Мамина школа Триз Тренировочный креатив-бой с учениками начальных классов

Тренировочный креатив-бой с учениками начальных классов

1

В эту субботу начались ТРИЗ-занятия в младшей и старшей группе.
 
Ещё с прошлого года я решила попробовать экспромт-занятия: есть некоторые контрольные точки, которые удерживаю в голове. Но в целом занятие не стараюсь вести по какой-то программе и не придумываю план заранее.
 
Небольшой дневник с субботнего занятия со школьниками младших классов.
 
Начали с разбора, что такое «креатив-бой»:

- Вообще, что такое бой?
- Это когда дерутся!
- Бой в боксе бывает.
- Бой на войне

- А бывает такой бой, чтобы люди друг друга не трогали?
- Да, на лазерах!
- Дерутся – стреляют из пистолетов.
- (робко) в настольных играх тоже бой…

Вот эта идея об интеллектуальных боях мне очень нравится! Выделяю её особенно, ведь она резко выходит за рамки тех, что звучали до этого.
 
После этого посыпалось:

- Бой на конференции, когда каждый рассказывает про свою работу.
- Когда танцуют и выбирают, кто лучше.
- Бой в компьютерных играх.

Начинается обмен мнениями, какая компьютерная игра лучше.
 
Теперь время понять, что такое креатив и креативный человек. Тут все молчат. Слово новое и никто толком охарактеризовать такого человека не может. Рассказываю я.
 
Дальше проводим мозговой штурм на тему, какой должна быть команда, чтобы она победила:

- Умные игроки.
- Должны много тренироваться.
- Им надо хорошо знать и соблюдать правила!
- Если будут додумывать идеи других!

Хватаюсь за последнюю идею. Она интересна. Начинаем раскручивать её дальше. Что значит додумывать идею? Ведь чтобы додумать, сначала надо её понять. А чтобы понять, надо услышать! Хотя бы просто слышать своего товарища. О! Пока мой монолог дети воспринимают не особенно трепетно. =)
 
Предлагаю поиграть. Каждый получает число на бумаге. Нам всем вместе надо посчитать вслух, последовательно называя числа. Но, само собой, чтобы сказать своё в нужный момент, нужно слышать товарища. Простая задача для детей от 7 до 12 лет, но получается плохо: то один, то другой забывает.

Только на четвёртый раз считаем гладко.
 
Следующая игра: я называю пример, надо его решить. Результатом будет какое-то число, которое есть у кого-то из детей в руках. Ответ должен сказать именно этот ребёнок и дальше загадать свой пример. Эта игра тоже идёт со скрипом. Разыгрываем, как надо, только на десятом примере.
 
Тут Максим изобретает суперход. Он вдруг начинает пример с 20: «Двадцать минус…»
Все начинают кричать: «Стой, у нас же только 10 чисел! Это не пойдёт!»
Я останавливаю всеобщий гвалт и даю слово Максиму. Он заканчивает: «Двадцать минус 11».

- Супер! Ребята, обратите внимание, что ответ получился в пределах 10! Среди нас ведь есть девятка!

Успокоившись, все улыбаются и одобрительно кивают. А затем посыпались примеры: 120 – 119; 1000 – 998 и так далее.
Вроде бы занимались математикой, но вот столкнулись с психологической инерцией и, главное, успешно справились с ней.
 
Теперь самое время пощупать креатив-бой на вкус. Очень хочется заразить ребят этой игрой и дать почувствовать азарт от придумывания новых идей.
 
Первое командное задание: разбиться на команды. Дети справляются достаточно быстро. Правда, сначала разбиваются на 3 и 5 человек, потом соображают, пересчитывают и делятся уже по 4.
 
Я специально не делю детей сама, хотя вижу, что в одной команде оказываются все первоклассники, а во второй ребята из 3 и 4 классов. Ладно, пусть будет пока так.
 
Второе командное задание: придумать название команды. На обсуждение 4 минуты.
Сразу в воздух вздымается три руки и дети пытаются сказать мне, какое название будет у команды, даже не обсудив это со своими «коллегами». Опять делаю акцент на командной работе и необходимости принимать решения сообща. В итоге одна команда вполне согласованно придумывает название «Орёл над победой». Во второй – один мальчик обиделся на всех за то, что не взяли его версию, другой устранился от обсуждения, и двое оставшихся приняли решение назвать команду «Бункер».

3

А теперь можно решать открытые задачи. Сразу скажу, что с половиной из этих ребят мы занимались весь прошлый год. Конечно, за лето они порядком забыли про ИКР, Ресурсы и прочие премудрости. Я специально не стала ни о чём таком напоминать. Мне было интересно посмотреть, стали ТРИЗовские инструменты неотделимой частью их мышления или же пока это чужеродный механизм.
 
Задачи я брала из книги А. Гина и И. Андржеевской «150 творческих задач о том, что нас окружает».
 
Первая задача вот такая: «Один человек каждое утро ел на завтрак одно яйцо. Откуда он брал яйцо, если известно, что у него не было ни одной курицы, он никогда не покупал куриные яйца, он никогда ни у кого их не одалживал, никогда их не крал и никогда не получал их в подарок?»
 
Дети снова начинают тянуть руки. Я опять останавливаю их и прошу сначала подумать командой. Времени осталось немного, поэтому на задачу всего 7 минут.
Команда со старшими детьми пытается обсуждать. У второй команды, в которой трое первоклассников и один мальчик из 4 класса, вообще не получается собраться. Двое мальчишек постоянно уводят команду с пути размышлений на путь развлечений: шутки, хохот, карикатуры. Один из первоклашек всеми силами старается собраться и что-то придумать. При решении первой задачи у него так и не получилось это сделать.
 
В итоге через 7 минут первая команда даёт 4 жизнеспособные версии. А другая команда повторяет их с небольшими изменениями.
 

 
Вторая задача такая: «Почему, испугавшись, лошадь фыркает?»
 
Уже все дружно включаются в обсуждение. И вторая команда, не набравшая баллов в предыдущем раунде, становится потише. В какой-то момент шутники замолкают и первоклашка-решатель придумывает очень хорошую версию! Я помогаю ему «сохранить» и зарисовать её.
 
В итоге во втором раунде есть опять 4 идеи у первой команды и одна – у второй. И пусть это несправедливо, но я даю им практически одинаковое количество баллов. Для второй команды даже это одно решение – явный прорыв, почти подвиг!
2

Занятие подходит к концу. Дети из проигравшей команды расстроены не все. Вернее, расстроен сильно только мальчик-решатель, но с каким-то нечеловеческим усилием на перерыв он уходит спокойно. Остальные мальчишки не переживают и продолжают шутить.
 
Мне очень любопытно, как они будут делиться на команды следующий раз, да и как будет проходить сам креатив-бой. =)

3 комментария
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Евгений

    Такой интересный подход к обучению, я думаю дети в восторге

  2. Наталья

    Ксения, здравствуйте. А можно участвовать в вашем коеатив-бою? Мы иногда бываем в раменском на выходных.

  3. Ксения Несютина

    Да, конечно, приезжайте! По суббота в 10:00, Красноармейская 25а, центр БольшиеМаленькие. Только заранее напишите, что придете.

Оставить свой комментарий