Мамина школа Семейное обучение Как и где будет учиться мой сын с 1 сентября?

Как и где будет учиться мой сын с 1 сентября?

school

Здравствуйте, друзья!

Я долго не решалась написать на эту тему. Очень трудно в 1-2 страницах печатного текста выразить то, над чем ты думал в течение нескольких лет.  Но так как меня постоянно спрашивают, какую школу мы выбрали, по какому принципу выбирали, какая программа, то я решила написать эту статью.

Мой старший сын, которому летом исполнилось 7 лет, будет находится на семейном образовании. То есть ребенок учиться дома и 2 раза в год сдает промежуточные аттестации в школе, к которой прикреплен. Сразу скажу, что мы только начинаем выстраивать взаимоотношения со школой и я вряд ли смогу компетентно ответить на все правовые вопросы.

Почему мы выбрали семейное обучение

Первая причина — это время проводимое в школе. Более 6 часов в день. В среде, как мне кажется, мало пригодной для развития. Место, где ты должен смотреть, слушать, повторять. Потом перерыв и опять смотреть, слушать, повторять… Без возможности погрузиться в свои собственные мысли и подумать, порассуждать; покачаться в гамаке; порыться на книжной полке и полистать что-то интересное; порисовать, когда хочется, а не когда урок рисования. Казалось бы, можно отложить все это на после обеда, но если есть желание посещать кружки, спорт секции, доп. занятия и есть домашние задания (необязательные в первом классе, но все же их надо сделать), то на спокойное развитие и обучение просто не остается времени. Детям  просто некогда понять себя, найти свое увлечение, подумать о своей будущей профессии, наконец. И так 11 лет. Стоит ли удивляться, что к концу школы мало кто выбирает будущую профессию по зову сердца. Будущий ВУЗ (а затем и работа) выбираются по баллам ЕГЭ.

компас Может показаться, что “строгий” школьный подход должен обеспечить ребенка фундаментальными знаниями хотя бы в области математики и русского языка. Но и этого не происходит в подавляющем большинстве случаев. Без дополнительных занятий дома, репетиторов, центров дополнительного образования дети не могут справится с элементарными заданиями, которые легко решались учениками еще 10-15 лет назад.

Третий момент. Как хочется, чтобы ребенок видел вокруг себя интересных взрослых — ярких, увлеченных, сильных, способных вести за собой — УЧИТЬ! Много ли таких в наших общеобразовательных школах? Единицы… Обучение — это передача знаний, навыков “через человека”. Он как стеклышко: может быть грязным, мутным, разбитым. Тогда любой свет — даже самый яркий — становится унылым и никому не нужным. С таким учителем любая школьная программа — в лицеях, в продвинутых гимназиях, по передовым учебникам — становится бессмысленной и неинтересной детям, ничему не учит и не развивает. Но стеклышко может быть и другим: чистым, граненным, способным раскладывать белый свет, на яркую радугу. Тогда и обучение становится другим. И дело не в программах, нормах, стандартах….

семена Именно поэтому, если бы в радиусе 10-20 км нашего проживания, я нашла такого  УЧИТЕЛЯ, наш сын посещал бы школу. А пока мы находим таких людей и обучаемся у них вне стен общеобразовательных учреждений. 

Это 3 главные причины, почему Глеб будет учиться дома (хотя есть еще и другие: здоровье, семейные ценности) И вообще, так  не хочется превращать “жизнь-развитие” в “жизнь-гонка за результат”; подменять “знания ради понимания жизни” на “знания ради оценки и сдачи ГИА\ЕГЭ”.

Как мы будем учиться?

В России нельзя просто учиться дома, никого об этом не уведомляя, не проходя никаких экзаменов и аттестаций. Как я уже сказала, мы будем прикреплены к школе, где будут проходить промежуточные аттестации. Поэтому часть нашей программы будет построена вокруг учебников, по которым предстоит сдавать зачет. У нас это “Начальная школа XXI века”. Сейчас не буду вдаваться в ужасы, которые мне встретились  за время чтения учебников и переработки материалов, предлагаемых ими.

самодельный корабликСкажу только, что пришлось помечать некоторые задания, как “особенно странные”. Их надо специально показывать детям, как примеры неправильного выражения своих мыслей. (И, конечно, чтобы не было шока на аттестации, когда “это” предложат решить).

Радует, что на такие задачи по учебникам уходит совсем мало времени. А значит есть возможность учить ребенка тому, что действительно имеет значение, важно для жизни, имеет прикладной смысл, позволяет жить в этом мире и ПОНИМАТЬ его.

На сегодняшний день я считаю, что существуют навыки, которым нельзя научиться, если не выполнять их ежедневно. Независимо от желаний, погоды или  настроения. Это особенно касается математики, письма. В таких делах не получится следовать только за интересами ребенка. Но при этом такая “обязаловка” должна нести смысл для ребенка, причем отличный от “чтобы получить хорошую оценку”.

Кроме таких знаний, есть и другие. Те, которые наоборот, не могут быть вызубрены по учебнику. Это в основном относится к истории, окружающему миру, литературе, географии. Без личного интереса, внутренней мотивации, любопытства и любознательности все эти предметы теряют смысл.

Поэтому каждый день у нас есть ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ занятия письмом и математикой. Сильно модернизированные, но все же.  И есть занятия, которые сын выбирает сам из списка, который мы составляем в начале недели. Это все, что касается окружающего мира.

семейное обучениеМы учимся круглый год с перерывами на поездки и путешествия. Так что сейчас, летом, наши занятия не останавливаются, а идут полным ходом.

Дополнительные занятия вне дома: роллеркей (хоккей на роликах), английский и рисование.

Общение с детьми: выезды на всевозможные мастер-классы, музеи, игротеки; встречи с друзьями примерно раз в месяц, но 2-3 дневные. Так что дети могут взаимодействовать постоянно, только с перерывами на сон. При этом чаще всего это полноценная игра, а не 10 минутное подобие общения, как на школьных переменках.

В блоге я буду стараться подробно рассказывать о наших занятиях, педагогических находках и принципах обучения в разделе “Как мы учимся?” и «Наше семейное обучение» (Ссылки на боковой панели и в верхнем меню).

Знаю, что среди моих читателей существует множество людей, которые резко против такого выбора. Но уверена, что есть и те, кто выбрал такую же форму обучения для своих детей. В любом случае я всегда готова к обсуждению проблем образования и обучения в комментариях.

С Уважением, Ксения Несютина

65 комментариев
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. мария

    Ксения, спасибо! что поделились! Будем следить за вашим опытом…Очень интересно почитать, как вы будете строить обучение, взаимодействовать со школой, дополнять программу другими материалами и т.п. Также интересно, будет ли участвовать в этом процессе младший ребенок? Как мама с детьми с разницей в 2.5 года стараюсь найти идеи, чтоб объединить занятия с обоими детьми вместе.

  2. Елена

    Ксения, я очень разделяю ваши мысли про школу и образование в целом .. Моему старшему сыну всего 3 и я уже сейчас задумываюсь , что обычная школа может прото на просто отбить всякое желание и стремление учиться … Читала вашу статью и внезапно возникла мысль как бы было здорово если вы были бы организатором и создателем школы, где действительно не гонятся за результатом эге , не убивают любознательность на корню, а дают знания и умения пригодные к реалиям жизни и самое главное раскрывают ребенка, помогают ему понять свои таланты и интересы.. Когда ребенком гонится за знаниями , а не вздыхает тяжело , что снова в школу и летнике каникулы закончились … Я бы с радостью возила своего ребенка на другой конец Москвы в такую школу )

  3. Ксения Несютина

    Елена, я в свою очередь очень вдохновилась сейчас идеями школы Рустама Курбатова (его блог — http://rustam-kurbatov.livejournal.com/). У него кстати есть субботняя школа. Как раз для тех, кто учится на семейном образовании. Нам далековато возить ребенка даже раз в неделю. Дорога займет более 2 часов в одну сторону. Но может кому-то подойдет.

  4. Ксения Несютина

    Мария, постараюсь рассказывать обо всем. Даже рубрику отдельную завела. Мыслей много — хочется упорядочить.

  5. Виктория

    Ксения, с удовольствием прочитала вашу статью, моей дочке скоро исполнится 5, но я сейчас вовсю собираю информацию о том, как можно ребенка оставить на семейном обучении. Меня коробит то, что сейчас происходит в школах и так не хочется, чтобы и моего активного ребенка обтесали, уравняли, как надо обществу. Поэтому буду рада увидеть ваши заметки о том, как проходит у вас домашнее обучение. И за два года, я думаю, буду достаточно готова вести и своего ребенка на семейном обучении.

  6. Марина

    Ксения, спасибо Вам большое за статью! Мой сын тоже в этом году пойдет в школу и мы тоже «сломали» голову. Хочется, чтобы ребенок был доволен, развивался и учился думать (а не зазубривать правильные ответы), и, чтобы он не вышел из этого заведения со сломанной психикой.

    Мы остановили свой выбор на частной школе — маленькие классы и практически индивидуальный подход. Да, он почти целый день будет находится там, но у детей там блестят глаза, а в глазах — мысль:)) В любом случае, время покажет, как действовать дальше))

    Вам — больших успехов. И с нетерпением буду ждать Ваших статей, новых методик и курсов — как показывает практика — моему парню Ваши техники очень подходят:))

    Еще раз спасибо!

  7. Анна

    я в свое время тоже рассматривала такой вариант обучения для старшей дочери, но правда, это было, когда она заканчивала начальную школу и собиралась в среднюю, мы выбирали… но как раз в тот год, когда мы решали этот вопрос у нас в Челябинске открылась частная школа 7 ключей, и мы пошли туда. это совершенно уникальная школа, у нас в городе, да и в области нет больше таких, концепция школа, если кратко «Основная идея школы «7 ключей» — «нескучная школа» (авторство — Р.И. Курбатов).
    Чтобы так про школу могли сказать ее ученики, а еще лучше — выпускники, школа должна кардинально отличаться от обычной, «системной».»
    мы очень довольны, дочь посещает школу с большим удовольствием, вот сейчас мы уже идем в 8 класс, то есть проучились 3 года. конечно, бывают сложности, бывает что приходят педагоги, которые не могут перестроится на концепцию школы, но такие долго не работают. наверное, в Москве тоже есть такая школа

  8. Алия Беляева

    Ксения, привет! Будет очень интересно и полезно следить за вашим опытом. Мы тоже склоняемся к семейному — в школу через год. Сейчас активно читаю на эту тему, хочу подобрать учебники для первого класса, чтобы заранее посмотреть программу и в течение ближайшего года (до школы) добавлять задания оттуда в наши игры и занятия. Успехов вам в первом классе! Уверена, что с такой мамой как ты, учеба у детей будет построена интересно и эффективно.
    А вы учебники уже подобрали, наверное, для первого класса?

  9. Светлана

    Ксения, какая Вы молодец! Читаю Вас и понимаю, вы «воплотитель» моих мечт))) Давно думаю о том, как будет учиться моя дочка, против семейного образования выступает супруг. Может есть советы, как проработать папу? ) Расскажите, на сколько легко было прикрепиться к школе? Слышала, что в нашем городе даже это проблема(
    Я правильно поняла, что учить Вы будете сама, за исключением того, что у вас отнесено к дополнительным занятиям вне дома?
    И еще, знакомы ли Вы с методической системой В.И. Жохова? Если знакомы, хотелось бы услышать Ваше мнение о ней.
    И конечно, пишите иногда об особо «впечатляющих» упражнениях из школьных учебников. И все же хочется мнение по программе “Начальная школа XXI века”. Если придется дочку отдать в школу, то хоть с программами бы познакомиться…

  10. Саша

    Здравствуйте, спасибо за ваши статьи! Мне очень нравится идея семейного образования, я много лет тоже думала и в итоге…отдала ребенка в ближайшую школу на страх и риск. И — о чудо — все ужасы, о которых я читала, и которые генерируются почему то либо мамами малышей, не доросших до школы, либо семейниками, оказались далекими от правды) мы закончили первый класс, каникулы для нас мучение, хотим в школу. Каждое школьное утро для дочери огромная радость, бежит с удовольствием. Конечно, семейное образование сопряжено не только со свободным временем мамы, которая должна не работать все это время, но и с оплатой услуг тех, кто научит все же ребенка тому, чему мама не может научить. Очень хотелось бы и дальше следмть за вашим опытом, и узнать, как оно проходит и морально лично для вас, и для ребенка, и в материальном плане как справиться с этим обучением, ведь прикрепленные школы отказываются платить деньги за это, хоть и должны. Спасибо!

  11. luba

    Дочке шесть и она решительно не собирается в школу. Всем говорит, что пойдет в школу с 10 лет.
    Эх, не представляю как я с моей тотальной ленивостью буду ее семейно обучать, а придется. Ну она угрожает, что будет каждый день самостоятельно читать и все такое. По идее остался год у нас до школы

  12. Лилия

    Ксения, с такой мамой, как вы, плюсов в семейном образовании значительно больше! Здесь очень многое зависит от родителей, их увлеченности, умения «заражать» тягой к познанию, организации досуга, кружков и обычного общения со сверстниками. Для меня это смелый поступок, и я вовсе не уверена в своих силах и организованности, чтобы через два года (сыну 5) сделать подобный выбор, хотя похожие мысли посещают давно… Очень много сомнений, и, признаться, больше хочется облегчить жизнь себе, выбрав привычную школу. Идеально было бы, если бы у нас уже существовала школа с мудрым походом к развитию детей. Пока буду с интересом следить за вашими выводами и находками. Успехов!

  13. Галина

    Добрый день, Ксения! Спасибо за вашу открытость в вопросе образования ребенка. Уверена, ваш опыт будет полезен и тем, кто хочет попробовать для своего ребенка домашнее образование, и тем, кто решает отдать ребенка в школу. Моему старшему сыну сейчас 6, и через год мы собираемся в 1 класс. И конечно возникает много вопросов и волнений, так как в любом случае, я считаю, с ребенком надо заниматься и дома. Хотя бы показывая ему другую сторону жизни вне школы. Поэтому спасибо Вам, что будете делиться опытом и мыслями на эту тему.
    А можно ли подробнее узнать о программе «Начальная школа XXI века»? Как выбрали, почему? Интересно Ваше мнение и как мамы, и как педагога.

  14. Иннучка

    Здравствуйте, Ксения). Для меня было очень ожидаемо, что Вы выберете для себя такую форму обучения). Мы с дочкой перешли) во 2 класс; на семейном обучении. Пока довольны все. С большим интересом будем следить за вашими успехами). В добрый час!)

  15. Анна

    Добрый день, Ксения! Я разделяю Ваше мнение о современной школе и о учителях. Нам через год в школу, и пока выбор сделан в пользу близости школы, хотя сомнений куча… Если честно, до прочтения вашей статьи всерьез не задумывалась над такой формой обучения, но она мне очень понравилась! Вот только есть сомнения в собственных силах, а вдруг я что то не так сделаю…А вам большое спасибо за ваш блог и опыт , которым вы делитесь! :)

  16. Галина

    Добрый день, Ксения!
    Спасибо Вам за откровенность в этом вопросе. Уверена, что Ваш опыт будет полезен и тем, кто решается на домашнее образование, и тем, кто отдает ребенка в школу
    Мне так очень. Старшему сыну сейчас 6, и через год мы идем в 1 класс. При этом, я считаю, нельзя полностью спихнуть образование ребенка только на школу, заниматься с ребенком дома все равно необходимо, чтобы показать мир и вне школы. Спасибо Вам за опыт. Буду с интересом следить.
    А можно подробнее узнать о программе «Начальная школа XXI века»? Почему выбрали ее? По каким критериям? Интересно Ваше мнение и как мамы, и как педагога.

  17. Юлия

    Ксения, вам нет необходимости идти в школу сейчас.

    Отдавать ребенка в школу нужно тогда, когда ребёнок усвоил программу начальной школы, независимо какую форму образования вы выбрали.

    Как только ребёнок усвоил программу начальной школы пишите заявление в школу о приеме в первый класс и сразу же о проведении аттестации за курс третьего класса, а следом, как будете готовы за 4 класс.

    Какие возможности дают такие шаги:
    1. отложить изучения фонетики до того как ребенок начал бегло читать,
    2. начать писать прописными буквами тогда, когда ребенок к этому будет готов, когда будет готова его рука и мозг (обычно к 9 годам это происходит у большинства детей).
    3. избежать стрессовых ситуаций связанных с обучением.

    Таким образом, заявление в школу о зачислении в первый класс надо писать, когда вашему ребёнку 8-10 лет (вспомним образование в царской России, дети шли в школу в 9-11 лет, со знанием спряжений, склонений, таблицы умножения и т.д. и учились в школе 7 лет)

    Возникает вопрос как это реализуется на практике, если мы все знаем, что в школу в 1-ый класс берут детей в возрасте от 6,5 лет до достижения 8 лет. Об этом говорит часть 1 статьи 67 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHP..

    Взглянем на текст статьи.

    «Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программа

    1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
    2…»

    Итак, из текста закона следует, что родителям следует написать заявление на имя руководителя учредителя образовательной организации (узнать в уставе образовательной организации на её сайте) и отнести его лично, зарегистрировав у секретаря, или отправить по почте заказным письмом. Вам должны дать ответ в письменной форме в течение месяца.

    Примерный текст заявления: «Я, ФИО ваши, являясь законным представителем (родителем) несовершеннолетнего(-ей) ФИО ребенка (дата рождения ребёнка) прошу вас в связи со сложившейся в семье ситуацией (это может быть планируемый переезд, рождение ещё одного ребёнка, некому встречаться из школы, причина может быть любая, её можно не указывать, а может не быть вовсе) и в интересах ребёнка разрешить приём ребёнка в образовательную организацию в первый класс после достижения им(ей) 8 лет на основании части 1 статьи 67 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (Здесь можно привести текст статьи).
    Ответ прошу дать письменно по адресу: (свой адрес) в соответствии с Административным кодексом РФ. В случае отказа, прошу указать причину.»

  18. Александра К

    Пожалуй, разбавлю поддерживающие мнения о семейном образовании. Плохого я в нем ничего не вижу и со всеми плюсами согласна. В плане количества и качества знаний, кругозора и живости ума «домашний» ребенок вполне может выигрывать.
    Но жизненный опыт его будет неполным. А как же позиционирование себя в обществе, часть которого против тебя настроено? Всевозможные деления на группы, предательства, попытки загнобить (не его, так однокласников), троллинг преподавателей — нужно знать, что такое в жизни бывает. Ребенку нужно видеть, что люди бывают разные, не только в хороших своих проявлениях, но и в плохих.
    Как же не хочу чтобы мои детки милые-любимые с этим сталкивались, и буду ужасно переживать. Но это предмет нужный для изучения, и может местами поважнее математики или письма. Особенно для мальчиков, с них в обществе спрос больше. Самооценка у них должна быть устойчивей. Не в последнюю очередь это достигается через прохождение человеком самых разных ситуаций.
    А как же научить его не прогибаться под преподавателей, которые стремятся «обтесать»? Но это сложно. Из собственной школьной жизни помню примеры как неудачный учитель может ученика, споткнувшегося на его предмете, напрочь закопать, вместо того чтобы подтянуть.
    Еще и камнем уверенности в собственной бездарности сверху придавит.
    Может быть есть возможность школу посещать, но некоторые предметы сдавать на основе самостоятельного изучения?

  19. Оксана

    Ой, много есть чего сказать, собрать бы мысли в кучу.
    Я учитель, работаю в сельской школе, преподаю англ. яз, поэтому аботаю как в основной школе, так и в началке. Сразу скажу: есть дети,которым в школе делать нечего, в основном это медлительные, с рассеянным вниманием. Они просто на уроке ничего не успевают уловить. Ну и наоборот, чересчур шустрые, они выполняют задание и тут же переключают внимание. Они готовы работать, только пока учитель общается с ними. А на уроке конкретно на одного ученика если в классе, допустим, 20 человек, можно уделить максимум 2 минуты.
    Следующий момент — многое зависит от учителя, как вы правильно заметили, но и от набора. Есть такие классы, в которых любой ученик перестанет учиться, и ничего с ними не сделать, только переформировывать. Даже если повезет с учителем, до 5 класса будет еще более-менее, а потом…. Из такого класса ребенка только забирать, другого выхода нет.
    Если ваш ребенок не особо медлительный или особо активный, отзывы на учителя неплохие и набор тоже нормальный, учиться в школе можно. И вот тогда самое, по моему мнению, главное — тут вступаете в игру вы. Я на своем опыте абсолютно уверена, что в вопросе учебы 80% успеха зависит от родителя. Время такое, дети такие, не знаю что, но то,ч то дети плохо усваивают материал, зависит от того, что дети просто ничего не хотят! они не видят в этом смысла, цели. Им это не нужно. И только родители могут настроить ребенка на нужный лад. И тут наступает новый момент — не знаю, конечно, может, вас это не коснется. но зачастую детям не хочется усваивать весь тот материал,который нужно. Поэтому все равно придется заставлять/уговаривать/упрашивать/заинтересовывать. Хоть дома, хоть в школе.
    Дальше, очень важный для меня момент — одноклассники — это не просто общение на переменах. Одноклассники — это ДРУЗЬЯ! Есть у вашего сына друзья? Появятся ли они? Есть ли возможность завести друзей на кружках/секциях? В таком возрасте вряд ли. Это подростки уже более свободно общаются. В школе дети видятся каждый день, делятся своими мыслями/идеями/переживаниями/впечатлениями/планами/увлечениями. Да, это так же и недруги. Это соперничество. Это симпатии/антипатии. То самое пресловутое общение. Лично мой ребенок не может жить без общения с детьми. Она может позаниматься полчасика, а потом начнет «мам, давай позовем Ваню/Машу. давай к Сереже/Кате сходим в гости, позвони Васе. пусть он гулять выходит…» Поэтому я лично семейное образование уже из-за одного этого не приму.
    Ну и пример из жизни. У нас есть баптисты, которые живут в многоквартирном доме несколько семей, у них там типа клана или как там сказать. Они до 9 класса своих детей не водят в школу. У знания у детей, естественно, более прочные, чем в школе. Это неизбежно, тк когда учитель занимается один на один с ребенком или в маленькой группе, ему некуда деваться, приходится воспринимать все,что говорит учитель. Они развивают своих детей многосторонне. Они все занимаются музыкой, рисованием, спортом. Возможно, это выход. Но это не один ребенок, а несколько, опять же они могут общаться, обсуждать те же уроки. И они живут в таких условиях, где это норма. Кстати, моя сестра общается с одним из этих детей, как нибудь спрошу ее, что он сам думает об этом, не жалеет ли, что в школу не ходил.
    ну вот набросала, осмыслить и оформить все это нет времени, увы

  20. Татьяна

    Ксения, Вам решать конечно, Вы несете ответственность за своего оебенка, но считаю, что это воедит ребенку. Вы отнимаете у него радость школьных годов, и на всю жизнь делаете «белой вороной» — потому что у всех (подавляющего большинства) будут эти воспоминания и школьные друзья, и школьные проделки, а у Вашего сына не будет. А когда придет время ВУЗа, Вы будете бегать и ругаться с преподавателями, чтобы они не напрягали его своими требованиями и давали поспать, когда ему захочется? А когда придет воемя самостоятельно зарабатывать на жизнь Вы уже сейчас закладываете сыну неприятие системы и начальников, — да, предполагаю, что Вы ответите — он будет свободной личность и не поломан «этой ужасной школьной системой», но в жизни все не так однозначно, Вам ли этого не знать как взрослому человеку. Я не просто против, я РЕЗКО против домашнего обучения, кроме случаев, саязанных со здоровьем.
    Два слова, на чем основывается мое мнение — я два года училась дома, по состоянию здоровья, учителя ходили ко мне домой, и одноклассники приходили, но МНЕ ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЛО КОЛЛЕКТИВА. Причем школа была самая обычная — со своими плюсами и минусами. И второе. Я уже пять лет живу в другой стране (вышлазамуж), и я очень хорошо прочувствовала, что такое жить среди людей, укоторых другие воспоминания детства, другой базис. А Вы своей волей уготовили такое своему сыну.
    И последнее — Вы личность достаточно яркая, интересная — Вы были на домашнем обучении? А Ваш муж?

  21. Вика

    Ксения, здравствуйте. Мне близка ваша позиция, хотела бы с вами поделиться информацией о Любови Сгонник ( если вы не слышали). В двух словах — Любовь педагог и мама девочки Елисаветы, которая прошла по системе своей мамы самообразование дома. Любовь проводит выездные семинары по России и в настоящий момент защищает диссертацию, темой которой стала «Нейропсихология инновационных технологий образования детей» . Если вам будет интересен путь, который уже прошла мама с ребенком, который не ходил в школу ни одного дня, при этом очень даже социализирован в обществе, получил прекрасное образование без пинков и стояния над душой родителей, не имел в лице мамы учителя, а только запускателя ее процессов (как сама говорит Сгонник), то можно ее найти здесь http://vk.com/homeschooling2014
    и здесь сайт Любови http://сгонник.рф/page/774538
    http://сгонник.рф/
    Желаю вам удачи на вашем пути!

  22. Лидия

    Ксения, можно я размещу ваш этот пост у себя на портале http://school-doma.ru/ ?

  23. Майя

    Ксень а мне вот что интересно: расписание ваших уроков, план — программа и на какой срок вы ее составили (на год, на пол года, на месяц) и на сколько эта программа соответствует обычной школьной т.е. вы на СО планируете за год пройти программу за 3 класса (например) школы или как?
    Я за СО всеми руками, о боюсь своей не состоятельности в вопросе составления и придерживания в рамках программы обучения для ребенка)))
    Буду с удовольствием следить за вашими постами!!
    И еще вопрос — при сдаче аттестации — есть список тем которые знать обязательно?

  24. Ирина Усачева

    Ксения, вы молодцы! Вы (родители) не побоялись взять на себя ответственность за образование своего ребенка, взяли на себя очень большую работу. Это далеко не всем по силам. Конечно, все дети разные, но мне кажется, что самое трудное в домашнем образовании — это не дать ребенку все необходимые знания, а организовать его, помогать соблюдать распорядок, контролировать на первых порах каждую минутку, создавать мотивацию, и все это спокойно и доброжелательно… Зато если у вас все получится, у Глеба сформируются очень важные навыки: работать самостоятельно, принимать решения, отвечать за свои поступки и вообще строить самому свою жизнь. Удачи вам!

  25. Ксения Несютина

    Виктория, буду рада, если мой опыт пригодится. Я, еще год назад сомневалась, изучала вопрос… Но чем ближе было время к принятию решения, тем спокойнее становилось от мысли о семейном обучении. Последней каплей стало собрание для родителей первоклассников, проводимое нашей школой в мае. Вышла оттуда с одной мыслью: «Слава Богу, большая часть того, о чем говорили не коснется нашей семьи».

  26. Ксения Несютина

    Анна, я читала книги Курбатова. Замечательный педагог, директор и все что он пишет о своей школе и обучении очень близко нам. От нас сама школа далеко — больше 2 часов езды на машине, да и стоимость обучения в ней превышает полмиллиона в год (а у нас ведь двое детей и скоро родится третий). А вообще, в Москве есть учителя и школы, в которых я хотела бы чтобы учился мой сын. Но когда дело доходит до оценивания «расстояние\стоимость» выходит не очень хорошо. Но вполне возможно мы еще найдем что-то подходящее.

  27. Ксения Несютина

    Алия, я купила все учебники для первого класса по той программе, которую использует наша школа. Пока внимательно изучила математику и букварь+литературное чтение. Остальное в процессе. Математику решила не добавлять в наши занятия, а скорее показывать и обсуждать с сыном «непонятные» задания со странными, неоднозначными формулировками. Хороших прописей я тоже не нашла среди учебников для 1 класса по этой программе: будем использовать другие. (Вернее уже используем). В общем, я смотрю, перерабатываю, переделываю. На самом деле достаточно интересный процесс =)

  28. Ксения Несютина

    Светлана, о программе обязательно напишу отдельную статью. Честно говоря, на их сайте не видела положительных отзывов о ней. Другое дело, что я видела еще несколько программ и они тоже вызывали много вопросов. Но есть отдельные учебники и пособия — удачно составленные, которые мы активно используем.

    Насчет папы: мне кажется здесь не столько важно переубедить папу, сколько вам иметь общее мнение. Возможно стоит вместе читать литературу о школе (и говорить о прочитанном), сходить на дни открытых дверей в частные школы, вместе обсуждать, обсуждать и обсуждать появляющиеся мысли у вас, у него. В какой-то момент вы приедете к общему мнению — это самое важное. Иначе, мне кажется, и вам, и ребенку будет очень тяжело привыкнуть к школе (или к домашнему обучению).

  29. Ксения Несютина

    Саша, очень рада что вам повезло и с учителем, и со школой! Ужасы и правда встречаются редко: дело скорее в небольших мелочах, в общей концепции. Да и если все правильно организовать дома, то негативные моменты будут максимально сглажены. Удачи вам в дальнейшем обучении!

  30. Ксения Несютина

    luba, вообще, конечно, это должны решать родители. Само собой с ребенком надо «считаться», но скорее не на прямую, а через наблюдения за ее темпераментом, характером, увлечениями.

  31. Ксения Несютина

    Лилия, 2 года еще большой срок. Как уже писала, сама еще год назад не была на 100% уверена в выборе. Продолжайте читать, изучать вопрос, ходите на дни открытых дверей в разные школы. Уверена, вы примете правильно решение.

  32. Ксения Несютина

    Галина, вообще, я где-то читала о том, что те, кто находятся на семейном обучении могут сами выбрать программу. И аттестации преподаватели должны принимать именно по выбранной программе. Другое дело, что я так и не нашла какой-то одной программы, которой бы была готова придерживаться. Изобретаю свою =) Поэтому в этом вопросе я хочу пойти по пути наименьшего сопротивления со стороны учителей: будем сдавать зачеты по тем учебникам которые приняты в школе. Но учиться будем по разным пособиям.

  33. Ксения Несютина

    Иннучка, спасибо за поддержку. Рада, что есть возможность обращаться к мамам более опытным в этом вопросе )

  34. Ксения Несютина

    Анна, в любом случае вы можете менять форму обучения. Увидите, что школа вам не подходит: программа, учитель, еще какие-то проблемы. Можете попробовать обучаться дома. Или наоборот начать с семейного обучения и если поймете, что ребенку скучно, он отстает академически — пойдете в школу. Этот не тот вопрос, где надо решить раз и на всегда на ближайшие 11 лет.

  35. Ксения Несютина

    Юлия, большое спасибо за подробную правовую информацию. Я уже по разным вопросам обращалась к юристам по вопросу семейного образования, так как в школе мало, кто хорошо разбирается в этом вопросе. Обязательно прочитаю и изучу подробнее возможность сдавать аттестации сразу за несколько лет.

  36. Ксения Несютина

    Александра К, вы правы. Тоже над этим долго думала. Другое дело, что встречается это и в других коллективах. Сын 3 раза в неделю посещает занятия хоккеем: и уже здесь за полгода было много разных «социально-психологических» моментов. + Я считаю, очень важным общение ребенка с другими взрослыми: учителями, тренерами — кем угодно. Это один из самых важных опытов, особенно для детей от 7 до 14. Меня то и смущает, что многие школьные учительницы 30-40 лет не готовы вести за собой ребенка, не готовы быть наставником для них, правильно регулировать отношения в группе детей. А вообще, социальный опыт всех людей очень отличается: не важно ходили они в школу или нет. Даже дети, учащиеся в одном классе у одного учителя могут сильно отличаться: одни могут дать отпор, отстоять свое мнение; другие готовы принимать чужое, чтобы избежать конфликта; третьи вообще «не хотят связываться».

  37. Ксения Несютина

    Оксана, спасибо за такое разностороннее освещение вопроса. Я, как думаю и любой родитель\взрослый, иногда вспоминаю себя в школьные годы: чтобы было важно и нужно мне, какие люди и события повлияли на меня в большей степени. Друзья — именно те, к кому тянет, хочется общаться, встречаться — это очень важно. У меня правда на протяжении всего обучения (школа, институт) эти люди встречались вне стен образовательных учреждений. Но конечно, бывает и по-другому, когда именно одноклассники становятся лучшими друзьями на долгие годы.

  38. Ксения Несютина

    Татьяна, спасибо за ваше мнение. Я только с рождением сына узнала, что оказывается можно учиться дома. Мои родители не знали даже о такой возможности. Хотя уже в старших классах я неоднократно жаловалась, что в школе скучно, что я не успеваю делать задания из заочной физ-мат школы. В итоге на уроках в старших классах на уроках я часто просто занималась «своими делами»: а именно решала задачи по физике\математике и читала книги вне школьной программы по этим предметам. Учителя закрывали глаза на это, как на призера олимпиад, да и пересказать параграф по истории\географии\биологии я всегда могла.

    С одноклассниками у меня были ровные отношения: ни врагов, ни особенных друзей. Но у меня был опыт очно-заочного обучения в физмат школе. Вот здесь были люди, с которыми я общаюсь до сих пор. Мы виделись всего 2 раза в год, но на протяжении всего времени поддерживали переписку. В общем ровесники с которыми хотелось общаться. А теперь это яркие, интересные люди, с которыми я продолжаю с удовольствием общаться.

    Насчет воспоминаний и другого базиса. Он отличается и у людей, живущих в одной стране. Тот же опыт очно-заочной физмат школы. У многих ли он есть? (Учась в школе, я уезжала из дома на несколько недель, жила в общежитии, сдавала зачеты и экзамены…) Или я никогда не было в летних лагерях. Но знаю, кто первым делом при упоминании о школе вспоминает лето, проведенной в лагере, как супер-жизнь. Я несколько лет все лето проводила в селе, где жила, вставала в 5 утра и пасла стадо коз, которых тогда держали родители. Спала на поле, читала, думала. Многие ли могут такое вспомнить и понять какого это? Нет, мой муж по его рассказам все лето проводил гуляя по дворам и играя в компьютерные игры. У нас у всех разный базис и разные воспоминания. Скорее всего вы говорите именно о другой культуре, но нельзя вырастить человека, который будет чувствовать себя как рыба в воде и в России, и в Германии, и в Зимбабве.

    Насчет системы. Я действительно не хочу, чтобы ребенок шел по колее: сад->школа->вуз->работа в офисе. Я искренне надеюсь, что к 16-18 годам мой сын будет понимать, чем он хочет заниматься в жизни и сможет разработать план и осознать дальнейшие действия, которые необходимы предпринять, чтобы заниматься этим. Если это профессия, требующая обучения в институте, то выбирал сам институт и думал, как туда попасть. И потом не просиживал 5 лет в институте, а сразу понимал зачем он сюда пришел и искал прикладное применение своих знаний. Если же это профессия другого рода, то учился у людей, знающих свое дело.

  39. Ксения Несютина

    Вика, спасибо! Я не слышала о таком человеке. Изучу информацию.

  40. Ксения Несютина

    Лидия, да можно, со ссылкой на оригинал.

  41. Ксения Несютина

    Майя, я обязательно напишу подробную статью на этот счет. Скорее хочу расширять текущую программу, а не бежать вперед. Есть ряд тем по всем предметам, которые не изучаются в школе вообще. Кроме того имея опыт преподавания олимпиадного курса математики для начальной школы, конечно, планирую использовать эти наработки.
    Пока не обсуждали с учителем сроки аттестаций, как будет проходить и что туда войдет. Думаю, тоже поделюсь этим в отдельной статье.

  42. Ольга Бардина

    Ксения, спасибо, что делишься. Судя по комментариям, тема самая животрепещущая для многих мам.
    Тут много обсуждалось разных аспектов СО. А мне вот хочется спросить о другом. Насколько для тебя самой комфортно быть с детьми круглосуточно? Просто пытаясь примерить идею СО на себя, у меня вызывает сомнения именно этот момент: невозможность уединиться, хоть иногда, хоть на чуть-чуть. Возможно, это у меня какая-то слишком обостренная потребность бывать одной? Или особенности темперамента старшего сына, который покрывает собой все пространство. Когда он дома, то все мои дела так или иначе связаны либо с ним лично, либо с бытом. И мне даже сложно представить, как выделить время, чтобы в тишине полистать учебник и составить программу, например?
    p.S. очень рада за вас, что вы ждете третьего :)

  43. Лада Богатова

    Уважаемая Ксения и родители, у которых есть детки! Скоро планируется открытие детского развивающего центра «Планета детей» и школы педагогов в Луховицах (чистое экологическое место)!
    Новые подходы к образованию. Совместно решаем вопросы семейного обучения, а также раннего развития деток.
    Есть почти готовый двухэтажный дом и участок. Пишите в личку.

  44. Анна

    Я с интересом читаю Дану Бар — у нее сын уже два года учится дома. А сейчас и ваш опыт буду на себя примерять)) У меня сыну 6 лет, но в школу «отдам» его в следующем году, в полных 7. Хотя родственники и причитают, что ему уже почти 8 будет (он октябренок), но я же вижу, какие нагрузки ребенку актуальны. Учить хочу дома, но пока слабо представляю как это все организовать. Плюс у нас в Беларуси крайне сложно оформить это обучение как таковое, директор запросто может отказать в такой форме обучения в своей школе.

  45. Екатерина

    Ксения, а какие аргументы вы находите для родмтвенников? О моих планах пока знает только подруга, и то она уже съела мне весь мозг что я лишаю ребенка социализации! Я не считаю это правильным, но иногда возникает ощущение, будто мне нужно доказывать, что я не верблюд.

  46. Короленко Екатерина

    Ксения, с большим интересом буду следить за ходом вашего домашнего обучения.У меня трое детей. Старшая дочка через год пойдет в школу. Ваша тема для меня очень своевременна и любопытна.
    Хочется узнать, как вы будете осуществлять общую организацию семейных процессов и лично своих.
    А именно: домашнее хозяйство, ваша работа, подготовка к занятиям (урокам), сам процесс обучения, общение с мужем, заботы о новорожденном, режим дня младшего сына, личное время и пространство и т.д. и т.п.
    И еще. Не мешают ли ваши мальчики друг другу при совместных занятиях? Или вы их разделяете. Потому как мои дети похожи на лебедя, рака и щуку из известной басни.
    С вашей подачи идея домашнего обучения меня очень увлекла. Читаю сейчас книгу «папы Карпа» об их опыте семейной школы. Но в голове не укладывается, как ЭТО ВСЕ можно конструктивно организовать…

  47. Anna

    Интересная у вас идея, с удовольствием понаблюдаю за вашим процессом. Но все же классное обучение в школе, по моему мнению, лучше. Бывают дети в семье очень активные и разговорчивы, а на людях стеснительны и растеряны. При таком обучении ребенок будет изолирован от общения со сверстниками и будет «тепличным».

  48. Елена

    Ксения, здравствуйте! Прочитала Вашу статью еще свеженькой, долго обдумывала. Проблема отдавать/не отдавать у нас пока стоит относительно сада — дочери 2 года и пока не идем в детский сад, несмотря на то, что в своем окружении я единственный человек, кто этого не делает. По профессии я учитель и до декрета 7 лет проработала в школе — очень люблю свою работу и с удовольствием вернусь на неё, когда придет время. По своей юношеской наивности, учась в университете, один год «работала» (без официального трудоустройства, разуется) в школе семейного типа, которую посещали дети всего из 4 семей, сказать, что они были защищены от «школьной системы» не могу — периодически все-равно приходится ходить в школу и сдавать экзамены, и в итоге от ЕГЭ/ГИА все-равно никуда не деться. А вообще, просто на 100 % согласна с мнением Александры К. — лучший опыт для ребенка, это тот опыт, который получен им самим: где, он не защищен, где его покой и труд никто не оберегает, так он на своей шкуре все сам прочуствует и выводы, какие надо сам для себя и сделает. В любом случае, вы молодец, что так серьезно относитесь к образованию сына, мой совет — не бойтесь школы, это хороший опыт для ребенка, а дать ему направление, жизненный ориентир Вы и дома сможете, Ваш ребенок не «потеряется» в школе — не переживайте, таких детей (с целеустремленными родителями) всегда видно, просто он полученные дома, в тепличной среде навыки будет переносить в школу и в реальной ситуации пытаться применять. Удачи!

  49. Наталья Горобец

    Привет, Ксюша! Я ждала вашего решения по поводу школы. Хороший выбор, правильный и для современных реалий смелый. Сейчас сама изучаю информацию. Очень может быть, что мы в следующем году уже пойдем в школу. Буду читать про ваш опыт и добавлю на твой раздел ссылку у себя в блоге в раздел о ДО, чтобы не потерять)

    Ксюша, а есть ли такие школы в Москве, куда бы ты хотела отдать детей учиться? если есть, назови пожалуйста!

  50. Елена

    Очень смело! Вы умница, Ксения! До сих пор вспоминать школу не хочется, не смотря на то, что я там училась на отлично до 9 класса. С удовольствием бы перешла тогда на домашнее обучение, но в советские времена это могли себе позволить только очень больные, нетранспортабельные дети.
    И хотя внучке только 2 годика, с удовольствием буду следить за вашими успехами!

  51. Ксения Несютина

    Вот и я училась на отлично и с одноклассниками были ровные отношения. Но ничего приятного в памяти не осталось…

  52. Ксения Несютина

    Наташ, вот недавно перечитала все книги Рустама Курбатов: очень нравится его частная школа по описанию. Но она далеко и стоимость обучения немаленькая. Еще как-то интересовалась школой Тубельского. Мы раньше жили недалеко от нее. Но, когда стало понятно, что переезжаем перестала копать информацию. Школу Шаталова пока рассматриваю как дополнительный вариант занятий (это скорее не школа, а доп. курсы). Я была здесь на дне открытых дверей и преподаватели были очень колоритными и интересными личностями.

  53. Ксения Несютина

    Елена, спасибо большое за теплый, дружеский совет!

  54. Ксения Несютина

    Екатерина, а большая ли разница у детей? Мне кажется такое возможно в 2-3 года, но в 4 (столько младшему) ему уже легко можно объяснить, что старший брат читает, поэтому лучше сильно не шуметь в этой комнате. Или же, старший ребенок сам может найти для себя уединенное место где не будут мешать младшие братья и сестры (а вам хорошо бы оборудовать такое место в доме).

    Буду делиться тем, как все организуем. Пока легко удается уделять 1-1.5 часа обучению старшего сына. Но само собой, я не все это время рядом сижу и учу: просто направляю, поясняю какие-то моменты и занимаюсь своими делами, игрой с младшим.

  55. Ксения Несютина

    Ох, я как-то считаю, что одного раза сказать и объяснить свое решение достаточно. Такие вопросы решают родители. Хорошо, если другие члены вашей семьи понимают, что они не имеют тех же прав, что и вы. Возможно стоит прояснить ваши отношения.

    А вообще то ли у нас родственники очень лояльные, то ли спасает то что все они живут в других городах и по телефону тему легче закрыть и не пускать в ненужное русло.

  56. Ксения Несютина

    Анна, мне тоже очень нравится блог Даны. Иногда на него заглядываю. Во многих вопросах разделяю ее мнение на жизнь и воспитание. Жалко, что они живут в Канаде, а потому многие процессы совершенно другие, да и программу или какие-то конкретные предметы трудно позаимствовать.

  57. Ксения Несютина

    Ольга, у тебя ведь меньше детки?
    Но вообще недавно слушала вебинар одного психолога и там был вопрос: «Сколько времени у вас отнимают дети в процентном отношении?». Я недолго подумала и решила, что это около 55-60%. С удивлением обнаружила, что у многих других участников процентное отношение было около 85-95%.

    Сейчас, когда детям 4 и 7 лет, я запросто могу лечь и полежать 30-40 минут днем и никто не зайдет в комнату. И в течение дня могу делать по несколько таких перерывов на свои дела несвязанные с бытом. Дети могут рисовать, строить, играть в своей комнате, клеить — да у них самих столько своих дел, что не все успевают за день переделать. И плюс утренние 2-3 часа: я встаю раньше, чем дети и успеваю писать статьи, книги.

    Так что я точно не чувствую себя запертой. Конечно, с рождением малыша ситуация измениться, но это все так ненадолго. Дети очень быстро растут!

  58. Юлия Белка

    Поздравляю! Нашего полку прибыло :))) Решение зрело и созрело давным-давно. Вернее, я-то хотела, чтобы мой ребёнок учился дома ещё до рождения дочки, но нужно было подрасти и понять, подойдёт ли такой способ конкретному ребёнку. Подошёл. На сегодняшний день — это самый оптимальный вариант для нас. И мы тоже начинаем в этом году этот путь. В добрый час! Пусть у вас всё будет легко и в радость!

  59. Dana

    Ксюша, рада, что в наших рядах прибыло! Помню твои размышления и сомнения по этому вопросу, рада, что вы решили в пользу домашнего обучения! Много много удачи вам на этом преркасном пути!

  60. Ксения Несютина

    Юлия, очень рада вашей поддержке! Иногда слежу за вашим блогом. Здорово, что у нас детки однолетки и будет возможность обмениваться опытом!

  61. Ксения Несютина

    Да, Дана — думаешь, думаешь. А когда подошло время у меня сомнений не осталось. Даже непонятно, в чем я сомневалась еще год назад. Наверное, это признак правильного решения )))

  62. Екатерина

    Здравствуйте! Очень интересует эта тема.
    Меня в домашнем обучении пугает вот какой вопрос. Чтобы быть хорошим учителем, у человека должен быть объём знаний превышающий школьную программу. Как один человек может совместить в себе специалиста по математике, химии, физике, языкам и т д.? Или вы планируете все-таки обращаться к репетиторам? Или в среднюю школу идти уже именно в школу?
    Хотя вопрос относится и к начальной школе тоже. Потому что, например, даже чтобы научить русскому языку на уровне 1-4 класса, надо его знать просто идеально. А я, с дочкой четвероклассницей, открываю для себя столько нового! И боюсь, сама могла бы напортачить в обучении.

  63. Ксения Несютина

    Екатерина, образование — это не сумма знаний и навыков, которые мы хотим дать ребенку. Это нечто большее — это появление ЧЕЛОВЕКА. Конечно, если мы думаем что образование — это некий законсервированный чемодан информации, который надо поместить в голову ребенка, то конечно, наш чемодан должен быть побольше и мы должны в нем виртуозно ориентироваться. Но для нас образование это не просто информация и знания, это гораздо большее — некое таинство, в котором не является ключевыми академические знания мамы, папы, учителя.

  64. Екатерина

    Ну какое-то очень размытое определение. Появление человека включает в себя знания и умения находить информацию, решать какие-то задачи?

  65. Ксения Несютина

    Екатерина, знания, умение работать с информацией — это скорее побочный продукт образования. Знания появляются непрерывно. Маленький ребенок строит башенку и понимает, что кубик на кубик можно поставить, а щарик на шарик — нет. Вот у него появилось знание. Но важно, что он старался построить башенку при этом. Если бы мы просто постарались нагрузить его память и сделать так, что он понял и запомнил это правило «КУБИК можно ставить на кубик. Шарик скатывается с шарика!», было бы ему это надо? С малышами очевидна глупость происходящего. Но как только ребенок становится более социально-контролируемым его начинают кормить знаниями. Все больше и больше. Знаниями, которые ему пока не нужны. «Жи-ши пиши с буквой И» — а ребенок вообще не хочет писать,у него нет такой задачи, он НЕ пишет сам и не стремится к этому. И первое над чем надо работать — пробуждение желания писать, выражать свои мысли письменно. И только потом уже выражать их грамотно в письме!

    То есть еще раз — знания не определяют появление и образование человека. В Вузе все слушают один набор лекций, но почему-то один из одного человека ОБРАЗОВЫВАЕТСЯ доктор, а из другого НЕТ! Самое непонятное, это когда из этого, другого человека вдруг ОБРАЗОВЫВАЕТСЯ, например, музыкант. КАК? Знаниями их кормили одинаковыми… Информацию искать умеет и тот и тот.

    Понятно, что это просто рассуждения… Самое важно, что хочу сказать: если знания не являются ценностью, то и проблема «мама мало знает» встает перед ребенком, а не перед родителем. Например, у нас старший сын очень интересуется темой железных дорог. Он уже знает в миллион раз больше меня. Откуда? — Я не знаю, как это образовывается… Он читает, он подмечает детали на вокзалах, он не упускает момента что-то спросить у проводника. В нем явно что-то образовывается в этом направление. Отнюдь не благодаря моим знаниям. Они вообще нулевые и при этом никак не тормозят его в этом. Более школьный пример: письмо и русский язык. Все свои жд наблюдения он записывает и фотографирует. Я не умею фотографировать и грамотность письма у меня так себе. Но он пишет, пишет, что-то спрашивает, что-то ищет в словаре. У него есть сверх задача: написать грамотный текст в свой жж. Ради нее, он готов спрашивать у нас, переписывать, исправлять. Он просит меня проверить и помочь поправить синтаксис. Опять происходит прокладывание его личной траектории, его ОБРАЗОВАНИЕ. Да, появляются знания, но как «побочка».

    В этом и суть. Образование — размыто. Это не программируемый процесс. Нельзя сказать, что образование это кирпичик знаний, уложенный на кирпичик навыков + кирпичик социализации. Не получается пока у людей расчленить этот процесс. Как и не получается внятно объяснить ЛЮБОВЬ. И химия, и физика, и биология, и анатомия в «наших руках». А любовь это все равно не сумма химических реакций.

Оставить свой комментарий