Воспитание Что важнее для развития ребенка (3-года)?

Что важнее для развития ребенка (3-года)?

Те, кто читал книгу Звонкина, наверное, помнят, как он призывает для развития мышления у детей задавать им вопросы, но не давать на них ответы. Уверена, что для развития ребенка в 3-4 года это очень важно. Уж точно важнее социализации, которую сейчас превозносят, но не говорят об обратных сторонах этой медали. Но как это сложно! Конечно я оттачиваю в себе это мастерство, а когда видишь, как ребенок ищет ответ на этот вопроса, когда вопрос как зернышко селится в его голове и потихоньку начинает прорастать, то энтузиазма прибавляется, и уже можешь поймать себя в нужный момент и не разжевывать, и не объяснять излишне.

Если же нужно объяснить что-то ребенку во что бы то ни стало обязательно делайте это системно. О том как объяснить ребенку любое понятие и развить системный взгляд на мир, я рассказывала в этой статье.

Кроме того я уверена, что развитие ребенка в 3 года и старше невозможно без опытов, экспериментов, совместных наблюдений за явлениями природы и вопросов «почему«.

Расскажу, опираясь на собственный опыт, какие вопросы пригодны для развития ребенка 3-4 лет.

Недавно шел сильный дождь, Глеб был очень возбужден и радостен, когда наблюдал молнию, слушал раскаты грома, трогал крупные, большие капли. А потом я невзначай сказала: «Интересно, откуда вся эта вода берется на небе». Глеб удивленно глянул на меня и ничего не сказал. Сегодня идем домой, и опять вспомнили о дожде. Вдруг Глеб говорит: «А я знаю, откуда берется вода на небе. Просто в тучах с зимы осталось много снега, оттого они и белые. А теперь пришла весна, этот снег тает и получается дождь». Я улыбнулась и сказала: «А откуда же снег взялся в облаках и тучах?». Глеб опять задумался, и мы пошли дальше. А дома я взяла кастрюльку с водой и поставила ее на огонь. Когда вода закипела, то пошел пар. Мы взяли стеклянную крышку и держали ее в 20 сантиметрах от кипящей воды. На крышке появились капельки и начали падать назад в кастрюлю. «Совсем как дождик из облаков»,- заметила я. Глеб ничего не сказал, продолжал держать крышку и смотреть на капельки.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит не в тот момент когда, мы пытаемся ему что-то растолковать, а когда он сам пытается найти ответ на вопрос. Иногда фраза, сказанная вскользь, может принести больше пользы для развития ребенка 3-4 лет, чем часовые занятия.

Это было уже достаточно давно: мы играли в железную дорогу, и я заметила, что рельс 5, а стыков всего 4. Еще однажды мы делили пластилиновую колбаску, и я заметила, что сделали 3 надреза, а кусочков получилось 4. Сегодня педагог в саду мне рассказывает, что когда Глеб одевался, то долго смотрев на стульчик, сказал: «Дощечек – один, два, три, четыре, пять, шесть. А «выбоинок» (промежутки между дощечками) – один, два, три, четыре, пять».

Вот еще один случай, показывающий насколько важны вопросы в развитии ребенка 3-4 лет.

Неделю назад играли с Глебом в фонарик. В темном коридоре зажгли фонарик, поставили паровоз и смотрели, с какой стороны будет тень и как она изменяется при движении фонарика. Если фонарик опускаем к самому полу, то тень удлиняется, увеличивается и сливается с остальной темнотой. Гуляем. Солнечный денек и на асфальте видны яркие тени. Глеб замечает это и говорит: «Тени впереди нас». Вдруг солнышко прячется за тучу и тени пропадают. «Куда же делись тени», — недоумеваю я. Глеб думает и говорит: «Просто они так удлинились, как тогда с паровозом». Тогда я говорю: «Интересно, кто же это светил на нас фонариком?». Глеб: «Мама, а это не фонарик, это солнце». Я: «И как фонарик мы вниз опускали, чтобы тень удлинилась, так и солнце сейчас резко вниз скатилось?». Глеб задумчиво отвечает: «Нет, солнце на месте осталось…»

Уверена, что развитие ребенка в период 3-4-5 лет, это не заучивание букв и цифр, а развитие любознательности и наблюдательности.

Не растолковывайте детям все на свете, не лишайте их открытий! Рассуждать, искать ответ, удивляться и пытаться понять непонятное – гораздо интереснее и важнее для развитие, чем просто знание каких-то фактов.

Я рекомендую эти статьи блога:

Методика Монтессори: наше знакомство. Что мне понравилось и нет в методике Монтессори

1
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Маша Куксова

    Ксюша, спасибо за сайт и за пост! Для нас сейчас это очень актуально! Отдельное спасибо за идею с крышкой-дождем! сколько раз я уже пыталась Саше объяснить откуда берется дождь, а про крышку не догадалась:( буду просвещаться дальше, пойду искать на просторах интернета книгу Звонкина 😉

Оставить свой комментарий