Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота №9: как закрепить свечку на дощечки и другие игры на развитие функционального мышления

ТРИЗ-суббота №9: как закрепить свечку на дощечки и другие игры на развитие функционального мышления

Здравствуйте, дорогие читатели.

 В эту субботу у нас был последний урок по функциональному анализу с дошколятами. Звучит сложно.. Но на самом деле это была 45-минутная игра по поиску свечей, которые злой волшебник утащил в подземелье. И да, за неделю до этого я переболела и к этому занятию голос мой совсем охрип. Каюсь, надо было уже тогда сделать перерыв и подождать когда голосовые связки  восстановится. В итоге после этой игры меня стало уже совсем не слышно и перерыв все равно пришлось делать — уже в следующую субботу.

Про само занятие. Дошкольники

Я все продолжаю искать волшебную формулу ТРИЗ-занятий. Пока решила, что оптимально чередовать длинный “ТРИЗ-квест-игры” и спокойные занятия, когда мы что-то мастерим, играем в настолки, решаем “да-нетки”. Прошлое занятие была как раз настольная игра, значит сегодня пора бы пуститься в поиски и приключения.

Завязка истории была такая: “Декабрь — самый темный месяц в году. И вот волшебник тьмы увидел, что люди научились справляться с темнотой. Они изобрели лампочки, фонари, …. (дети уже сами вспоминают и подсказывают, что еще помогает освещать улицы и дом ночью). Само собой волшебнику это не понравилось и он решил хотя бы свечи у людей выкрасть. Нам надо забраться в подземелье и их найти.»

В подземелье нас встретил гномик, которому мы все дружно помогали вырезать красивые салфетки на стол. И параллельно обсуждали, как ножницы действуют на бумагу (разделяют ее на части) Но оказывается  и бумага действует на ножницы — они со временем ломаются и тупятся. (Специально захватила с собой такие сломанные на 2 части ножницы: на детей это произвело впечатление)

Федя задумчиво, щелкая ножницами по воздуху: “Да, вот резали бы ножницы воздух, тогда бы не ломались! ”
IMG_0292
Затем была пещера превращений. Здесь каждый “превращался” в молоток, и потом, о чудо, настоящий молоток появлялся на подоконнике. (Это упражнение на развитие эмпатии: Один ребенок- молоток, а другой — гвоздь. Один наклоняется, другой приседает все ниже и ниже)
После этими молотками забивали настоящие гвозди. Вот уже действительно современным мальчишкам не хватает “мужского рукоделия”: гвозди забивали долго и с упоением. А затем вместе нарисовали вот такую схему:
P1130088

В середине молоток, который действует на гвоздь. Но молоток тоже работает не сам по себе. Оказывается, на него действует другой инструмент — руки. А гвоздь в свою очередь становится инструментом для стены.

В самом конце нашли свечи и после решали такую изобретательскую задачу: как закрепить свечу на вертикальной поверхности. Вот идеи детей:

IMG_0290

Еще немного обсуждали инструменты, которые используются в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Что они делают и на что действуют? Так как последние занятия много говорили про наши инструменты — молоток, топор, пила, ножницы, то Максим выдал: “В сказках мало строительных инструментов. Вот был бы Молоток-забивалка — сам находит все, что надо забить и забивает ))”

Школьники

А со школьниками мы  только начали тему предметов-тружеников. Разобрали схему: инструмент->действие->изделие. (Как я уже рассказывала это основы функционального анализа. Для того, чтобы точно определить функцию или, говоря простым языком, предназначение предмета, нужно понять КАК и НА ЧТО он действует )

P1130090
Вот примеры детей:
Глеб: веник -> подметает -> мусор. (После обсуждения приходим к выводу, что веник->перемещает->мусор)
Дуня: Расческа -> разделяет ->волосы
Затем тоже резали салфетки, обсуждая действие ножниц:
IMG_0284
IMG_0282

И в конце решали задачу со свечкой, но в такой интерпретации: как закрепить свечу на коробке. Глеб придумал приклеить ее воском к коробке. И мы успешно реализовали эту идею:

IMG_0286

Дуня сделала полочку на боковой части коробки:

triz1

Свечи действительно держались и горели!

Думаю теперь на каждом занятии давать реальную задачу, с реальными предметами, чтобы можно было и придумать и тут же попробовать осуществить задумку!

С уважением, Ксения Несютина

Оставить свой комментарий