21/12/2016
ТРИЗ-суббота №9: как закрепить свечку на дощечки и другие игры на развитие функционального мышления
Здравствуйте, дорогие читатели.
Про само занятие. Дошкольники
Я все продолжаю искать волшебную формулу ТРИЗ-занятий. Пока решила, что оптимально чередовать длинный “ТРИЗ-квест-игры” и спокойные занятия, когда мы что-то мастерим, играем в настолки, решаем “да-нетки”. Прошлое занятие была как раз настольная игра, значит сегодня пора бы пуститься в поиски и приключения.
В подземелье нас встретил гномик, которому мы все дружно помогали вырезать красивые салфетки на стол. И параллельно обсуждали, как ножницы действуют на бумагу (разделяют ее на части) Но оказывается и бумага действует на ножницы — они со временем ломаются и тупятся. (Специально захватила с собой такие сломанные на 2 части ножницы: на детей это произвело впечатление)
В середине молоток, который действует на гвоздь. Но молоток тоже работает не сам по себе. Оказывается, на него действует другой инструмент — руки. А гвоздь в свою очередь становится инструментом для стены.
В самом конце нашли свечи и после решали такую изобретательскую задачу: как закрепить свечу на вертикальной поверхности. Вот идеи детей:
Еще немного обсуждали инструменты, которые используются в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Что они делают и на что действуют? Так как последние занятия много говорили про наши инструменты — молоток, топор, пила, ножницы, то Максим выдал: “В сказках мало строительных инструментов. Вот был бы Молоток-забивалка — сам находит все, что надо забить и забивает ))”
Школьники
А со школьниками мы только начали тему предметов-тружеников. Разобрали схему: инструмент->действие->изделие. (Как я уже рассказывала это основы функционального анализа. Для того, чтобы точно определить функцию или, говоря простым языком, предназначение предмета, нужно понять КАК и НА ЧТО он действует )
И в конце решали задачу со свечкой, но в такой интерпретации: как закрепить свечу на коробке. Глеб придумал приклеить ее воском к коробке. И мы успешно реализовали эту идею:
Дуня сделала полочку на боковой части коробки:
Свечи действительно держались и горели!
Думаю теперь на каждом занятии давать реальную задачу, с реальными предметами, чтобы можно было и придумать и тут же попробовать осуществить задумку!
С уважением, Ксения Несютина