Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота №14: "Строим противоречия и разгадываем секретный код"

ТРИЗ-суббота №14: "Строим противоречия и разгадываем секретный код"

Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

Давно не рассказывала о наших ТРИЗ-субботах. Постараюсь исправиться и на этой неделе, выложить отчеты о последних занятиях.

Это занятие для младшей группы проходило в формате ТРИЗ-квеста. Ребятам надо было разгадать шифр на замке, чтобы открыть коробочку. О том, что было в коробочке расскажу после )

В шифре было 4 цифры, поэтому на пути к нему у нас было 4 задания:

1"Из мелкого гороха — маша на подносе выложена цифра. Все это дело “коварные злодеи” засыпали космической мукой и цифры не видно. Надо догадаться, как снять верхний слой, не повредив саму цифру. Ребята опробовали такие способы:

  • Дуть на муку — слой достаточно плотный и сдуть не удалось
  • Ощупать — здесь допустили самых аккуратных, чтобы не испортить цифру из гороха, но догадаться, тоже не удалось.
  • Следующий вариант — аккуратно полить водой — дал хорошие результаты. Цифра 5 была обнаружена!

IMG_0786

IMG_0788

2 Следующее задание было на поиски хорошего и плохого. Каждый предмет — содержит что-то полезное и хорошее, но и в каждом есть какой-то вред. Мы искали противоречия в яблоке. Хорошее: вкусное, можно отжать сок, испечь пирог, сделать варенье. Плохое: может упасть на голову, если съесть немытое — может разболеться живот, может сгнить и плохо пахнуть.

Все эти хорошие и плохие моменты, надо было найти в табличке и закрасить. Закрашенные клетки дали нам цифру 0

IMG_0784

3Это была задачка-противоречее такого плана: доктор прописал горькое лекарство, но оно такое противное, что мама никак не может убедить ребенка его выпить.

Внезапно мы с детьми  углубились в тему и начали изучать язык и мелкие сосочки на нем. Обсудили какими частями языка, какой вкус мы чувствуем. А потом с помощью ММЧ (метод маленьких человечков) придумали решение.  И в награду получили еще одну цифру — 0.

4И последнее задание было на поиск функций. Функция в ТРИЗ всегда состоит из трех частей: инструмент->действие->изделие. Рука — это первый инструмент. Дальше для руки ищем изделие: то над чем может работать рука. Рука может вращать отвертку (тем самым вкручивая болты). Значит отвертка — это изделие для руки, а функция звучит так: рука вращает отвертку. Идем дальше. Теперь отвертка становится инструментом. Отвертка перемещает болтик (перемещает вглубь стены, дерева, прибора). И тогда функция звучит как: отвертка перемещает болтик. В итоге соединения получилась цифра — 5.

IMG_0782

 

Общий код был 5005. Набрав его на замке, дети смогли открыть коробочку.  В ней были специальные амулеты-наклейки, которые притягивают “интересные идеи”.

IMG_0792

Те, кто хотел чтобы к нему “липли” идеи по ракетостроению, сделали наклейки с ракетами. (Это наклейки с перкалью, надо к липкой стороне прикладывать цветную пленку и часть наклейки окрашивается в нужный цвет)

 

Школьники

Со старшими ребятами мы изучали тему противоречий на примере фокусов. Я показывала фокус, а они старались разгадать его, строя противоречие.

 Например, такой: сжимаем руки в замок и из-за них медленно выплывает спичка! Со стороны создается полное впечатление, что она сама танцует, двигается и слушается моих слов.

IMG_0881

Строим техническое противоречие: если я буду держать спичку, то смогу ей управлять, но фокус будет не интересным.

Дальше в дело идут ресурсы. Отдельно этой темой мы не занимались, но здесь немного коснулись. Ресурсы в данном случае: пальцы, ногти, ладонь, сама спичка, коробок от спичек. Ребята быстро догадались, что я удерживая спичку с помощью ногтя и с упоением начали повторять =)

Был еще один фокус, в котором карандаш «прилипал» к ладони и не падал.

IMG_1475 (1)

На этом занятии учились, только строить противоречия. Их разрешением займемся в другой раз.

С уважением, Несютина Ксения

Оставить свой комментарий