Мамина школа Математика Игральные кости 4 игры с игральными костями для улучшения навыков счета

4 игры с игральными костями для улучшения навыков счета

P1110334

Здравствуйте! Сегодня я расскажу о нескольких математических играх, в которых я использую игральные кости. «Кубики» — это отличный математический материал. Пожалуй, один из лучших, если сравнивать их с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и прочими, и прочими. Начинается все с того, что их очень хочется взять в руки. Причем абсолютно всем, начиная от деток 1.5-2 лет, которые стремятся просунуть кубик в какую-нибудь дырочку, заканчивая взрослыми, уважаемыми педагогами-математиками. Поэтому, когда достаешь их на уроке, все до единого готовы считать, умножать, делить — главное, чтобы была возможность потрясти в руках кубики. Но есть одно условие: кубики должны быть красивыми, качественными и их должно быть МНОГО. Я покупала свои вот в этом интернет магазине (Обязательно купите несколько кубиков «двадцати-» и «тридцатигранных»)

«Перекаты»

Сначала мы поиграем в фокусников-волшебников. Кто сможет догадаться на какой грани лежит кубик? Когда задаешь этот вопрос детям до 4-5 лет, они в изумлении смотрят на тебя: “Как же можно, не поднимая кубик, догадаться?!”  Но у некоторых вдруг “щелкает” и они радостно начинают осматривать кубик со всех сторон, после чего следует неизменный крик: “Два, Пять….”

P1110332

Дети постарше вычисляют невидимую грань таким же образом: осматривают кубик со всех сторон, в поисках исчезнувшей. Но есть маленькая хитрость, которая позволяет этого не делать: сумма точек на потивоположных гранях всегда равна 7. То есть если мы видим сверху одну точку, то с противоположной стороны будет 6; если три точки, то кубик лежит на четверке и так далее.

После того как отгадывание перестало вызывать особый кураж, а еще лучше чуть раньше этого момента, задаем следующую задачу: какая грань окажется сверху, если мы перевернем кубик на правый бок. Для этих целей идеально подходит бумага с крупной клеткой: ее можно нарисовать самому.

P1030159

Разобрались с одним переворотом? Рисуем целый маршрут: буква П, зигзаги, спирали. Помните, что начинаем с простого: 3-4 переворота — и только потом усложняем. Перевороты по прямой всегда легче, чем перевороты с изменением направления. Самое прекрасное, что по одному маршруту можно катать кубик по 24 раза, получая разный ответ, потому что он зависит не только от того, как мы катим, но и от первоначального положения.

1.png

Я занималась этой игрой в МатКлассе: было одинаково интересно, как школьникам, так и дошколятам. А главное: перкраснно развивает воображение, образное и пространсвенное мышление!

 

Арифметические задачи с игральными кубиками

Для игры вам понадобиться табличка для каждого участника и два кубика (или двойной кубик — “дабл дайс”). Один кубик — удача, второй — невезение. Не все дети сразу понимают, что это означает. Я объяснила так: “Если вам дают 3 конфеты, то вы радуетесь, чувствуете себя счастливыми, вам повезло! А если забирают 5 конфет, то вы огорчаетесь, расстраиваетесь. Это неудача, невезение. Один кубик — “удачиливый”, будет показывать сколько вам дают, а другой сколько забирают. В конце надо вычислить, сколько у вас останется и записать”

2.pngМожно не записывать числа, а выставлять таблички с точками (для трехлеток это будет даже полезнее)

Пока играем, радуемся если количество точек на счастливом кубике превышает количество на несчастливом. Воображайте, чем могли бы стать эти точки — сладостями, игрушками, книжками, играми. Фантазируйте и смейтесь!

Побеждает тот, у кого больше выпало счастливых чисел. (Но если дети еще не готовы к соревновательным играм — тем более случайного характера, лучше вообще не объявлять победителя.)

Игры на сравнение

Сначала расскажу, что нам понадобится для игры. В первую очередь это 6 пустых кубиков. Да-да существуют кубики с пустыми гранями на них можно нарисовать всё, что захотите. Если рисовать водным маркером, то изображения можно стирать и рисовать заново. Если же хотите получить долговечные рисунки, то рисовать нужно перманентным фломастером или акриловой краской.

3.png

Если таких кубиков нет, можно приготвоить 6 карточек. Также нам надо найти 12 шестигранных кубиков.

P1110331

Правила игры: Игрок берет в руки 18 костей — 12 кубиков с точками и 6 кубиков со знаками —  и выбрасывает. Бросать лучше в крышку из-под коробки, чтобы кубики не рассыпались на 1-2 метра по комнате.

Теперь задача игрока выложить вот такой ряд, сравнивая значения на кубиках и расставляя кубики со знаками между ними

P1030215.JPG

Иногда надо подумать, как собрать пары, чтобы использовать все кубики в дорожке. Например, вот в таком случае:

P1110338

«Посчитай и найди»

Вам понадобиться поле для игры и несколько игральных костей. Это могут быть просто шестигранные кубики с точками от одной до шести. А могут быть другие экзотические варианты: восьми, десяти и даже тридцатигранные кубики.

P1110329

Еще понадобится поле с числами: таблица в клетку, где в каждой ячейке написано число. Если вы играете с двумя кубиками, то на поле числа от 0 до 12; если с тремя, то числа от 0 до 18. (Максимальное число — это сумма максимальных граней на всех трех кубиках)

Правила игры: Игроки бросают кубики по очереди. Задача: каким-то образом сложить, вычесть, перемножить или разделить числа на кубиках, так чтобы получилось число, которое есть на поле. Если это удалось, то число на поле закрывается фишкой и ход переходит к следующему игроку.

232323

Как играть с малышами:

  1. Для начала, с совсем маленькими детьми, можно договориться только складывать числа. (Кстати тогда на поле останутся всегда пустыми ячейки с числами 0 и 1. Догадается ли ребенок почему так происходит?)
  2. Другой вариант игры взять кубик со знаками действий. Вначале подойдут + и -. После можно добавить умножение и деление. Такие кубики можно купить готовые, а можно сделать самостоятельно. После этого мы выбрасываем кубики с числами и кубики со знаками действия и конструируем задачу на вычисление. Результат опять-таки надо отыскать на таблице и накрыть фишкой. Кстати кубики и знаки можно менять местами, получая новые результаты

С Уважением, Ксения Несютина

7 комментариев
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Ирина Зайцева

    Мы тоже ну так с дочками любили вот такие игры. Так развивается логическое мышление. И время интересно всегда провести ну так приятно!

  2. Ксения Несютина

    Ирина, здорово! Я вообще достаточно недавно узнала, что существует так много игральных кубиков. И когда их держишь в руках — идеи о том, как бы их использовать начинают прямо роиться в голове =)

  3. Дима

    Забавные игры, что-то могу смело брать на вооружение. Пригодится.

  4. Татьяна

    Ксения, какой у вас приятный блог)
    Скажите, а с какого возраста вы занимаетесь счетом с детьми? Понравились все задачи — они оригинальные, интересные, обязательно понравятся детям.

  5. Екатерина Чеснакова

    Спасибо, отличные игры. С удовольствием поиграем с детьми.

  6. Арина Широкова

    Какие любопытные игры. Я про такие не знала. Мы всегда кости использовали просто как кубики для игры. Я думаю, что для того, чтобы учить деток счёту такие игры с кубиками очень пригодятся.

  7. Дом семья и Я

    Для меня эта игра тоже новая, но показалась очень интересной.

Оставить свой комментарий