3 | 14/6/2019
Ребёнок требует 100% внимания и ходит за вами по пятам: разбираемся и исправляем ситуацию
Ребёнок трёх лет начал сам строить из лего домик и мама аккуратно открывает ноутбук, чтобы закончить работу. В этот же момент ребёнок вскакивает и просит: «Щенячий патруль!», «Маша и Медведь!», «Смешарики!» Смотреть пятый мультик за день нельзя, поэтому мама откладывает ноутбук и опять пытается изобразить игру, а потом незаметно слинять в работу, но ситуация повторяется и повторяется.
Появляется ощущение, что мама должна непрерывно играть с ребёнком. И для того чтобы приготовить борщ, написать email по работе или даже просто позвонить подруге ей надо усаживать ребёнка за мультики. Потому что ребёнок не умеет играть сам. Если мама уходит с места битвы игры, то должна оставить мощное подкрепление в виде включённого Ютуба с 20 сериями любимого мультфильма.
Почему ребёнок больше любит смотреть мультики, чем играть в любимые игрушки
ТV-информация воспринимается легче. Человек, который смотрит на экран находится в пассивном состоянии. Учёные заметили, что в мозге отключается левое полушарие и активизируются зоны, которые обычно активны во время сна или гипноза. Ребёнок поглощает все «без переваривания» и осмысления.
Когда ребёнок играет с игрушками, то делает усилия и включает воображение. Дело не только в придумывание. Игра — сложный процесс. Там включается ассоциативное мышление. То есть для того, чтобы создать самую простую игру ребёнок должен подключить весь свой опыт — и визуальный, и культурный, и лингвистический. И притом этот опыт нужно обобщить – то, что делает у нас правое полушарие, и систематизировать, разложить по полочкам, проанализировать, то есть задействовать ещё и левое полушарие.
Всё это в автоматическом режиме. И поэтому игра — это более сложный процесс, чем восприятие мультфильма, где идёт уже готовая картинка и готовый аудиоряд.
Всё в мире стремится к сохранению энергии. И мозг человека не исключение. Ребёнок не хочет тратить драгоценный ресурс мозга и стремится к менее энергозатратному занятию: просмотр мультфильмов. К сожалению, при этом организм ребёнка проигрывает в долгосрочном периоде: мозг хуже развивается, страдает поведение и когнитивные способности.
Каких навыков не хватает ребёнку, чтобы он играл самостоятельно и не зависал на мультиках
Игрового опыта с разными сюжетами и приёмами. Современные родители очень стараются сохранить привязанность и хорошие отношения с ребёнком. Они уделяют время и внимание детям. Но если мама просто сидела и скучала с ребёнком на полу в окружении игрушек, это только усилило «мама-зависимость» и никак не прокачала игровые навыки ребёнка. Ребёнку не нужно МНОГО внимания, ему нужно КАЧЕСТВЕННОЕ внимание.
Проактивности: умения находить себе дело, когда скучно. В тот момент, когда тебя никто не развлекает, становится невыносимо скучно. Если родители постоянно спасают ребёнка от этого чувства, то ребёнок привыкает именно к такой модели:
Мне скучно –> прошу маму –> она находит дело и мне хорошо.
Для того чтобы изменить эту модель, маме надо по-другому реагировать на слова «Ма-а-ма, скучно!»
Умение заканчивать игру или продолжать её без мамы. Аккуратно на цыпочках выходить из комнаты точно не надо! И не надо ждать, что ребёнок радостно ответит ДА на ваш вопрос: «Поиграешь, солнышко, сам. А я приготовлю папе ужин?» Для детей вся жизнь игра и вам нужно знать рабочие стратегии, которые экономят силы и делают так, чтобы игра продолжилась сама, а вы спокойно готовили папины любимые котлеты.
Правильный просмотр мультфильмов. Обычно как: показал ребёнку мультик и потом он ноет весь день, что хочет посмотреть второй. Показал второй мультик — ребёнок просит третий. Показал третий — просит четвёртый, пятый. Чем больше мультиков, тем больше хочется и тем меньше ребёнок играет сам. Любимые игрушки пылятся в корзине, постройки из лего стоят нетронутыми – ребёнку с каждым днём всё меньше хочется в это играть. Всё дело в том, что мультики надо уметь смотреть, так чтобы ребёнок не становился «мульт-зависимым». Более того, ребёнок может смотреть мультфильмы и после, наоборот, все больше играть самостоятельно!
Вы можете браться за прокачку любого из этих навыков. Я займу ещё немного вашего времени и расскажу подробнее про первый шаг.
Расширяем игровой опыт ребёнка
Если вы сидите и скучаете с игрушками в детской, то так дело не пойдёт! Так вы только приучаете ребёнка к тому, что вы должны быть непременно в метре от него, когда он играет, но не обогащаете его игровой опыт.
В итоге только вы встанете, он побежит за вами, повиснет на ноге и будет просить мультики. Я знаю по своему опыту, как нелегко даже дойти до туалета, когда ребёнок висит на твоём теле.
Итак, первый шаг, чтобы ребёнок перестал присасываться к вам, а учился играть сам: качественное внимание с вашей стороны и качественная игра. Давайте расскажу простой способ быстро придумать сюжет для игры.
Напишите в центре листа любимые игрушки или темы вашего ребёнка. Допустим, ваш сын фанатеет от динозавров, дракончиков и прочей полусказочной живности.
Напишите вокруг 3-5 ассоциаций, которые появляются у вас, когда вы слышите это слово. Мне в голову приходят вот такие слова. У нас у всех разный опыт, поэтому ваши ассоциации могут на 100% отличаться от моих. Они могут быть любыми. Тут нет правильного и неправильного.
Напишите по 3-5 ассоциаций к каждому из новых слов. То есть зацикливаем и повторяем. И опять пишем первое, что приходит в голову.
А теперь посмотрите внимательно: у вас получилось от 3 до 10 новых сюжетных линий и игр с вашим ребёнком:
- Делаем палеонтологический музей с ребёнком и выставку динозавров. Самих динозавров лепим из пластилина и спичек минут 15. Потом даём ребёнку задания расставить образцы на коробке и собрать игрушки, которые хотят прийти на экскурсию, а сами ставим воду на суп.
- Делаем гнездо динозавров. В нём кладка яиц (вырезаем овалы из бумаги) и малыши, того и гляди, скоро появятся на свет. Мама-динозавриха пошла на кухню вместе с вами, чтобы принести малышам кожуру от картошки. Вы её быстро изготавливаете и заодно чистите картошку на суп.
- Начало холодать. Динозавры ищут тёплые укрытия, но лёд всё ближе. Может получится построить для них домик из кубиков льда на кухне и покормить петрушкой, пока вы положите в суп последние ингредиенты и доделаете ужин.
…
Прекращайте просиживать в детской с игрушками и ребёнком по несколько часов и потом спасаться от этой «игровой пытки» и мама-зависимости в мультиках. Это не прекратится само собой и, скорее всего, будет усиливаться.
Лучше постепенно учите ребёнка:
- самостоятельно справляться со скукой,
- обогащайте его опыт,
- правильно завершайте игру и
- смотрите мультфильмы с умом.
Скоро я проведу онлайн мастер-класс о том, как правильно смотреть мультфильмы. Следите за новостями в рассылке и соцсетях.
Спасибо за ценную информацию! Хотелось бы ещё узнать по-больше и по следующим шагам.
Спасибо! Полезная информация!
Ребенка надо просто с детства увлекать чем-то, рисование, танцы, кружки. А не раз сунул телефон и всё)