Гости блога Музыкальное развитие детей: интервью с мамой-музыкантом Катей Скриполой

Музыкальное развитие детей: интервью с мамой-музыкантом Катей Скриполой

DSC00045_11

Сегодня у нас в гостях Екатерина Завалко или просто Катя Скрипола — необыкновенная мама-музыкант, которая начала приобщение дочки к музыке с самого рождения!

Екатерина, здравствуйте! Мне не терпится перейти к вопросам по развитию музыкальных способностей у детей, но все же сначала надо познакомится =) Расскажите, пожалуйста о себе? Кто вы по образованию, кем работаете, сколько у вас деток?

Прежде всего я мама прекрасной дочери Софии, которой на сегодняшний момент пять с половиной лет. Так же я кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры оркестрового и инструментального исполнительства Института искусств НПУ им. М.П. Драгоманова, автор более 60 научных работ, среди них — монографии «Самосовершенствование учителя музыки: теория и технология», «Детская скрипичная педагогика – инновационный подход». А еще я педагог раннего музыкального развития и обучения игре на скрипке, автор блога Музыка-детям.

На вашем сайте я встретила описание множества методик — Карла Орфа, Сузуки, Золтан Кодая и Цветные струны (Colourstrings). Расскажите, чем они похожи и чем отличаются? Какая методика подходит для совсем маленьких детей (1-3 года)? А может быть все эти методики надо комбинировать и чередовать?

Эти методики имеют много общего, прежде всего, они пытаются открыть мир музыки для ребенка, только делают это разными средствами. Изучение мною этих методик происходило постепенно и каждая из них имеет отклик в моей педагогической деятельности. Единственно сейчас я отошла от методики Сузуки, так как для начинающих скрипачей считаю более эффективной методику Цветные струны (Colourstrings). Для малышей есть замечательная методика Colourstrings Music Kindergarten, которая как раз рассчитана на занятия и даже с годовалыми детьми. Так же замечательные результаты дает методика элементарного музицирования Карла Орфа, в свое время музыкальные занятия с дочерью я начинала по этой методике и до сих пор использую орф-инсрументы на своих занятиях даже со скрипачами.

Еще когда моему старшему сыну не было года я читала книгу “После трех уже поздно”, где встречается упоминание методики Сузуки. А сейчас, мы планируем пригласить педагога, который бы смог заниматься с младшим сыном по этому методу. Поэтому у меня несколько насущных вопросов: как происходит обучение ребенка игре на скрипке по этому методу? И самое главное какова цель занятий: овладеть инструментом или просто музыкальное развитие детей? 

Для меня методика Сузуки это прежде всего методика обучения игре на инструменте (будь это скрипка, фортепиано или виолончель). Для общего музыкального развития намного больше подходит методика Карла Орфа. Так же важным моментом является то, что в России и Украине нет сертифицированных педагогов по методике Сузуки (насколько это мне известно), а это значит, что говорить о полном использовании методики сложно. Плюс по Сузуки сначала учатся играть на скрипке родители))), а потом постепенно присоединяются дети, да еще необходима группа детей (так как это групповая методика, сочетающая индивидуальные и групповые уроки). По своему опыту скажу, что педагоги часто используют какие-то идеи, но не методику в целом, так как она довольно сложна для полного принятия нашими «традиционными» педагогами. Эта методика в наших реалиях скорее имя для привлечения родителей, которые хотят в раннем возрасте начать музыкальное развитие ребенка.
девочка со скрипкой

Если родители не умеют играть на скрипке, то обучение происходит в паре с мамой или папой? И как часто желательно заниматься? 

Обучение по этой методике идет на начальном этапе через родителя, так как маленький ребенок не может полноценно заниматься целый урок, а для достижения результатов надо частые качественные занятия, то обучается родитель, который систематически дома занимается с ребенком. Желательно несколько раз в день по 10-15 мин.

Как оценить уровень преподавателя? И вообще, если педагог никогда не занимался с такими маленькими детьми по этим методикам, справится ли он?

Уровень преподавателя можно понять по тому как играют его ученики и так же следует довериться своему родительскому инстинкту, если что-то не устраивает попытаться разобраться почему. Так же важно чтобы педагог прошел обучение по той методике, которую он использует – будь то методика Сузуки, Орфа или Колорстрин.

Еще один насущный вопрос, человека, который видел скрипку только издалека: а не тяжело ли ребенку 2-3 лет справляться с таким инструментом? Правильно держать его, зажимать струны?

Дорога в тысячу миль начинается с первого шага))). Преимущество скрипки в том, что она подбирается под ребенка и есть маленькие инструменты – 1/16 которые по силам малышу. Единственно хочется родителям дать совет – не экономьте на инструменте, скрипка должен звучать хорошо, так как от этого зависит будущее мастерство вашего ребенка.
юные скрипачи

Чтобы вы посоветовали родителям, не умеющим играть, но желающим развить музыкальное начало в ребенке? (Обратится к профессионалам, муз. школа, самим начать учиться играть, какие-то простые шумовые игры, прослушивание классики итд )

Обращаться только к профессионалам. Я рекомендую начинать с общих развивающих музыкальных занятий по Орфу, постепенно добавить индивидуальные частные уроки обучения игре на инструменте и только потом уже поступать в музыкальную школу. Если родитель не играет, то у него есть счастливая возможность открывать мир музыки вместе со своим ребенком. У меня некоторые мамы тоже купили скрипки и учатся вместе с детьми.

А какие музыкальные инструменты желательно иметь дома? 

Для маленьких детей я рекомендую металлофон, который обязательно надо купить в музыкальном, а не детском магазине, так как он должен чисто звучать и всевозможные перкуссии – барабаны, маракасы, треугольник, шейкер. Классические инструменты нужны в том случае, если на них музицируют домашние, они не должны ассоциироваться у ребенка с игрушкой.

Я читала, что необходимо создавать дома живую музыкальную среду для ребенка, но как этого добиться, если родители не умеют играть на музыкальных инструментах? И вообще будет ли польза для ребенка, если он 1-2 раза в неделю будет заниматься с педагогом, но дома не будет слышать живой музыки?
дети играют на скрипке

В наше время существует много возможностей это и он-лайн школы для мамы и ребенка и специально подобранный репертуар на дисках. Тут главное – желание родителей создать дома музыкальную атмосферу.

Многие знают, что надо предлагать ребенку слушать классическую музыку. А вы можете дать хотя бы примерный список произведений или композиторов, который бы вы рекомендовали “как музыкальную азбуку”?
Если честно, то я противник готовых рецептов – прежде всего необходимо слушать то, что находит отклик в душе мамы и ребенка, стараться чтобы музыка звучала качественно – через хорошие колонки и избегать слушать музыку в наушниках, так как это вредно для детского уха.

Я знаю, что у вас есть онлайн курс “Музыка — детям”. Расскажите подробнее на кого он рассчитан и как его можно приобрести?

Курс «Музыка — детям» – это полугодовой курс музыкальных занятий для малышей 2-3 лет. Занятия рассчитаны на маму и ребенка, то есть их может проводить любая мама, даже не имея музыкального образования (просто она будет открывать музыку вместе со своим ребенком).

Разрабатывая этот курс я стремилась помочь каждому ребенку и его маме открыть музыку в себе, освоить основы элементарного музицирования, развить музыкальные способности (которые есть у каждого ребенка). Ведь музыка это одна из ступенек развития гармоничного ребенка.

Каждый урок состоит из нескольких блоков: элементарное музицирование – пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры, слушание музыки. В каждом уроке я описываю основные элементы занятия, к воплощению которых мама должна подойти творчески, учитывая особенности своего ребенка.

Занятия размещаются в отдельном форуме два раза в неделю. Вы проводите занятия с ребенком и рассказываете мне о них, я помогаю их Вам корректировать для наиболее оптимального приобщения именно Вашего ребенка к музыке.

Заказать курс можно непосредственно у меня по электронной почте или же на форуме Мой канон http://forum.mykanon.com/viewtopic.php?f=381&t=1874

Как родителям, далеким от музыки или наоборот закончившим музыкальную школу “из-под палки” начать развивать себя и свое отношение к музыке? (Знаю, что вы проводили курс для родителей, а сейчас где-нибудь доступны его материалы?) И вообще как вы относитесь к принуждению в обучении музыке?  Ведь многих великих композиторов родители заставляли заниматься музыкой. 
Эти материалы доступны для подписчиков моего сайта http://www.orff.com.ua , при подписке на рассылку они приходят автоматически.

Когда вы начали заниматься  со своей дочерью — Софией? Какие успехи она делает сейчас? 
О своем опыте я рассказывала тут http://www.orff.com.ua/violin/moi-zanyatiya-so-skripachami.html

Занятия наши скрипкой продвигались довольно небольшими шажками, но уже в 3,5 мы играли с ней дуэтом. Именно игра вместе делала наши занятия интересными и увлекательными. А какое удовольствие для дочки было выступление перед друзьями. Вот видео того периода, мы с ней играем песенку «Кузнечик» из первой книги по методике «Colourstrings».


Катя, меня с детства мучает вопрос: музыкальные способности это врожденные качества? Действительно ли есть люди, которым медведь на ухо наступил и им лучше не браться за музыку вообще. Можно ли развить слух у любого ребенка или наоборот “загубить”, не уделяя никакого внимания музыкальному развитию?

У меня был опыт занятия музыкой с почти глухим ребенком, эти занятия были очень результативными в плане развития музыкального ритма и слуха. Если даже такой особенный ребенок делает успехи, то обычные дети потенциально музыкальные гении, просто не у всех детей удается развить их потенциал. Если удачно складывается тандем родители и педагог, то нет предела результатам ребенка. Загубить музыкальные способности трудно, просто со временем у ребенка проходит особая чувствительность к их развитию, которая характерна именно для дошкольного периода.

На блоге Екатерины мне очень понравились эти статьи. Советую и вам почитать:
Домашние занятия маленького музыканта
Воспитание талантов Шиничи Сузуки
Наши Орф-занятия

Екатерина, спасибо большое за интервью! Надеюсь, что для многих мам знакомство с вами станет отправной точкой для занятий музыкой со своими детками.

3 комментария
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Анастасия

    Зачесались ручки…к нашему английскому да еще и музыку! Я так нежно любила музыкальную воспитательницу в саду, что со слезами уговаривала маму отдать меня в музыкалку. С годами рвения поубавилось, даже пою редко, не то, чтобы играть на чем-то.

  2. Юлия (С Днём Рождения, Белка!)

    Спасибо за встречу с таким интересным человеком! С Катей я заочно знакома — по форуму Мамин Град. Дружить с музыкой — это здорово. Только хрупкая она, эта дружба, особенно когда только-только зарождается. Тут как у врачей: не навреди! :)
    Спасибо Екатерине. С удовольствием прочитала, есть о чём поразмышлять.

  3. Скрипичный мастер

    Спасибо, что так интересно с любовью о скрипке и о методике написали!

Оставить свой комментарий