10/1/2017
ТРИЗ-суббота №10: Изобретаем елочку для игрушек
Приветствую, всех читателей моего блога. На этой неделе собралась наконец опубликовать рассказы о декабрьских занятиях ТРИЗ.
Пока я примеряюсь к разным форматам занятий — то мы пробуем проходить квест с творческими заданиями, то играли в ролевые игры и тренируем ТРИЗ-мышление, то творим и рисуем и заодно знакомимся с методами развития воображения. А на этом занятии мы изобретали и заодно успели решить 3 открытые задачи. Вот они:
1. Как и из чего можно сделать елочку для игрушек?
Праздник, как никак. И куклы, машинки, роботы и даже любимые современными детьми зомби и ниндзя хотят отмечать праздник рядом с елочкой!
Эту задачу решали устно. Для начала каждый ребенок постарался как можно полнее представить свой дом, свою комнату. А потом мы мысленно искали и описывали из чего можно сделать эту самую елочку.
Это хорошее упражнение, потому что, во-первых, тренирует УПРАВЛЯЕМОЕ воображение: надо представить свою комнату, не отвлекаться на посторонние мысли и стараться мысленно искать “все что пригодиться”. Во-вторых, в ТРИЗ есть такое понятие как поиск ресурсов. Именно этим дети и занимаются пытаясь понять “из чего смастерить елочку”
Разные были идеи, дети в волю пофантазировали.
У нас под руками была бумага, поэтому мы стали делать елочки “из бумаги”. Тут мысли детей пошли по привычному руслу, сработала психологическая инерция и все как один, нарисовали елочки и стали вырезать их.
Можно конечно метаться, вокруг и стараться сдвинуть “мыслительный поток” с привычной колеи. Но с учетом того, что перед этим мы 10-15 минут активно думали, я не стала этого делать. Пусть мышление отдохнет. Пусть дети сделают что-то обычное, привычное и узнаваемое =)
А вот когда 5 одинаковых елочек было готово опять возникла проблема: елочки-то плоские! Они не стоят. Вообще. Едва ли игрушки хотят водить хоровод около елки-половика, расстеленной на полу.
2. Открытая задача: как сделать елочку устойчивой?
Сначала перечислили ресурсы и потом перешли к придумыванию того, как их можно использовать.
С удовольствием представляю идеи детей:
- Сделать 2 заготовки и вставить одну в другую (ресурс: бумага)
- Воткнуть в кусок пластилина (ресурс: пластилин)
- Приклеить к стене (Ресурс: вертикальная стена и пластилин)
- Повесить на нитки к потолку (ресурс: нитки и потолок)
- Воткнуть в цветочный горшок (Ресурс: горшок с цветами)
3. И последняя открытая задача: как нашу бумажную елочку украсить?
Здесь получилась смесь: кто-то из детей был готов думать и изобретать дальше, а кто-то порядком устал и хотел опять делать обычные, привычные вещи. Поэтому украшения на елочки получились и вполне себе обычные — из шариков пластилина и фантиков. И абсолютно новые: проделывали дырочки и вставляли цветные карандаши и ластики.
Тема этого занятия была одинакова для школьников и дошколят, потому я не стала разделять их в статье и описывать дважды.
И по итогам, могу сделать вывод о том, что такие изобретательские занятия, где мы по большей части решаем какие-то открытые задачи тоже очень нужны. В будущем году постараюсь обязательно часть занятия посвящать именно такому изобретательству и совершенствованию обычных бытовых вещей, с которыми дети сталкиваются ежедневно.
С уважением, Несютина Ксения