Мамина школа Игры-занятия Трубы, ямы, провода

Трубы, ямы, провода

Продолжаю рассказ о наших развивающих играх для детей разного возраста!

Может быть не много найдется детей, которым будет интересна тема «канализаций и всяких подземных труб, ям и засасов». Но Глеб благоговеет перед ними. Начиная с самого раннего детства, на прогулке Глеб с папой часто заглядывал под крышки и в выходящие на улицу вентиляционные трубы. Конечно там ничего не видно, но от этого интерес только разжигался.
А весной или после дождя на улице всегда можно найти крышку с дырочкой, куда убегает вода, закручиваясь водоворотом — тогда детскому восторгу нет предела!

И вот мы решили сделать игру для детей по этой теме!

Сначала, мы просто рассмотрели картинки с трубами вот в этой энциклопедии. Написано все интересно и доступно для детей — и про канализацию, и про ремонт, и про очистку воды.

А потом наши игры развернулась уже на полу. Для Марка я приготовила небольшой планшет — толстый контор с вырезанными кругами разного размера.

Это крышки люков. Кладем его сверху на любую коробку и получаются натуральные ямы, в которые могут проваливаться разные фигурки и машинки. Марк сначала покидал все мелкие предметы в эти дырочки (кстати были такие, которые пролезали в большие люки, но не пролезали в маленькие, так что Марк пробовал все дырочки чтобы убедится, в какую пройдет предмет, а в какую нет). А потом уже начал раскладывать крышки, подбирая их по размеру дырки.

Глебу же удалось легко показать, почему не стоит наступать даже на закрытй люк — вот как он может «отыграть» и переврнуться.
игря для погодок

Следующим этапом было понять и увидеть, что находится в ямах под крышками люков? Хотя мы уже рассмотрели в энциклопедии, что находится под землей, не лишним оказалось увидеть это собственными глазами. Мы построили высокий домик из лего, а рядом из конструктора «Marbutopia» построили трубы канализации.
занятие для двух детей

Глеб строил, а Марк запускали и смотрел сначала, как катятся по трубам шарики (как капельки воды). А потом мы слепили из пластилина краник, поставили конец канализационной трубы в баночку, взяли маленькую лейку и начали наблюдать как бежит вода. Зрелище от которого было трудно оторваться обоим! Пришлось установить очередь и выдать каждому по стаканчику-лейке.

Кстати тоже самое можно попробовать реализовать с помощью коктельных трубочку или даже садового шланга.

Следующая игра адумывалась исключительно для Глеба. Но Марк сейчас все делает с ним и готов заниматься любой деятельностью, лишь бы Глеб делал то же самое.

Я нарисовала граф. И задача Глеба была пустить воду ко всем городам и по всем трубам — ребрам графа, но пройтись по каждому ребра один раз и не оторвать карандаш от бумаги. Это задачи из серии обведи контур конверта, не оторвав руки.

разновозрастные игры

И для начала я дала совсем простые задания. Кстати, если ребенок вел-вел линию и в конце понимает, что не вышло — надо отрывать руку или вести повторно, то можно просто дать карандаш другого цвета. Пусть пробует еще раз, ориентируясь уже на другой цвет.

Сначала даже простой граф поставил Глеба в тупик. Он начинал не с той вершины и, конечно, каждый раз не получалось. Он менял способ обхода, но не менял вершину и поэтому каждый раз выходило одно ребро необведенным.

Потом вдруг случайно попробовал вести из другого города и , о чудо, получилось!

Марк, конечно, понял задание по своему. Он просто рисовал линии, разукрашивал кружочки и добавлял свои. Но весь светился от удовольствия — делает то же самое, что и старший брат ))

И последняя наша деятельность по этой теме — фильтрование воды. Ведь вода из канализации должна пройти очистку и только потом может вернуться назад в реки/озера.

Конечно если у вас во дворе есть песок и мелкие камешки, то можно смастерить фильтр из этого материала. Мы же просто «вскрыли» один из фильтров «барьер». Посмотрели его содержимое — мелкие камешки, похожие на грязь. Глеб вначале был в недоумении, как грязь может очищать. Она же должна загрязнять.
опыты с детьми

Но тем не менее он увидел это чудо своими глазами — камешки мы ссыпали в бумажный кулек, оставив на кончике малекую дырочку. Сделали специально грязную воду, добавив мусор и землю из цветочного горшка. А потом начали смотреть — вода капала действительно чистая. Вторым фильтром была губка для мытья посуды, но она, как мы убедились, не пропускала только крупный мусор. Еще посмотрели, как фильтрует марля — мелкий мусор тоже проходил.
Напоследок, раскрутили фильтр в увлажнителе — там был искусственный наполнитель- белые шарики, на него просто посмотрели и потрогали.

Через время Глеб спрашивает (наверное, ТРИЗ игры, которые я кстати выкладываю в блоге, дают о себе знать =))):
А канализации всегда были? (Недавно читали книжку про первоботных людей)
Мама: а ты как думаешь?
Глеб: думаю всегда -)) если бы их не было люди бы не смогли попить.
Мама: но когда мы ездили на море и плавали на байдарках мы же не умерли, а крана и канализации рядом не было
Глеб (его вдруг осенило): можно просто набрать воды в море или пруду и канализация не нужна!

Потом еще немного поговорили о том, можно ли сразу пить воду из пруда и пофантазировали о том как бы мы жили не будь у нас крана в доме (ходили бы каждый день на пруд за водой, зимой делали прорубь, купались бы редко итд)

Еще игры для детей по этой теме:
— создовать «трубы-лабиринты» из магнитного конструктора (палочки разной формы, на конце магнитик)
— распутывать трубы (лабиринты на листочке), например такие — http://allforchildren.ru/ex/labirint.php?page=88

12
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Мария Юнак

    Здорово! Какие у вас полные, проработанные занятия. Мне тоже захотелось водичку по изогнутым трубам пускать) Заходите в мой научный проект на сайте. Это занятие туда вполне подходит)

  2. Olga 0207

    Понравилось занятие! И тема интересная. Меня дочка знакомит меня с информацией про канализации, которую она узнала из м/ф «Фиксики». А еще в книжках часто бывает тема, как кто-то роняет в канализацию кольцо, а оттуда его приходится доставать при помощи крючка. Например, «Stuart Little».

  3. Ася

    Ну, это просто что-то! Ксения, а сколько уходит на такую игру и подготовку к ней?

  4. Ксения Несютина

    Идеи я придумываю по ходу какой-нибудь деятельности, например, во время прогулки или когда занимаешься какой-то рутинной деятельностью. А по реализации ведь видно, что там ничего сложного — планшет я за минут 15 вырезала, дом и шарикопровод мы вместе строили, фильтр тоже вместе делали, нарисовать граф за 10 секунд можно =) Я вообще не люблю тщательную и длительную подготовку к играм.

  5. Анна (Растем и Развиваемся)

    Мне очень понравилось занятие! Для нас еще думаю рано все проводить, но часть — планшет стоит сделать! а Так обязательно покажу маме, она педагог, воспитатель в старшей группе. Думаю ее заинтересует Ваш вариант

  6. tavika

    Какое интересное занятие! И большой плюс, что подготовка почти не нужна, все под рукой. А игры очень разнообразные и наглядные. И даже младший участвовал 🙂 Молодцы!

  7. Логинова Катя

    ТРИЗ — замечательная вещь! Очень здорово голову развивают.

  8. Helen Z

    Отличное занятие! Про люки очень наглядно для ребятишек! И про фильтрацию понравилось)))

  9. Ксения Несютина

    Елена, спасибо. Фиьтрация у Глеба и вправду вызвала бурю интереса! Еще неделю потом обсуждали куда дождевая вода течет, куда снег в камазах везут и прочее и прочее.

  10. Милана

    Какое классное занятие! Супер! Любой мальчишка будет в восторге! Спасибо, что поделились, обязательно попробуем! А ТРИЗ мы тоже очень любим, много интересных идей у них.

  11. Мария Юнак

    Ксения, посмотрите в коллективном блоге мам результаты розыгрыша «научных забав»)

  12. Ксения Несютина

    Маша, спасибо! Перед отпуском не успеваю во все блоги заглядывать =)

Оставить свой комментарий