Мамина школа Триз Многослойные рисунки - супер-замена скучного тризовского системного оператора

Многослойные рисунки — супер-замена скучного тризовского системного оператора

18033367_1291698977552495_7217262318775990506_n

Здравствуйте!

Сегодня хочу поделиться интересной идеей совместного творчества с детьми и изучения ТРИЗа в одном флаконе.

В ТРИЗ есть такое понятие: системный оператор. Это некий способ увидеть предмет «объемно» во времени и пространстве.

В центральной клетке записывают или зарисовывают сам предмет, а дальше по вертикали вверх находят и зарисовывают надсистему, по вертикали вниз — подсистему. По горизонтали описывают изменения, которые происходят со временем от прошлого к будущему.

Обычно выглядит этот «зверь» вот так:

Screen Shot 2017-08-29 at 18.54.44

Системный оператор для объекта — печь. По вертикали — подсистема и надсистема. По горизонтали: движение во времени из прошлого в будущее. 

Практически все задания, которые сейчас есть в методичках по ТРИЗ и рунете, направлены на развитие навыка этот самый системный оператор заполнять: письменно или устно.

Честно сказать, какой-то толк и действительно системное мышление в этом случае начинает работать ох как не сразу. А у многих и вовсе не запускается. Больше сил у детей уходит на запоминание, что в каком квадрате рисовать. Подходят они к этому очень формально и откровенно скучают за этим делом. Да и я никак не могу смириться с тем, что на занятиях по развитию творческого мышления мы достаточно много времени уделяем заполнению таблиц по определенным правилам…. А в обычной жизни дети как не видели “систему целиком” так и не видят, продолжают мыслить отдельными объектами и категориями. Это печально.

Долго не могла понять на что же этот системный оператор можно заменить, так чтобы:

  1. Связать с реальным опытом детей
  2. Уйти от алгоритмов и формальных правил. Уверена не должно их быть при развитие творческого мышления. А если есть, то значит вы развиваете алгоритмическое мышление.
  3. Сделать доступны для всех детей, даже тех, что еще не умеют читать и писать.

И такой способ нашелся. Мне его подсказал мой друг и коллега @Алексей Уников. В нашем общении этот метод получил название: Многослойные рисунки.

P1140178

 

Что такое многослойные рисунки:

Вместе с детьми или ребенком вы выбираете любое место, где когда-то были: собственная кухня или ванная комната, поляна в лесу, площадка перед домом, детская комната, салон автомобиля или троллейбуса.

Берете большой лист бумаги. Я использую листы для флипчарта, размером 65×98см. Начинаете на нем рисовать выбранное  место. Обычно дети обступают лист и начинают творить каждый в своей области. Я тоже рисую рядом и рассказываю, что у меня получается. В какой-то момент я делаю “окошко” или вернее дверцу. Практически также, как это делают в современных детских энциклопедиях с окошками. Например, вырезаю куст, приклеиваю его одной стороной, так чтобы можно было отогнуть. Когда куст “открывается”, то можно увидеть тех, кто живет в кустах: лягушек, змею, комара или стрекозу.

P1140177

Слоев может быть несколько. Например мы можем сделать дом, в котором будет открываться чердак. Когда открыли чердак, то видим пространство комнаты, где стоит  бельевой шкаф, у которого в свою очередь тоже  открывается дверца и за ней уже лежит одежда, на которой может быть открывающийся кармашек с монетками.

P1140180

Зарисовка с занятия:

Мы с детьми решили сделать такую большую машину на студии по ТРИЗу. Первоначально подключился Глеб, Радмила и немного всему процессу помогал Марк. Нарисовали контур. Приклеили двери. Кто-то вспомнил что за дверью есть сиденья. Дальше все замерли. Машина как будто бы готова — корпус, колеса, дверь и даже сиденья.

Наконец, кто-то говорит: а капот! Давайте сделаем, чтобы поднимался! Следующие 15 минут Глеб клеит капот, рисует двигатель и прочие штуковины, перекликаясь с нами и рассказывая о своей задумке.

 За это время остальные ребята тоже неожиданно включаются… Марк делает колеса и усиленно вспоминает какой у них рисунок протектора.

18033367_1291698977552495_7217262318775990506_n

Кто-то из мальчишек с наслаждением вспоминает, что у них в багажнике есть треугольник такой “для аварий” и начинает делать второй пол, который открывается, и там уже можно найти все инструменты автолюбителя.

После капота Глеб берется за номер. Напрягая воображения не полную катушку, он вспоминает, что там должны быть буквы, цифры и флаг.

Я  вспоминаю, что еще полчаса назад, дети хотели бросить занятие и считали, что уже все готово, машина есть!

После занятия через несколько часов мы возвращаемся домой. Едем в машине. Вдруг Глеб, почти подпрыгивая на сиденье, начинает тыкать на номер проезжающей рядом машины: “Мама, смотри, вот какие номера! Там сначала одна буква, а потом 3 цифры, а потом еще буквы. И флаг  по другому рисуется! И под флагом какие-то цифры!”

Почему это может стать аналогом тризовского системного оператора?

Во-первых, дети быстро понимают, что любой предмет состоит из нескольких частей и подсистем. Другими словами что-то скрывает в себе. Окошки делать приятно и интересно, начинается своеобразная гонка, кто сделает больше вложений, у кого они будут необычнее и неожиданней.

Во-вторых, благодаря тому, что мы делаем некоторые детали двигающимися мы обсуждаем функциональность каждой части.

- Сделаю, чтобы у машины двигались дворники!

- А зачем?

- Потому что дворники смахивают воду со стекла.

В третьих, это не пустая абстракция, а предметы и процессы, которые эмоционально значимы для ребенка. Ведь он выбирает, какое место вы будете рисовать. Он сам выбирает, какие предметы будет рисовать. (Скажу по секрету: ребенок рисует только то, что он пометил для себя, считает своим) Это уводит от абстрактных схем, таблиц, предметов, изучения систем, которые ребенку неинтересны и непонятны.

И последнее и самое главное: это очень интересно самому взрослому. В это легко погрузиться и начать творить, играть. Заполняя же пятиэкранки — таблицы системного оператора, надо хорошо поднапрячься, чтобы начать получать кайф.

 Очень люблю делать вот такие “изобретения”, касательно занятий и развития детей. Буду рада любым замечаниям и комментариям.

1 комментарий
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Елена

    Классно! Вспомнила как мы в детстве с сестрой по аналогии рисовали домики на двойном тетрадном листе — на первой странице (лист закрыт) был сам дом с открывающимися окошками и дверями, а если лист развернуть («зайти» в вырезаную дверь) за ними все, что в домике со всей домашней утварью и комнатами

Оставить свой комментарий