Мамина школа Математика Вопрос-ответ Часть 3: Заключительная часть ответов на вопросы о математике

Часть 3: Заключительная часть ответов на вопросы о математике

P1050279

Здравствуйте, читатели и подписчики!

Сегодня заключительная часть ответов на вопросы, связанных с математикой. Кстати, у меня небольшой сюрприз: я решила продолжить рубрику «вопрос-ответ» и теперь каждый месяц я буду объявлять тему для вопросов. В январе я жду вопросы на тему гармоничного и эффективного развития. Например:

  • «Чем надо заниматься с ребенком 3-4 лет, чтобы ничего не упустить?»
  • «Как построить день, чтобы успеть позаниматься и первым, и вторым, и третьим… и десятым?»
  • «Что самое важное в развитии ребенка 1, 2, 3, 4…7 лет?»
  • «Как составить программу для подготовки к школе»
  • Что делать, если мама сама не знает английского\не умеет петь\танцевать\играть в футбол и так далее

Обращаю внимание, что чем конкретнее будет ваш вопрос, тем конкретнее (а значит полезнее для вас) будет ответ.

А теперь перейдем к нашим математическим вопросам:

Добрый день, Ксения!
Вопрос относительно счета. Ребенку год и 10 мес, считает в игре с удовольствием до трех, но понятие числа сформировано не полностью. К какому возрасту формируется именно осознанный счет и как правильно формировать понятие числа у малыша?
Заранее спасибо, с уважением, Анна.

Здравствуйте! Конечно, хочу обратить внимание на первую часть вопросов, которая была опубликована в декабре. Там я многое написала о счете и этапах его формирования. Как видите, ребенку надо усвоить 6 важных принципов прежде, чем его счет приблизится к счету взрослого. Это происходит не раньше 4-5 лет. При этом просто осознанный счет и количество доступны ребенку для понимания уже в возрасте 3-4 лет, однако, он может еще не понимать принцип продолжения счета или независимого пересчета.

Все эти принципы формируются благодаря ежедневному взаимодействию с предметами, играм, совместному творчеству, чтению сказок. То есть наилучшее действие оказывает комплексное, гармоничное развитие.

При формировании понятия числа одна из главных ошибок: изучение цифр еще до того, как ребенок хорошо разобрался с количеством. То есть не стоит сейчас показывать ребенку цифры и делать на них акцент. Это становится актуально только после 3-4 лет.

Здравствуйте, Ксения!
Как Вы считаете, как быстрее научить ребенка решать примеры в пределах 10? Ваше отношение к составу числа?
И стоит ли выходить за пределы первого десятка до школы?
С ув. Светлана.

Светлана, здравствуйте. Все зависит от того сколько лет ребенку. Если речь идет о дошкольнике, то я бы посоветовала обратить внимание на специальные пособия, помогающие понять и автоматизировать счет. Это могут быть:

  • счеты;
  • коробочки с конструктором;
  • пособия Монтессори;
  • шнурок + бусины;
  • упаковки от яиц;
  • лента Зайцева.

Полный обзор и рекомендации по их использованию были в курсе «Любопытная математика». Часть информации публиковалась в журнале «Математика в песочнице», 1 номер.

На мой взгляд, выходить за пределы первого десятка стоит, если обучение происходит в естественной, игровой атмосфере. Числа после 10 ничем не отличаются от чисел до 10 =) Хотя, как я рассказывала в первой части, счет от 10 до 20 самый сложный для детей.

В любом случае я никогда не создаю искусственной границы до 10/после 10, а лишь учитываю сложности и проблемы, которые могут возникать у детей при формировании навыка счета с переходом через десяток.

Ксения, добрый вечер. Спасибо Вам за «Любопытную математику». Нам с девочками все очень нравится. Правда, занимаемся мы не регулярно, но все же стараюсь, чтобы в быту было что-то математическое. И даже если дети хоть раз в день возьмут в руки счеты, очень этому радуюсь, стараюсь интерес поддерживать.

Ксения, у меня сформировался вопрос. Старшей дочери 6 лет. Считает в пределах десятка хорошо. Иногда возникает ситуация, когда нужно сложить через десяток (например, 27+5). Расскажите, как ребенку проще рассказать, как это считать. Сделать это на счетах? А может как-то по-другому можно. Я начинаю объяснять, но вижу, что ребенок ничего не понимает. Может это было где-то на вебинарах или в любопытной математике, да мы еще не дошли, подскажите.

Здравствуйте!
Здесь не обойтись без визуального материала и всевозможных помощников. В курсе «Любопытная математика» этому был посвящен второй вебинар. Дело в том, что когда ребенок видит, как происходит сложение, и может сам произвести эти действия (переложив руками предметы), то вопрос понимания отпадает. Но обращу внимание не сработает метод, когда вы просто дадите 27 бусин и потом добавите еще 5. Ребенок, скорее всего, пересчитает их, узнает правильный ответ, но эти действия не сформируют в голове никакой системы. Чтобы появилась система, надо использовать материалы, в которых каким-то образом выделяется десяток, счет идет упорядочено и количество легко охватить визуально. (Кстати, именно поэтому карточки Домана работают очень плохо, особенно с детьми старше 2-3 лет. Количество точек на карточке очень трудно охватить визуально, если за плечами нет годовых тренировок.)

Я бы посоветовала начать с коробочек с кубиками или конструктором. Они проще в понимание нежели счеты и их легко сделать самостоятельно.

Добрый вечер! Большое Вам спасибо за такой интересный блог))) Очень интересно узнать Ваше мнение, с какого возраста можно учить ребенка считать? Или что говорит о том, что уже можно учить считать?

Здравствуйте! Смотря что вы подразумеваете под понятием «учить считать». Если речь идет об естественном обучении в игре, бытовых моментах, на прогулках, то можно начинать с рождения. Так же как вы говорите ребенку о том, что машинка синяя, можно сказать, что у нас ОДНА машинка, а мячика ДВА. Понятие числа и количества формируется с рождения и этому процессу можно помочь, полноценно и гармонично общаясь с малышом.

Если же речь идет о какой-то особенной методике обучения, то надо уточнить, что это за методика и как будет построен процесс.

Добрый вечер!
Вопрос: В младшем дошкольном возрасте с очень подвижным ребенком (не сидит на месте буквально дольше 5-10 минут) каким образом построить занимательный урок на развитие счета? И как организовать учебно-игровую деятельность, чтобы успеть «поймать» внимание гиперактивного ребенка?
Заранее спасибо за Ваш ответ!
С уважением, Татьяна

Все дети в младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) обладают неустойчивым вниманием. Особенно это касается деятельности неинтересной для ребенка. В этом возрасте абсолютно все дети любят играть — это и должно стать двигателем процесса. Но всегда помните, что игра важнее любого обучения. Не стремитесь играть, чтобы научить чему-то. Не задушите интерес ребенка бесконечными «Давай посчитаем?», «А сколько будет здесь?», «Найди цифру\число…»

Кроме того, играть и учиться считать — можно бегая, прыгая, лазая и кувыркаясь. Для этого не надо сидеть на месте, тем более детям. Сейчас математика должна идти не только через слух и зрение, но и через движение — только такое обучение будет по-настоящему эффективным.

Ксения, здравствуйте! Мой ребенок состав числа до 10 знает. А начинаю спрашивать вопросы на вычитание путается.
А если спрашиваю, вставь число вместо …: 8 -…= 2; …-6=2, Ребенок впадает в полный стопор. Начинает гадать. Повторяем состав числа- рассказывает всё.
Что вы посоветуете. Понимаю, что только время и опыт.
Спасибо!
Эля

Здравствуйте! Здесь стоит прояснить, что означает «знает состав числа». А понимает ли состав числа? Дело в том, что примеры на вычитание решаются, скорее всего, не знанием состава числа, а пониманием логики процесса. Когда эта логика усвоена — дело за практикой. Если эта логика непонятна, а для ребенка вычитание — это использование магических формул, то опыт и время проблемы не решит.

Вычитание — это движение в обратную сторону по числовой оси. Я рекомендую использовать числовые ленты хотя бы первых двух десятков. Когда мы вычитаем 1, то сдвигаемся на предыдущее число; когда вычитаем два, то шагаем через одно и так далее. Это надо увидеть и понять.

При решении простейших уравнений (вставить пропущенное число) понимание логики крайне важно. Иначе никак. Сами задачи такого рода произносите, как: «Из 8 вычли какое-то число и получили 7. Как ты думаешь какое число надо было отнять?» На первых порах пусть ребенок смотрит на ленту и считает сколько шагов разделяют 8 и 7, либо использует другие материалы: счеты, коробочки. Важно, хорошо понять сам процесс и только потом можно увеличивать сложность и скорость.

Доброе утро. Моей доченьке 2г 6м. Сейчас мы считаем до 5. Иногда путает, иногда просит вместе считать. Я не тороплю. Учим именно счет, а когда стоит обратить внимание именно на цифры. Ну что один -это 1, а три- это 3 и тд.
Еще вопрос. Встречаются задания по типу Найди различия на картинке. А как правильно объяснить, что значит «одинаковый», «такой же» и «отличный от …».
Спасибо.

Здравствуйте! На цифры стоит обращать внимание после того, как ребенок усвоил количество до 10. То есть в голове прочно улеглась информация о том, что такое один, два, … восемь, девять. По сути, когда ребенок понял все принципы счета, о которых мы говорили в первой части. Кроме того, у ребенка уже должно быть развито образное мышление, потому что цифры - это абстрактные значки. То есть ребенок должен понимать, что некое количество, можно обозначить вот таким значком. В целом этот период наступает у всех в свое время, но не раньше 3 лет.

Понятия «одинаковый» и «разный» лучше объяснить на примере трех предметов: у двух имеется один и тот же признак, а у третьего он изменен. Например, три квадрата одного размера: красный, красный, зеленый. Следует помнить, что дети больше всего восприимчивы к цвету. Поэтому лучше начинать именно с этого признака. Начинайте с простых, 1-минутных игр по поиску такого же среди двух предметов и только потом начинайте усложнять. При этом обязательно используйте эти слова в бытовых моментах: такая же ложка, такой же автобус, такой же цветок, разные автомобили, разные носки и так далее.

Любопытная математика

Спасибо всем читателям за интересные вопросы! А я напоминаю, что ко второму потоку курса «Любопытная математика» можно присоединится до 6 сентября 2015 года (да еще и со скидкой 20%!):

Записаться для участия в курсе «Любопытная математика»

Любопытная математика
Интересных игр и удивительных открытий вам и вашим деткам!

С Уважением, Ксения Несютина

Оставить свой комментарий