2 | 16/7/2017
Проектная сессия с А.М. Лобоком в Этномире
Здравствуйте, друзья.
Ужасно долго не писала в блоге, правда регулярно радую всех подписчиков мыслями и идеями в письмах рассылки. Поэтому надеюсь вы на меня не в обиде =) Но что-то объемное и не подпадающее под одну тему, все равно удобнее писать здесь.
Сегодня будет много букв по поводу нашего небольшого семейного путешествия в Этномир. Главная цель поездки — проектная серия А.М.Лобока (его сайт — http://allobok.ru/). В течение 7 дней он делился своими мыслями и идеями по поводу будущего образования, школы, детского развития, культуры, учебников, оценок. Каждый день около 6 часов “ударной работы”. Для меня “ударная” в кавычках, потому что я всего лишь слушала и старалась понять. Мы были всего 4 дня (да-да — “всего”, потому что уезжая, мне страстно хотелось остаться).
Каждая встреча была записана и пока на ютуб-канале Александра Михайловича выложена черновая запись, но в течение 1-2 месяцев появится обработанный материал, снятый с хорошей камеры, с таймингом и содержанием.
Пока поделюсь своими ощущениями по поводу услышанного, увиденного и прочувствованного.
Самая главная мысль, которая каким-то образом впечаталась и теперь начала отражаться на моей деятельности с детьми: образование — это прежде всего возникновение чего-то или точнее, кого-то. Это не сумма знаний, навыков, умений. И это не развитая внимательность, память и мышление. Нечто загадочное, таинственное. Была гусеница — образовалась бабочка. Был просто студент — образовался программист или доктор или бухгалтер.
Образование — всегда штучный, а не конвейерный процесс. Каждый человек и представитель любой профессии образовывается своим особенным уникальным способом.
Любое образование происходит через построение отношений и диалога: с учителем, автором книги, режиссером или актерами фильма.
Само собой если понимать под образованием “вот это”, то современная школа вообще не занимается таким образованием. Если и случается “образование человека” в школе, то скорее вопреки этим условиям, чем благодаря. Тем более неуместно называть школу ОСНОВНЫМ образованием. К сожалению, как раз “основа” и не формируется в школе. Примерно то же самое мы поняли еще несколько лет назад, когда решили, что дети будут учиться дома.
Осознала, что проводя занятия, я все-таки в последнюю очередь думала про построение каких-то особенных отношений с детьми. Самый большой акцент был все-таки на развитие того же мышления, умения рассуждать наблюдать. Развитие через игры, упражнения, задания — что угодно. Иногда это было заранее запланировано, иногда возникало в момент урока. Но именно вот эта “тренировка извилин” имела первостепенное значение.
Очень понравилась мысль о том, что субъектность ребенка развивается, когда мы слушаем и слышим его. И она тут же пропадает, когда мы начинаем говорить сами — вовлекаем, предлагаем какие-то упражнения, игры. Потому что наша речь и наши дела — это уже наша субъектность.
Сегодня готовила занятие по скайпу и тут же почувствовала, что самая большая сложность в таком онлайн формате — это как раз построение отношений. Раньше мне казалось, что все дело в том, что ребенок не может перемещаться, ненатурально ограничен в пространстве. И тут дело не в том, что эти ограничения мешают ребенку думать, потому он как-то вяло включается в процесс. Проблема в том, что это мешает строить полноценные отношения, которые могут образовывать.
“Слушание”, “видение”, “понимание” ребенка — это пожалуй единственные более-менее универсальные инструменты, которыми можно пользоваться, для построения отношений. Тут к сожалению, не работают заранее запланированные фразы, методически продуманные игры или “молодец!”, сказанное по расписанию. В построении отношений никак не помогает методика или какой-то план занятия. Да и нужен ли этот план, если мы ориентируемся не на сумму знания и навыков? Скорее нужно какое-то дело лично для себя, интересное, актуальное.
Еще один камень в огород методик и “образования по программе”. Это самое образование, как появление нового человека — “не программный процесс”. Как только пытаемся “передать опыт”, построить занятия по каким-то планам и методикам — оно разваливается. Я билась над этим достаточно долго и не могла понять в чем секрет: все делаю по методике ТРИЗ, беру интересные игры, беру супер-эксперименты, пишу план занятия. С одной группой детей получается чудо-занятие, с другой кошмар-кошмар. В одной группе происходит ОБРАЗОВАНИЕ детей и меня, в другой … Что-то происходит, но совсем не то и не так..
Один из 4 дней был посвящён игре в «шрифтомагию». Для меня тут главной ценностью стало наблюдение за “правильным оцениванием”, которое давал нашим действиям в игре Александр Михайлович. Раньше, я просто избегала оценивания. Потому что линейное оценивание, принятое в школе — двойка, тройка, четыре и пять, точно неуместно при интересном, нормальном общении с ребенком. А другого я просто не знала и никогда не наблюдала. Сейчас мне стало ясно, что оценивание — это всегда субъективное мнение, которое надо уметь развернуто объяснять. Именно это помогает образованию “вкуса” у ребенка, да и просто у любого человека.
О самом Этномире
Мы были тут впервые. И честно, для меня это путешествие “сделали” лекции Александра Михайловича. Море сил, впечатлений, идей, желаний. Но вот так просто поехать и погулять здесь, я бы, наверное, не решилась. Свежий воздух и лесные прогулки для нас неактуальны — сами живем в поселке с лесом и озером. Странные попытки создать какие-то оазисы разных стран — мне кажутся просто фантазиями очень богатого человека.
Больше всего раздражает, что на территории много ПЛАТНЫХ мастер-классов, лабиринтов, квестов. Раздражает, потому что надо постоянно находиться в состоянии ВЫБОРА и соотносить: а получу ли я тут удовольствие от лепки горшка на 400 рублей или лучше пойти вот в тот веревочный парк за 500 рублей. Идея европейских парков аттракционов — диснейленд, леголанд — спасительна в этом плане. Платишь один раз. Пусть много. Но больше ничего выбирать не надо. Это сильно влияет на состояние расслабленности, покоя и отдых, за которыми приезжаешь в такие места.
Вот несколько фотографий с детьми, которые делал Антон, пока я целыми днями пропадала на “обучении”:
Лабиринт
Сурикаты
Куда смогли — туда и залезли
Просто веселье =)
Thank you very much for your blog.
I enjoyed reading this article.
Ксюша, увидела что вы скайп занятия проводите и безумно обрадовалась, так как мы не близко..
Скажите, дочкам 5 и 3. Есть смысл уже начинать проводить занятия именно в скайп формате, ну хотя бы с пятилеткой.
ну и собственно, проводите ли вы занятия со всеми желающими и есть ли у вас вообще свободное место))?
Спасибо большое!