Интересное Как убить детскую любознательность? Самые частые ошибки современных родителей.

Как убить детскую любознательность? Самые частые ошибки современных родителей.

миниатюра

Здравствуйте, друзья, читатели и просто посетители.

Совсем недавно я проводила бесплатный вебинар на тему “Что делать, чтобы дети САМИ росли творческими и умными”.

Большое спасибо всем, кто нашел время и пришел меня послушать. =) Сегодня я бы хотела подробнее ответить на несколько вопросов, которые прозвучали на вебинаре. И так как эти вопросы я слышу достаточно часто, то эта информация придется кстати не только для авторов вопросов.

Речь пойдет о воспитании любознательности у детей дошкольного возраста: что делать, если ребенок на все отвечает «не знаю» и кажется равнодушен ко всему вокруг?

Ребенок на все вопросы отвечает “не знаю”. Что делать?

Часто дети реагируют подобным образом, если чувствуют, что их хотят “проверить, протестировать”. В современном мире детей начинают обучать (а не развивать) буквально с пеленок. И, конечно, родители хотят видеть результат своих трудов. А потом постоянные проверки: “Где синий?”, “Покажи ротик”, “Это какая буква?” сопровождают детей постоянно. Иногда родители пытаются вклинить такие проверки-задачи в игру. Любой ребенок чувствует разницу между игрой и такими “задачками”, как бы искусно их не маскировали родители и не убеждали себя, что они “занимаются, играя”.

Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку начать рассуждать и думать, когда у него что-то спрашивают, а не говорить “не знаю”.

1"Вы должны быть искренни. Если вы знаете ответ, то вопрос вы задаете только с одной целью: проверить ребенка (“а сможет ли он додуматься, или знает ли он ответ на вопрос?”).

Попробуйте отказаться от вопросов с одним единственным “правильным ответом”. Ведь когда ребенок говорит “не знаю”, он подразумевает “не знаю правильный ответ”. Начните задавать открытые вопросы — на них может быть много разных ответов. И даже, если вы знаете один из них, вы можете не знать тот, что придет в голову вашему ребенку.

2 Мой старший сын, когда слышит вопрос, очень часто спрашивает: “А ты знаешь?” Это, во-первых, подтверждает предыдущую мысль: детям важно не быть подопытными кроликами. Они хотят общаться, а не экзаменоваться.

А во-вторых, детям важно видеть и чувствовать, что вы думаете вместе. Если вы вдвоем не знаете ответа, значит напрячь мозг придется не ему одному. Поэтому чаще рассуждайте вместе, делитесь своими мыслями и выводами. Если ребенок говорит “не знаю”, расскажите, как думаете вы, что вам мешает решить задачку, или расскажите свой ответ и вместе подумайте, интересен ли он. Помните, любознательным взрослым легко воспитать любознательного малыша!

3 Не будьте всезнайкой. Если на все вопросы ребенка вы отвечаете выверенными фактами, он привыкает, что на любой вопрос есть ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ верный ответ. А когда вопрос задаете вы, ребенок понимает, что не знает этот единственный правильный ответ, и говорит “не знаю”.
Показывайте ребенку многообразие ответов, и тогда на любой вопрос ребенок будет знать хотя бы какой-то ответ.

4 Сами отвечайте на вопросы ребенка. Печально видеть детей, которые на вопросы отвечают: “А потому что перпендикуляр” или “Потому, что кончается на У”. Угадайте, кто научил их этим фразам?

Ребенок не задает вопросы “Почему …?”

Во-первых, все дети развиваются по-разному. Возможно, ваш ребенок задает другие вопросы: “Что это?”, “Как это работает?” Это те же самые “почему”, но сформулированные иначе.

Во-вторых, стоит оценить общую любознательность ребенка. Иногда дети пребывают в некоторой интеллектуальной пассивности из-за большого количества информации, которая обрушиваются на них. Они ее-то не успевают обрабатывать, не то что еще о чем-то спрашивать. Постарайтесь оградить ребенка от телевизора, рекламы, большого количества мультиков и\или развивающих занятий, программ.

В-третьих, всегда отвечайте на вопросы ребенка. Может быть, раньше вы были не очень внимательны к его вопросам и тем самым отбили всякое желание их задавать. Вопросам детей (какими бы они не были) надо всегда радоваться!

Возможно, еще не пришло время. Продолжайте иногда говорить монологами: задавая себе вопросы и отвечая на них. Так, как вы это делали с полугодовалым малышом.

Ребенок задает слишком много вопросов “Почему…?”

Это здорово! Как бы ни казалось это утомительно, надоедливо, глупо — никогда не ругайте ребенка за то, что он это уже спрашивал.

Возможно, ребенок задает вопрос “почему”, но, на самом деле, хочет узнать совсем другое.
Например, часто когда мама уходит, дети спрашивают “Почему ты уходишь”, имея в виду “Куда ты уходишь”. Переспросите у малыша: “Ты хочешь знать, куда я ухожу?” Учите ребенка строить вопросительные предложения и с другими словами - как, куда, что, где.

Всегда отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь фразами: “подрастешь — узнаешь”, “потому, что кончается на у”, “много будешь знать — скоро состаришься”. Через время вы (а заодно и воспитатели, и учителя в школе) получат точно такой же ответ.

Если вы очень устали отвечать на бесконечные “почему”, отвлеките малыша: покажите что-то необычное или расскажите историю; честно скажите, что вы устали.

Как родителям самим развивать мышление ребенка?

Но это далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкиваются мамы и папы. Все родители хотят знать, как наилучшим образом развивать умение ребенка думать, решать задачи, от чего зависит успех обучения в школе и вообще в жизни.

Я уверена, что воспитание любознательности и гибкости мышления играют здесь ключевую роль!

Каждую весну я провожу тренинг для родителей, о том как развивать креативность и творческое начало у наших детей.
На тренинге можно узнать:

  • Какие типы мышления существуют, и как их развивать?
  • Что такое ТРИЗ? Какие приемы ТРИЗ можно использовать с детьми?
  • Что такое ТРИЗ-сказки. Научимся придумывать такие сказки для детей.
  • Как развивать творческое мышление? Где искать нестандартные ситуации?
  • Как помочь ребенку стать наблюдательнее? Как развивать внимание и память?

А самое главное, как всем этим заниматься в “фоновом” режиме? Как привыкнуть создавать “особенную интеллектуальную атмосферу” для ребенка?

Если хотите участвовать, то следите за рассылкой и анонсами на моем сайте!

 

 

4 комментария
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Ирина

    Когда внуки у меня говорят «не знаю», я им сразу рассказываю и даю ответ на этот вопрос. Но ответ очевидно не верный. Ребенок не может с этим согласиться и начинает поправлять меня и сам выдает ответ. Моментально оказывается, что он и сам все знает. Мне остается только выслушать и согласиться, или не с огласиться.
    И еще одна идея возникла у меня совершенно случайно — как разговорить молчуна и незнайку. У меня недавно гостила внучка (3 года). Перед сном я читала ей книжки. А однажды решила выяснить, что она понимает из прочитанного. Оказалось — ничего. Я взяла совсем детские сказки — Репка, Колобок, Теремок и т.д. Она и их «не знает». Дома у меня оказалась книжка со сказкой «Три медведя» с разбитыми на слоги словами и с ударениями. Я стала читать ее по слогам ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. чтобы ребенок ее УСЛЫШАЛ. Кстати, так довольно трудно читать. Как оказалось, и слушать, не очень приятно. Внучка выдержала меня 3 вечера, постоянно просила почитать побыстрее (Но ведь у меня только такая книжка осталась). На 4-й вечер она «вспомнила» все сказки. Дальше мы стали читать с ней по-очереди. Она сама водит пальчиком по буквам и читает, даже картинки комментирует. Конечно, эта идея не для всех детей подойдет. Но попробовать стоит.

  2. Мама на работе

    Мой ребёнок задаёт слишком много вопросов “Почему…?”… Главное нужно помнить, что это хорошо, хотя я очень устаю от этих вопросов, и иногда не отвечаю (.

  3. Елена

    Мой вообще слово «почему» не использует, а его вопросы часто выглядят как размышления или намеки на вопрос. Но он у нас вообще иезуитского склада, поэтому я часто упрощаю его вопрос до простых как, да почему. И когда он признается, что хотел узнать именно это, удивляешься, какими путями он шел к этому простому вопросу? Вообщем, заставляет наш с отцом мозг работать на полную катушку.

  4. Лада

    Мой семилетка, заканчивая садик, наоборот, все время спрашивает Почему? я очень рада. потому что разговаривать он начал поздно, в 4 года положенных «почему» мы вообще не слышали.. И мне стоит больших трудов удержать себя от готовых ответов, и я объясняю — даю свой вариант и тут же спрашиваю — А ты как думаешь?

Оставить свой комментарий