5 | 04/8/2014
Как маме стать фантазеркой?
Здравствуйте, друзья!
Мне часто приходят письма с вопросами о том, как развить фантазию у родителей. Многие взрослые жалуются, что им трудно придумывать сказки, оригинальные идеи, необычные истории.
На самом деле воображение и фантазия развиваются так же, как любой другой навык. Здесь очень помогает чтение фантастики и сказок (спасибо детям — без них мы едва ли стали их перечитывать!)
Сегодня я приведу несколько методов и заданий, выполняя которые, ваше воображение выйдет на новый уровень. Главное — каждый день выбирайте что-то из списка и упражняйтесь!
Метод снежного кома
Сказки, которые вы читаете детям обычно базируются на одной фантастической идее. Сначала делается единственное сказочное допущение, а затем все остальные события строятся в соответствии с логикой. Наслаивая на фантастические идеи — реальные, мы получаем новые фантастические идеи!
Например, в Буратино оживает деревянный чурбанок. Все остальные события абсолютно реальны!
Упражнение: Возьмите предмет и примените к нему одну фантастическую идею. Подробно опишите, какие изменения произойдут с окружающими вещами. Идеи могут быть очень простыми:
- люди не умеют говорить (как они передают мысли друг другу?);
- на Земле горячая поверхность и люди живут под землей (как тогда выглядят дороги, дома, есть ли дождь? снег? радуга?);
- деревья умеют ходить.
Постарайтесь описывать разные слои реальности: транспорт, одежда, дома, еда, торговля, спорт, оружие и войны.
Метод золотой рыбки.
Теперь попробуйте обратное “разоблачение”.
Что фантастического в сказке золотая рыбка? Начинаем разбивать сказку на мелкие действия:
- мог ли дед пойти на море? -да, это реальная ситуация;
- мог ли он закинуть невод и поймать рубку? — да, мог;
- могла ли рыбка заговорить? — науке известно, что некоторые виды рыб могут издавать звуки.
- …
Таким образом мы находим исходное фантастическое зерно.
Упражнение: в следующий раз, когда будете читать сказку с ребенком постарайтесь приметить — фантастическое зерно — то чего точно не может быть. Делайте это сами, “в уме”.
Метод Гамлета.
Каждый предмет, который создает человек, решает какую-то проблему (или как говорят, противоречие), но обязательно добавляет новую.
- За столом удобно кушать, но он занимает место;
- В обуви удобнее ходить, но ее надо шить;
- Холодильник хранит продукты, но тратит электроэнергию.
- …
Решать эти противоречия можно, изменяя задачи предмета в пространстве, времени или его химические свойства. Например:
- Стол может быть на балконе, крыше, в отдельной комнате. (Это разделение в пространстве)
- Стол может появляться только на время обеда: например, раскладываться или надувается. (Это разделение во времени)
- Стол может быть не деревянным, а газообразным. (Так мы изменяем свойства предметов)
Упражнение: оглядитесь вокруг и выберите предмет в котором вы видите явное противоречие (вилка, кружка, кровать, ковролин, детская игрушка). Попробуйте применить один из способов разрешения противоречий к этому предмету.
Бином фантазии
Фантастическая идея получается путем объединения двух разных предметов. Старайтесь брать предметы из разных областей, не связанные друг с другом.
Например, крапива + компьютер:
- Крапива в компьютере. Компьютер показывает изображение крапивы.
- Крапива на компьютере. Сверху на компьютер кладут пучок крапивы. От ее запаха лучше идет работа. Если начинаешь ленится, то надо потрогать, чтобы работа “закипела”.
- Компьютер на крапиве. Компьютер стоит на крапивной поляне: работа и “крапивоукалывание”.
- Компьютер в крапиве. В каждом листочке установлен электронный чип, который следит за окружающими или за состоянием почвы.
- Компьютер из крапивы. Компьютер оплетают стеблями крапивы, например, для камуфляжа.
Упражнение: рассмотрите биномы: “ложка + приведение”, “спичка + верблюд”, “расческа + горная вода”.
Метод Робинзона Крузо
Попробуйте вычесть из ситуации все что можно, оставив самое необходимое. Например, “вычесть” из вашей квартиры или дома — окна. Что произойдет и как изменится окружающий мир?
Оператор РВС
Это метод, при котором мы начинаем неограниченно увеличивать или уменьшать одно из свойств предмета: размер, стоимость или вес. Я часто упражняюсь, тем более, что это очень просто.
Например, у нас есть стол. Давайте представим стол — размером с комнату. Такой может понадобиться, чтобы собрать много гостей, свадьбу.
А теперь представим стол длиной в 1 км. Зачем нужен такой стол? Может быть посадить за “стол переговоров” две конфликтующие армии?
Представьте стол длинной в 1000 км. Это может быть ограда, граница государства. Например, чтобы попасть в город ты должен угоститься чем-то с этого стола.
Таким образом, изменяя размер, мы получаем необычные сказочные ситуации!
Упражнение: оглядитесь по сторонам. Выберите предмет и попробуйте придумать сказочную ситуацию по методу РВС.
Надеюсь вам понравилась моя подборка упражнений! Если что-то непонятно, пишите комментарии!
С Уважением, Ксения Несютина
У меня такая дочка активная, что кого хочешь заставить фантазировать. Одним словом, совсем не скучно.
Ксения, мы уже ранее применяли с детьми некоторые упражнения по вашей же наводке. Я с удовольствием читаю ваши идеи, посещала несколько вебинаров.
И теперь ребёнок уже сам предлагает мне задачи. Например, говорит, а что будет, если все деревья станут маленькими. как цветы.
Благодарю за простые и действенные советы развития нестандартного мышления!
Мне кажется, этому нереально научиться.
Я тоже так думала, но это действительно навык, очень хорошо поддающийся развитию.
Упражнения напомнили пары по логике в универе, для развития мышления — как раз то, что нужно.