепощены, и на сколько школьник был зажат.

  3. Алла

    Мой ребёнок тоже на дистанционном обучении. Так сложились обстоятельства, но теперь очень этому рада. Мы объединились с анскулерами в нашем городе, приглашаем интересных преподавателей, учёных. Мне самой интересно. Склоняемся к тому, что младший в школу не пойдёт.

  4. Эльвира

    Ксения, а как быть тем, у кого нет возможности оставить детей на СО? Нам мешает 8-часовой рабочий день вне дома, и необходимость зарабатывать на «хлеб насущный» :).
    Что вы можете нам посоветовать?

  5. Ксения Ильянович (МамаРада)

    Ксения, отличная статья! Полностью разделяю ваше мнение относительно того, что мы и наши дети уже могут выбирать себе окружение. Меня еще раздражает установка: «Надо ходить в школу, не важно, нравится тебе или нет». Так и появляются миллионы взрослых, которые ходят на нелюбимую работу, потому что «надо» .
    Моему сыну еще 4 года, я уже задумываюсь о школе для него… Сегодня как раз разговаривали с подругой насчет детского сада и необходимости «социализации» там, я пыталась транслировать похожие аргументы, и увидела в рассылке вашу статью) Спасибо, что систематизировали, отправлю ссылку некоторым друзьям.

  6. Светлана

    Ксения, статья хорошая! Во многом соглашусь. Но на счёт школы, это видимо про среднестатистическое заведение. Сейчас есть альтернативные школы, где индивидуальность ребёнка поддерживается профессионализмом педагога. Таких школ, к сожалению, очень мало и они не всем по карману.
    Среди знакомых есть дети на со, но я вижу и минусы в поведении. Возможно, много зависит от самого ребёнка и воспитания. Ребёнок отлично общается со взрослыми, а со сверстниками проблемы. Он чувствует себя изгоем в детском коллективе, и ещё больше уходит на общение со взрослыми. Может быть, все равно его сверстники когда нибудь станут взрослыми и ему не надо будет ломать голову, как себя вести ?
    Моему ребёнку в школу через два года. Есть время подумать)

  7. Надежда

    Начальную школу можно организовать дома,а вот как со средним и старшим звеном?Опыт есть? Поделитесь,пожалуйста?!

  8. Алла Горшкова

    Всем здравствуйте!
    У нас так: дочь — обычная девятиклассница страдает от бесцельности и, по-большей части, безрезультатности ежедневного посещения уроков (из 15 предметов только 5 преподаются адекватными компетентными педагогами (время от времени хожу в школу и общаюсь лично).
    После школы от усталости валится спать, огромный объём ДЗ — ложится за полночь с частично невыполненным ДЗ, отсюда проблемы как снежный ком! Нет времени ходить на трени по волейболу! как-то призналась мне, что с 1го сентября своего первого класса не понимала, почему, зачем это странное многолюдное место — школа? Только в 7м , в профильном классе у неё появился кайф от друзей, общения! Только это заставляет её идти в школу! Не хочет СО(
    Я уверена, что при эффективном использовании времени ребёнок без репетитора смог бы освоить программу! Если бы школа не мешала!
    Младщей 3 года — раздумываю над необходимостью школы, важны единомышленники!

  9. Ксения Несютина

    Надежда, лично у меня опыта со старшими классами нет. Но опять-таки ест спасительное окружение — родители с детьми 7-11 класс на домашнем обучении =) Посмотрим, как будет получатся. По-моему в старших классах, все гораздо проще: ребенок старше, а потому может уже в той или иной мере сам выбирать ходить в школу\учиться дома\какие секции посещать.

  10. Ксения Несютина

    Светлана, само собой: СО — это не «спасения от всего». Оставил ребенка дома — и выполнил свою родительскую миссию! (Как и наоборот — отдал ребенка в школу и вуяля ребенок социализирован и образован!) Если бы все было так просто…. На СО просто катастрофически важно воспитание, которое идет от самого родителя и семьи. Потому то есть дети проблемные и в той системе, и в другой…

  11. Ксения Несютина

    Эльвира, было бы желание — возможности найдутся. Во многих вопросах придерживаюсь этого мнения. Все как в ТРИЗ — надо искать ресурсы вокруг, искать идеальные конечный результат, строить противоречия и правильно их разрешать. И обязательно найдется наилучший вариант. Даже не просто хороший или компромиссный, а именно лучший. Вы его пока просто не знаете, но он есть!

  12. Анна

    А почему именно «прогни или прогнись», зачем это нагнетать? Вообще-то существует вариант «живи и дай жить другим». Да, в школе социализацию НЕ ПРЕПОДАЮТ, но именно такой «разношерстный» коллектив дает много наглядных примеров и поле для тренировки. Как общаться с хвастуном, задирой, занудой, как просить и отказывать, как предлагать помощь, чтобы не обидеть, где можно отработать эти навыки? Я согласна, что первоначальные навыки общения, а также подсказки, помощь в сложных коммуникативных ситуациях — это, скорее, из семьи и ближайшего окружения, но ведь семья есть и у тех детей, которые ходят в школу.
    Например, я с задирой добровольно общаться не буду, но знать, как это делается — важно. Мы ведь регулярно встречаем таких людей, правильно? А в достаточно «отфильтрованном» коллективе некоторые весьма жизненные типажи не встретятся…
    Вот насчет социализации на кружках у меня есть сильные сомнения. Туда дети приходят, чтобы позаниматься в течении короткого времени определенным временем, поэтому на «разговорчики в строю» времени не остается, да они и не особо приветствуются…

  13. Ксения Несютина

    Анна, я с вами согласна насчет кружков отчасти — они тоже очень разные. Но дело в том, что школа сейчас превратилась тоже практически в «кружок». Не один уважающие себя родитель не водит ребенка ТОЛЬКО в школу. У ребенка еще обязательно есть как минимум 2-3 дела кроме школы: плавание, английский, муз. школа. А чтобы успеть туда попасть, надо забрать ребенка пораньше и отвезти. Время на общение опять-таки нет. Родиели утром привезли, в обед забрали. На уроках тоже не поговоришь, это еще меньше привествуется, чем на кружках. Остается время на переменах — 4 раза по 10 минут. Завязать прочные дружеские отношения в таких условиях очень тяжело. Да, отточить навык — давать отпор задире можно. Научиться самому задирать — тоже можно. Но редко больше этого.

  14. Анастасия

    Интересная статья. Но не соглашусь про то, что в школе либо тебя прогнут, либо ты должен прогнуть и что настолько все там плохо. Это личный опыт каждого.Я все школьные годы, кроме 11 класса ( в 11классе училась в школе при посольстве) училась в самой обычной школе, где думаю большая часть учеников в старших классах сидели с пивом на лавочке и признаюсь и я сидела бывало, но потом поняла, что это не моя жизнь, мне это не интересно. У меня со школы остались хорошие подруги. В школе была первая любовь. В нашем классе были и белые вороны и задиры, а были обычные дети, которые успевали подружится на переменах и сохранить дружбу на годы. Я училась в трех школах- потому что семья переезжала. Я не знаю почему так, но наверное в школе я поняла, чего я не хочу в жизни и куда хочу стремится. Мама говорит, что в средних классах я приходила домой и говорила-у нас в классе одни придурки. Я этого не помню уже) Хотя у нас была отличная классная руководитель, которая наверное и старалась вырастить из нас Людей. Я получила высшее образование, у меня есть ценности и интересы и я не чувствую, что я плыву по течению и общаюсь со всеми подряд и не разбираюсь в людях. У меня есть несколько близких друзей и я не общаюсь с людьми, с которыми мне не интересно. Я занимаюсь саморазвитием. В общем, я не считаю, что школа на меня плохо повлияла, я думаю «место» ребенка в школе определяют: его характер, отношения с родителями, среда дома и хороший учитель. Если ребенок развитый, родители находят время с ним поиграть и расширяют его кругозор, чувствуют интересы ребенка и не заставляют его ходить пусть и на 3 кружка-но потому что так нужно, готовят психологически его к школе, а кроме того если повезло с классным руководителем, то в школе все будет нормально. Кроме этого, для меня наверное был примером мой папа- он не пил и не курил, а всегда много работал и многого достиг, я просто видела свои возможности и мне самой хотелось развиваться, а не сидеть с пивом на лавочке. Хотя именно пройдя через это сидение, я поняла, что мне это не интересно.

  15. Алёна

    Здравствуйте, Ксения. Спасибо вам за интересную статью. Не думаю, что она категоричная. Считаю, что в ней, действительно, отражены реальные факты. Я тоже была в школе тихой и стеснительной девочкой и постоять за себя не могла, поэтому часто страдала от тех детей, которые с помощью таких, как я, самоутверждались. А самое обидное и страшное тогда было для меня то, что защиты не было даже от учителей. С тех пор прошло много лет, а от комплексов избавляюсь по сей день. Сейчас у меня 5 сыновей. Старший учился в школе и тоже есть много негативных воспоминаний. Второго сына мы решили обучать сами на СО (семейное образование). Мы в 1 классе. Я в этой сфере новенькая, поэтому хочу попросить вашего совета. Сынуля мой очень подвижный и активный мальчик, поэтому далеко не всегда удается усадить его для наших совместных занятий. Но проблема даже не в этом. Здесь-то я как-то вышла из положения с помощью таймера. Мы отводим на каждый предмет по 15 минут, раскидав занятия на весь день, т.е. часто и по чуть-чуть. Но проблема в том, что не хватает ему мотивации; зачем ему нужно учиться. Как и всех детей, его трудно бывает оторвать от игр. Много было объяснений и разговоров на эту тему, но изменений нет. Очень хочется найти способ сделать для него учебу интересным и увлекательным делом. Но как? Для меня этот вопрос сейчас очень актуален. И ещё хотелось бы узнать, есть ли возможность или соответствующая методика для того, чтобы заниматься одновременно со всеми детьми, несмотря на разницу в возрасте (7 лет, 6 лет и 4 года)? Так как у меня есть ещё 11-месячный малыш, который требует немало внимания, то, думаю совершенно ясно, что для меня это было бы прекрасным выходом из положения.

  16. Анна

    Да, Ксения, я совершенно с Вами согласна, что ТОЛЬКО общение на переменах — это не полноценная социализация. Но на кружках, экскурсиях и т.п.общения еще меньше, дети разве что имена других участников знают, хотя, казалось бы, их объединяют некие общие интересы. Бьюсь с этой проблемой не первый год (детям уже 11, 9 и 6 лет). Спонтанного неформального общения у детей тоже практически нет, все бегают с занятия на занятие, чтобы пригласить подружку нужно дней за 10 договариваться. Вот и получается, что в школе только и есть шанс «на людей на свободе посмотреть», а уже дома все эти «особенности поведения» активно обсуждаются (разумеется, не в форме сплетен 🙂 ) И да, я убеждена, что коммуникативные особенности человека очень поверхностно зависят от окружения, намного сильнее — от характера. Трое моих детей общаются совершенно по-разному, хотя, казалось бы, семья, значимые взрослые, школа и даже бОльшая часть учителей — те же самые. Поэтому сравнивать школьников и нешкольников — как сравнивать кислое и красное.
    Читаю Вас с огромным интересом, во многом согласна, спасибо, что делитесь!

  17. Лариса

    Ксения, спасибо, интересная статья и взгляд на социализацию с другой стороны. Мы вчера тоже с друзьями на эту тему общались, они уверяли, что никак без школы. А мне что-то подумалось, что мы все прошли школу, а вот научились ли социализироваться??? Про себя могу сказать, что нет.
    Интересно, какие ощущения у участников обсуждения…

  18. Анастасия

    Ксения, здравствуйте! Почему- то не опубликовали мой комментарий к Вашей статье…

  19. Ольга Бардина

    В моем представлении социализация ассоциировалась с умением адаптироваться к тому коллективу, в котором ребенок оказался. Но я поняла, о чем ты пишешь. Я очень понимаю и разделяю это на примере взрослых, но пока не очень представляю, как это может быть у детей. Независимо от того, ходит ли ребенок в сад/школу или нет, все равно большую часть общения регулируют взрослые (или мы просто не доросли до того возраста, когда иначе 🙂 ).
    В любом случае, ты у меня заронила важные мысли, о которых я раньше не думала.

  20. Наталья Позднякова

    Недавно мне посоветовали Ваш блог, и я очень рада этому… Так как сама всерьез подумываю о семейном образовании для своих детей 🙂 Про социализацию — абсолютно согласна. Школа не учит здоровому общению, и никак не способствует успешной социализации…

  21. Ксения Несютина

    Анастасия, да, почему-то не прошел автоматическую модерацию. Я добавила его сейчас.

  22. Ксения Несютина

    Анастасия, спасибо, что поделились опытом. Действительно, среди современных взрослых практически все прошли школу, и ведь однозначно не все плывут по течению. Но у всех видимо по-разному: мне жаль времени проведенного в школе. Хотя все о чем пишите вы тоже было — и первая любовь, и общение. Но сейчас я понимаю, что это не заслуга школы. Первая любовь у всех случается в возрасте от 14 до 18, где бы мы не находились — в школе, дома, даже наверное на Северном Полюсе. Это специфика возраста, а не места.

  23. Ксения Несютина

    Алена, уже написала и думаю сегодня опубликую статья на тему нашей «домашней дисциплины». Надеюсь она поможет вам решить часть вопросов.

  24. Ксения Несютина

    Оля, в 7-8 лет, ребенок уже очень хорошо ориентируется в том «какая это компания», если до этого дома обсуждались такие моменты. Например, ребята занимаются на английском и сын может детально описать, что вот с этим мальчиком он не любит общаться, потому что он часто мешает, кричит и залезает на подоконник (без паники: 1 этаж). А вот этот интересный и тоже любит строить из лего. Само собой тоже самое происходит и в классе обычной школы.

  25. Ирина (Просто Мама)

    Ксения, у меня дочка не ходила в садик. Совсем. В школу пошла на методику Жохова.
    И я Вас полностью поддержу. Действительно, дочка вполне социализирована. Она умеет общаться с детьми, умеет знакомится и поддержать игру. Умеет четко излагать свои мысли, и главное — знает чего хочет.

  26. Кидсвизитор

    Друзья, поделитесь конкретными способами, как научить ребенка самому формировать социальные связи в рамках семейного обучения.

  27. Анна

    Ксения доброе утро. А что вы думаете по поводу посещения детьми детского садика.
    Мой ребенок в садик не ходит, ему пять лет. На площадке находит общий язык с другими детьми легко. Вчера мы были на празднике, где было очень много детей и сын очень расстерялся. Он не знал что делать, как себя вести, был очень растерян. Мне приходилось ему объяснять правила участия в конкурсах, направлять его действия (куда пойти, где встать, что сделать). Хотя обычно на детской площадке таких ситуаций не происходит.

  28. Вероника

Оставить свой комментарий