Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота №5: усовершенствование ракеты по методу фокальных объектов

ТРИЗ-суббота №5: усовершенствование ракеты по методу фокальных объектов

Здравствуйте!
Сегодня поделюсь очередной историей о том, как проходят наши занятия ТРИЗом с дошколятами и школьниками в семейном центре БольшиеМаленькие, в Раменском.

Дошкольники

С малышами мы полностью погрузились в ролевые игры, через которые между делом постигаем основы изобретательства и ТРИЗ. Для себя отметила, что с детьми этого возраста не надо последовательно шаг за шагом отрабатывать каждый прием. В ролевые игры я включаю сразу несколько приемов и они благополучно со всеми справляются.

В середине октября на одном из занятий мы решили построить ракету. (Спасибо картонному папе за чудесные картонные  комплекты, которые оказались очень кстати!)

При строительстве ракеты главной целью была отработка метода фокальных объектов (метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов) Для этого каждый член экипажа получил задание усовершенствовать один их элементов ракеты:

  1. Дверь
  2. Пульт
  3. Внешняя обшивка
  4. Иллюминаторы
  5. Боковые ступени
  6. Лобовой люк

Усовершенствование проводили по такой формуле: выбирали любой объект из коробки (Вообще-то это игра Контуры. Можно использовать любые карточки с картинками):

P1120907

И затем переносили его свойства на свою часть. Сначала делали это устно с каждым ребенком, а потом уже реализовывали в деле с пластилином, красками, проволокой.

Вот какие изобретения были сделаны:

  1. Дверь+ банан: Банан имеет 2 слоя. Наша дверь тоже двухслойная, покрытая сладкой оболочкой (Изобретатель Рашид)
  2. Пульт + мухомор: При нажатие на кнопку выделяются ядовитые вещества для борьбы с пришельцами (Изобретатель Глеб)
  3. Обшивка + лампа. Светящаяся обшивка, привлекает внимание других космических цивилизаций (Изобретатель Ярослав)
  4. Иллюминаторы + слон. Слон умеет поливать водой. Вокруг иллюминаторов имеются шланги, чтобы отстреливаться от инопланетных врагов (Изобретатель Володя)
  5. Люк + еж. Колючий люк, выпускает шипы, если управляющий космонавт отвлекался или засыпает и тем самым будит его (Изобретатель Семен)

P1120771

P1120762

После строительства ракеты мы путешествовали по Солнечной системе, приземлились на разных планетах и в процессе решали уже задачки попроще:

  • Помогали львенку узнать есть ли в кустах дикобраз (истории из книги В. Богата)
  • Придумывали перевертыши («Мама готовит суп» — Если перевернуть, то будет “суп готовит маму”. Вызвало бурю смеха и эмоций)
  • Отгадывали предмет по его крошечной части, которую было видно в прорези домика.

P1120932

Наши «полеты» и приземления:

P1120786

P1120775

Школьники

Со школьниками в этот день начали изучение приема «Увеличение-уменьшение». Кроме нескольких игр, была большая творческая работа по придумыванию, что получится если увеличить букву. Набор «Много букв»  тоже очень пригодился.
Вот разные инженерные и дизайнерские задумки от детей:

letters

 

С уважением, Ксения Несютина

Оставить свой комментарий