Мамина школа Семейное обучение Уроки "Окружающего мира" в нашем семейном обучении

Уроки "Окружающего мира" в нашем семейном обучении

P1110214

Здравствуйте, друзья.

Сегодня хочу продолжить тему нашего домашнего обучения и рассказать о том, как проходят наши уроки “Окружающего мира”. Думаю, что слово “уроки” не очень уместно, скорее это совместная деятельность, которую по наполнению и содержанию можно соотнести с тем, что в школе принято называть “окружающим миром”.

Вообще, я уверена, что главная цель изучения любого предмета в школе — ощущение комфорта в будущем, во взрослом мире. Человек устроен так, что ему хочется как-то объяснить непонятное и неизведанное. Некомфортно жить в мире, в котором ты ничего не понимаешь. Даже древние люди, незнакомые с природой грома и молнии старались объяснить эти явления так как могли — с помощью Богов неба, дождя, солнца. Да, с научной точки зрения это было неправильное объяснение. Но даже такое объяснение делало мир понятнее и предсказуемее (принес жертву Богу Дождя и можно надеяться, что скоро пройдет дождь и польет твои поля).

И еще один пример, представьте, что вы попали на новую планету — на небе несколько солнц, да и само небо имеет зеленовато-фиолетовый оттенок. Деревья и растения умеют ходить, а на вас действуют непонятные гравитационные и магнитные поля, которые то подбрасывают вас вверх, то прижимают вниз. Жить в таком мире сложно, страшно, непредсказуемо. И по началу все силы надо тратить на понимание того, что происходит вокруг и только потом можно начинать что-то делать, развивать, улучшать.

Именно поэтому в детстве и юности основная задача человека — понимание окружающего мира. На это и надо ориентироваться (а не на успешную сдачу ЕГЭ, вступительных или выпускных экзаменов). И по-моему это очень сложно сделать, если следовать только “формальному изучению по учебнику”. Здесь наоборот, главным становится не учебник, а микс из собственной деятельности ребенка, который помогают понять и осмыслить мир вокруг.

Исходя из этих мыслей, я стараюсь рассказывать детям о географии, истории, биологии, социальных взаимоотношениях.

И несмотря на такой житейский формат, у нас есть небольшая система, которая лежит в основе. Она называется — Маршрутный лист. Его идею я почерпнула у Рустама Курбатова — директора частной школы “Ковчег”. “Маршрутный” — потому что это список дел и занятий, которые описывают наш маршрут-путешествие по какой-то теме.
В школе “Ковчег” этот “лист” заменяет оценки и ориентирован на группу учеников. Мы немного изменили идею, чтобы она подходила для индивидуальных занятий.

сам маршрутный лист

Маршрутный Лист – список заданий разного уровня сложности; если ученик хорошо выполнил задание, учитель ему говорит «хорошо», если плохо – говорит «следующий раз». Всё. И никаких пятибалльных оценок!

Рустам Курбатов, директор частной школы «Ковчег»

Вот что у нас получилось: на 1-2 недели мы выбираем какую-то интересную, актуальную тему. Чаще тему предлагает сам Глеб, иногда несколько “моих” и “его тем” мы обсуждаем и выбираем наиболее интересную. Например, изобретения и изобретатели. После выбора темы, я создаю маршрутный лист — список дел и занятий, связанных с этой темой:

  • прочитать о Циолковском, Ломоносове, Менделееве (читаем медленно, часто прерываемся чтобы порассуждать, подумать),
  • провести эксперимент с получением электричества из картошки,
  • рассказать папе (бабушке, дедушке) об эксперименте
  • вспомнить все сказочные изобретения, которые стали для нас реальностью (например, сказочные сапоги-скороходы — это современные ролики),
  • нарисовать “картинку будущего” — что еще люди изобретут в ближайшие 100 лет,
  • вспомнить, нарисовать или описать “наши семейные” изобретения.
  • посмотреть фильм “Иван Васильевич меняет профессию” (здесь и изобретение машины времени и яркое сравнение эпох, и зацепки для следующего маршрутного листа — “исторического”)

Иногда все, что связано с этой темой — картинки, тексты, фотографии мы фиксируем в альбоме или тетради, а потом рассказываем бабушкам или папе обо всем-всем. В течение недели Глеб сам выбирает для себя какое-то дела из нашего маршрутного листа. Бывает что он все может сделать самостоятельно, бывает, что ему нужно мое участие.

маршрутный лист

В семейном обучении у нас вообще нет оценок. Даже слова такого нет. Либо Глеб что-то сделал, либо не сделал. Любое “сделал” предполагает, что ты сделал это максимально хорошо (а не для галочки или оценки). Обычно, если ребенок сам что-то выбрал, то делает это с желанием и удовольствием, а потому отпадает необходимость в каком-то “поощрение или наказание” оценкой. Это кстати касается и других занятий — математикой, русским языком.

маршрутный лист о путешествиях

За 4 месяца нам удалось позаниматься такими Маршрутными листами:

  • Наше путешествие Великий Новгород-Санкт-Петербург
  • Чистые пруды (история, архитектура — гуляли, обсуждали)
  • Осень (наблюдали за изменениями в природе, думали, чем они вызваны)
  • Анимация и мультипликация
  • Изобретения и изобретатели
  • Петр I
  • Новый Год и зима

Честно говоря, вышло немного, но смею надеяться, что все же по-настоящему полезно и интересно =)

1 комментарий
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Алия Беляева

    Ксения, спасибо, что делишься!
    Мне очень понравилась идея маршрутных листов, возьму себе на вооружение.

Оставить свой комментарий