Творчество Рисование с детьми раннего возраста: пробуем разные материалы

Рисование с детьми раннего возраста: пробуем разные материалы

Добрый день, гости, читатели, друзья!
 
В этой статье я расскажу как научить ребенка рисовать и развивать в нем творческий потенциал и воображение с раннего возраста.
 
Я уверена, что все дети умеют рисовать, просто делают это не так как взрослые. Дети, ведь, скорее изображают ощущения от предмета, а не сам придает, не стараются сделать «похоже«, а просто выносят свои ощущения от взаимодействия с предметом на бумагу.
 
Дело даже не в том, что у детей раннего возраста плохо развита моторика, чтобы нарисовать котенка с круглой головкой, ушками и хвостом, а в том, что они даже не стараются этого сделать.
 
Глеб долгое время не любил рисовать. Он мог месяцами не притрагиваться к бумаге и карандашам, хотя я старалась рисовать в его присутствии.
 
Вообще, мне кажется, ему не нравилось рисовать, потому что выходило не похоже на реальный предмет. С другой стороны, откуда в таком маленьком ребенке стремление изобразить именно предмет — ведь многие дети достаточно долго просто эксперементируют с материалом, играют и размазывают краски, так же как катаются машинки или строят башни.
 
Сейчас я думаю что виной всему характер Глеба (его не желание ошибиться, писала об этом вот здесь) и то, что родители рисовали готовые образы, которые были «похожи» на реальные предметы. И, наверное, стоило рисовать не машинки и трактора, а звук моторов или запах бензина на заправке. Ведь тогда любой рисунок выйдет похожим!
 
Но как бы то ни было, Глеба вдруг прорвало. Уже несколько месяцев, он рисует почти все свободное время — поезда, трактора, машины и грузовики. Рисунки становятся все более детальными и разными. Но все же почти всегда это транспорт (хотя и очень разный). Чтобы отказаться от одного, любимого образа, я решила предложить ему, во-первых, другой материал, во-вторых, другие темы для рисования.
 
У ребенка может быть любимый материал для рисования. У Глеба это карандаши, у Марка — гуашь и пастель (видимо потому что они ярче карандаша и не требуют сильного нажима). Так вот наряду с рисованием красками, карандашами, пастелью и мелками, мы придумали несколько необычных материалов.
 
Если вам действительно хочется узнать, как научить ребенка рисовать, то первый ключ к успеху — как можно более разнообразный материал.
 

Чем рисовать

Рисование с детьми раннего возраста кусочком свеклы или зернышками граната. Изобрел этот способ Марк. Просто однажды взял несколько семечек граната, пошел в комнату и начал там их прижимать к бумаге. Вот что вышло:
способы рисования
 
А вот какой образ мы увидели в этих брызгах:
как научить ребенка рисовать
 
А вообще, такое съедобное рисование отлично подходит для детей раннего возраста: они ведь все пробуют на вкус!
 
Рисование на камнях. Уже полгода у нас пылились камешки, привезенные с моря. Камешки — тоненькие и очень разной формы (в этом плане они гораздо интереснее круглой, белой гальки ). Вот их то мы и решили раскрасить. Во-первых, необычная форма подталкивает к фантазированию и нахрждению образа, во-вторых, очень приятно оставлять линии на гладком камешке.
учим ребенка рисовать
 
Рисование на молотом кофе или манке, палочкой, зубочисткой или пальцем. Тоже прекрасное решение для маленьких детей.
 
Рисование на восковой или глиняной табличке. Мы расплавили воск, пока он был жидкий вылили его на плоскую дощечку, а потом рисовали на ней зубочисткой. Так же можно использовать и глину:
чем рисовать с детьми
 
Рисование на фигурках оригами. Если свернуть лист пополам и раскрасить — может получится отличный автобус или домик.
Рисование с детьми раннего возраста
 
Выкладывание картинок из мелких кусочков бумаги, кружочков от дырокола, бисера или елочных иголок. Хотя это и не совсем рисование, все же часть рисунка вы можете дополнить до цельного образа.
 
Рисование веточками, отпечатки листьев, кусочками ткани, меха, ватой и даже разными кусочками целофана.  Просто пробуем материал и стараемся увидеть образ в размазанных каплях краски.
 
Раскрашивание деревянных заготовок и моделек. Кроме того, что интересно собирать, можно еще и раскрасить. Глебу на новый год подарили сборную модельку деревянного поезда. Собирал ее в основном папа, а вот разрисовывали мы с Марком:
 
учимся рисовать с детьми
 
Рисовать пластилином. К листу бумаги можно прилепить маленькие шарики и колбаски пластилина, некоторые можно растереть и вытянуть пальцами. А потом в получившейся композиции можно искать новые предметы и образы. Особенно такое рисование любят детки в раннем возрасте —  с месяцев 9 и до 2-3 лет.
 
Обычные краски. И конечно можно использовать обычные краски, но разными способами: рисовать каплями, раздувать кляксы через трубочку и додумывать образы, рисовать старыми зубными щетками, растирать порошк от цветных карандашей( его можно настругать с грифеля?цветных карандашей), рисовать мыльными пузырями (надуваем пузыри над листом бумаги, они падают и образуют причудливый узор, который можно додумать и дорисовать).
 
Кроме того, чтобы научить малыша рисовать, не стоит забывать о том, что для развития важнее уметь фантазировать и придумывать необычные образы, нежели уметь рисовать шаблонные «домики и солнышки
 
Поэтому второй секрет уроков рисования для детей — предлагать необычные игры и задания для рисования.
 

Что рисовать:

Создавать долгоиграющие проекты, например, придумать свою страну. Вместе можно рисовать человечков, домики, машины и приклеивать их к огромному листу, заселяя все больше и больше городов и улиц. А еще к таким проектам можно придумывать сказки и истории.
 
Рисование эмоций вместе с детьми. Можно рисовать — любовь, радость скуку, печаль, обиду. Вот как Глеб изобразил свою злость:
 
как рисовать с детьми
 
Украшать предметы в доме. Чтобы ребенок испытывал радость и гордость за свои труды, можно поручить ему украсить коробки (например, те в которых хранятся игрушки), карандашницу, сделать открытку папе или бабушке.
Я, например, видела как рисунок ребенка вставили в циферблат часов в детской комнате — вышло очень красиво.
 
Необычные образы обычных предметов. Подумать на что еще похож чайник, стол или дерево? К примеру, вот здесь из дерева, получилось лицо человека
 
рисуем с детьми
 
Изготовление фигурок для кукольного театра. Можно нарисовать вместе с ребенком героев, наклеить их на картон и сделать палочки сзади. Получится кукольное представление!
 
Рисование звуков. Нарисовать, как стучат колеса поезда, совсем не то же самое, что нарисовать поезд. Можно предлагать для рисования — звук кипящей воды, треск огня, шум ветра, тиканье часов. Главное, чтобы ребенок был близко знаком с этим звуком.
 
Иллюстрирование книжки. Последнее время Глеб рисует и сразу придумывет историю к своему рисунку. Нам остается их только успевать записывать и скреплять степлером страницы. Вот история про поезд дальнего следовния, Глеб пытался подписать обложку:
учим рисовать детей
 
Много образов из одной формы. Рисуем например 3 круга и пытаемся дорисовать, так чтобы всегда получался новый образ.
 
Один продолжает рисунок другого. По ходу рисования, можно комментировать и сочинять историю, обычно, выходит очень весело!
 
И конечно главное рисовать вместе с ребенком и делать это с удовольствие. Здесь, как и в любой другой деятельности, надо искать ответ на вопрос не как научить ребенка рисовать, а как сделать, чтобы ребенок любил рисовать!

Я рекомендую эти статьи блога:

Как научить ребенка кататься на роликах. Наш опыт и подборка упражнений и советов

Друдлы с ответами: игры для развития воображения. Очень полезная игра для развития фантазии и нестандартного мышления

С Уважением, Несютина Ксения

23
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Ольга Бардина

    Ценные советы, особенно для меня, поскольку я совсем не художник и что-то придумать в этом мне сложно — а тут целое море идей. Про рисовать звуки, эмоции или запах бензина — очень понравилось. Как раз снимает все напряги на тему «я не умею» и «у меня не получится».

  2. Логинова Катя

    Я много пишу у себя в блоге о том, что и как рисовать с детьми. Особенно с малышами. Самое классное — это дорисовалки 🙂

  3. Елена

    Да здорово! Мы уже с 2-мя дочками много рисуем (младшей 1, 11 -требует кисточку)! Особенно понравилась идея рисовать запахи, музыку, чувства. Надо попробовать! Но меня всегда пугает рисование не образов.

  4. Ксения Несютина

    А чего тут бояться? Ведь здесь не будет правильного и неправильного! Все и всегда будет красиво и замечательно, а главное интересным будет процесс, а не результат (его скорее всего вообще не будет =)))

  5. Ольга Баженова

    Много хороших идей. Спасибо! Завтра попробуем с мыльными пузырями и зубными щетками. Никогда бы не догадалась сама. 🙂

  6. Ольга Черныш

    Я рисовать умею. но вот животных нет. Лошадь здесь у ребенка вышла лучше, чем у меня выходило.)))
    Еще я не умею рисовать велосипед. он у меня такой смешной получается и кривой.

  7. Наталья

    Рисование — это великая вещь. Жаль, что этому искусству не уделяют в школах должного внимания. Я сама недавно осознала, прямо так захотелось рисовать! Думаю, записаться в школу акварели (никогда ведь не позно 🙂 )
    А дочка моя тоже любит рисовать. Кисточка — одна из любимых игрушек. Пока рисуем в основном карандашами, фломастерами. Недавно стали практиковать гуашь. Уже готовы пальчиковые краски!

  8. Лариса

    Спасибо за отличные советы! Обязательно ими воспользуюсь!

  9. Мария

    Ксения, как вы много рисуете, молодцы! Несколько идей забрала себе в копилку. А моя младшая дочка вчера красным маркером попыталась раскрасить холодильник, потом телевизор и, получив отказ, разрисовала себе ногти на руках и ногах. Ходила вся модная…

  10. Natabul

    Какой интересный урок получился — столько возможностей для раскрытия талантов и возможностей ребенка!

  11. татьяна

    Спасибо, ксения, столько полезных советов! раньше Лизка тоже не рисовала или рисовала , но очень мало. Потом мы пошли на кружок по рисованию. Там ей предложили рисовать гуашью. И как-то пошло у нее это дело. Красками она особо сейчас рисовать не хочет, только гуашью, от фломастеров мы почти отказались. карандашами рисуем, но они у нас очень яркие, жирные, поэтому рисунок получается насыщенный и красивый.
    Еще любим рисовать на манке или песке пальчиком или палочкой. Рисуем нитками, ватными палочками, шишками, каштанами, все что под руку попадется.
    Очень понравился ваш рисунок гранатом. Марк здорово придумал!
    И еще рисование эмоций. мы рисовали Лизкин страх. а потом его украшали и веселили.
    В ближайшее время хочу попробовать порисовать с дочкой пеной для бритья. Думаю, будет интересно!

  12. Ксения Несютина

    Да, у каждого ребенка по-моему есть свой любимый материал. Главное чтобы это были не фломастеры, мне кажется их вообще надо детям позже 10 лет предлагать.

  13. Ольга Баженова

    А почему не фломастеры, что в них особенного? Мы с удовольствием рисуем и фломастерами и всеми остальными материалами.

  14. Ксения Несютина

    По-моему опыту знаю, что как только в доме появляются фломастеры дети хотят рисовать только ими. Казалось бы ничего необычного — что-то новенькое подарили, хочется попробовать. Но пока не уберешь фломастеры — карандаши или краски не нужны. А фломастеры я считаю хуже тем, что
    1) Нельзя смешивать цвета
    2) нельзя регулировать степень нажима
    Как следствие:
    не развивается цветовосприятие, оно остается на уровне тех 12-36 примитивных цветов которые есть в палитре фломастеров
    хуже разивается моторика — не надо нажимать, четкий контур (у красок и карандашей все не так)

    Но если ребенок рисует не только фломастерами, а лишь изредка ими, то все ок.

  15. Ольга Баженова

    У нас фломастеры чаще всего используются в рисовании, потому что красками, гуашью и другими материалами не всегда удается — бывает, что не хватает времени. Карандашами и восковыми мелками у меня дочка не справляется. Нужно сильно нажимать — она просто бросает рисовать. А раскрасить, например, обычную раскраску фломастерами или порисовать на альбоме — самый оптимальный вариант. И, кстати, обрисовывать контуры фломастерами намного интереснее, так как получается ярко и красиво — отличная тренировка для руки. А раскрасить фигуру тонким фломастером намного сложнее чем, например, кистью. Как же не развивается моторика?
    Конечно, нельзя рисовать одними только фломастерами, но не стоит их исключать.

  16. Ксения Несютина

    Ну я против и раскрасок =)) Думаю либо ребенок должен сам рисовать и красить, то что нарисовал (где-то читала, что этот этап наступает к годам 8-10, а до этого ребенок либо рисуент контур, либо смешивает цвета и играет с красками) или родитель может рисовать, а ребенок красить.

  17. Ольга Баженова

    Ну не согласна 🙂
    Ребенок в 1-4 мало что может нарисовать сам. А в чем разница, если нарисует мама или взять готовую раскраску. Явно рисунок в раскраске будет красивее и понятнее. Раскрашивая готовый рисунок, ребенок учится не выходить за контуры рисунка, тем самым готовя руку к письму и развивая мелкую моторику. Он также проявляет фантазию — что какими цветами раскрасить и что из этого получится. Например, у меня дочка любит раскрашивать один предмет в несколько цветов, выбирая при этом цвета самостоятельно. Не представляете как он довольна, когда у нее получается красивый рисунок.
    А что на счет умных раскрасок? Мы вот только сегодня с удовольствием раскрашивали красками картинку по сказке «Три поросенка», прочитав перед этим сказку и затем вспоминая ее и всех героев во время творческого процесса. Разве я нарисую так сама, да еще и всю сказку?
    А вчера рисовали фломастерами, занимаясь по еще одной умной раскраске. Нужно отгадать загадку или прочитать стишок, выполнить еще какое-либо задание, провести различные линии по пунктирам и затем раскрасить. Все та же раскраска, и что, разве нет пользы?

  18. Ольга Бардина

    А мне кажется, у раскрасок тоже есть свой плюс. Да, они не так развивают воображение, как свободное рисование. Но! Они учат аккуратности, умению следовать правилам (тем же, например, хороши и задания типа восстановить картинку по точкам). Эти навыки тоже важны. У раскрасок просто цели совсем другие, не такие, как у свободного рисования. Но я бы не назвала их совсем бессмысленными.

  19. Ксения Несютина

    Да, не может нарисовать сам «красиво» в нашем взрослом понимании. И если ребенку рано предлагают раскраски (а рано я думаю это до 6-7 лет, а после уже в них нет смысла, если ребенок любит и сам рисует), то он учится «как надо», «как красиво». А все эти шаблоны далеки от настоящего творчества, это и не творчество вовсе… Да, они развивают моторики; умные раскраски — речь и логику, но, к сожалению, губят и загоняют на примитивный уровень творчество и воображение.

    А раскраска отличается от рисунка сделанного мамой, тем, что когда ребенок видит, как создаются рисунки это меняет в корне его представление о рисовании, если не сказать о мире вообще. Дети которые видели, как родители рисовали и которые были этого лишены — разные дети.

  20. Ксения Несютина

    Да, но эти навыки я думаю стоит развивать после 6-7 лет и то если с ними есть какие-то проблемы. Обычно этому дети учатся быстро и без проблем. А вот от рисования «по образцу» круглых желтых солнышек и геометрически правильных домиков, уже остается с человекмо на всю жизнь…

  21. Наталья

    Да, с детьми очень интересно рисовать. Особенно прикольные у них получаются рисунки.

  22. Ольга Медведева

    Спасибо, Ксения за интересные варианты. Обязательно возьму все на будущее. Мой сыночек пока еще маловат для большинства таких занятий, рисуем только мелками на мольберте и карандашами чиркаем в тетрадях 🙂

  23. Саксон Татьяна

    Замечательная подборка идей для рисования. Многие используем, но некоторые в памяти освежилась.
    Здорово у вас с гранатовыми косточками вышло!

Оставить свой комментарий