Мамина школа Триз Тренировочный креатив-бой с учениками начальных классов

Тренировочный креатив-бой с учениками начальных классов

В эту субботу начались ТРИЗ-занятия в младшей и старшей группе.

Ещё с прошлого года я решила попробовать экспромт-занятия: есть некоторые контрольные точки, которые удерживаю в голове. Но в целом занятие не стараюсь вести по какой-то программе и не придумываю план заранее.

Небольшой дневник с субботнего занятия со школьниками младших классов.

Начали с разбора, что такое «креатив-бой»:

— Вообще, что такое бой?
— Это когда дерутся!
— Бой в боксе бывает.
— Бой на войне

— А бывает такой бой, чтобы люди друг друга не трогали?
— Да, на лазерах!
— Дерутся – стреляют из пистолетов.
— (робко) в настольных играх тоже бой…

Вот эта идея об интеллектуальных боях мне очень нравится! Выделяю её особенно, ведь она резко выходит за рамки тех, что звучали до этого.

После этого посыпалось:

— Бой на конференции, когда каждый рассказывает про свою работу.
— Когда танцуют и выбирают, кто лучше.
— Бой в компьютерных играх.

Начинается обмен мнениями, какая компьютерная игра лучше.

Теперь время понять, что такое креатив и креативный человек. Тут все молчат. Слово новое и никто толком охарактеризовать такого человека не может. Рассказываю я.

Дальше проводим мозговой штурм на тему, какой должна быть команда, чтобы она победила:

— Умные игроки.
— Должны много тренироваться.
— Им надо хорошо знать и соблюдать правила!
— Если будут додумывать идеи других!

Хватаюсь за последнюю идею. Она интересна. Начинаем раскручивать её дальше. Что значит додумывать идею? Ведь чтобы додумать, сначала надо её понять. А чтобы понять, надо услышать! Хотя бы просто слышать своего товарища. О! Пока мой монолог дети воспринимают не особенно трепетно.

Предлагаю поиграть. Каждый получает число на бумаге. Нам всем вместе надо посчитать вслух, последовательно называя числа. Но, само собой, чтобы сказать своё в нужный момент, нужно слышать товарища. Простая задача для детей от 7 до 12 лет, но получается плохо: то один, то другой забывает.

Только на четвёртый раз считаем гладко.

Следующая игра: я называю пример, надо его решить. Результатом будет какое-то число, которое есть у кого-то из детей в руках. Ответ должен сказать именно этот ребёнок и дальше загадать свой пример. Эта игра тоже идёт со скрипом. Разыгрываем, как надо, только на десятом примере.

Тут Максим изобретает суперход. Он вдруг начинает пример с 20: «Двадцать минус…»
Все начинают кричать: «Стой, у нас же только 10 чисел! Это не пойдёт!»
Я останавливаю всеобщий гвалт и даю слово Максиму. Он заканчивает: «Двадцать минус 11».

— Супер! Ребята, обратите внимание, что ответ получился в пределах 10! Среди нас ведь есть девятка!

Успокоившись, все улыбаются и одобрительно кивают. А затем посыпались примеры: 120 – 119; 1000 – 998 и так далее.
Вроде бы занимались математикой, но вот столкнулись с психологической инерцией и, главное, успешно справились с ней.

Теперь самое время пощупать креатив-бой на вкус. Очень хочется заразить ребят этой игрой и дать почувствовать азарт от придумывания новых идей.

Первое командное задание: разбиться на команды. Дети справляются достаточно быстро. Правда, сначала разбиваются на 3 и 5 человек, потом соображают, пересчитывают и делятся уже по 4.

Я специально не делю детей сама, хотя вижу, что в одной команде оказываются все первоклассники, а во второй ребята из 3 и 4 классов. Ладно, пусть будет пока так.

Второе командное задание: придумать название команды. На обсуждение 4 минуты.
Сразу в воздух вздымается три руки и дети пытаются сказать мне, какое название будет у команды, даже не обсудив это со своими «коллегами». Опять делаю акцент на командной работе и необходимости принимать решения сообща. В итоге одна команда вполне согласованно придумывает название «Орёл над победой». Во второй – один мальчик обиделся на всех за то, что не взяли его версию, другой устранился от обсуждения, и двое оставшихся приняли решение назвать команду «Бункер».

3

А теперь можно решать открытые задачи. Сразу скажу, что с половиной из этих ребят мы занимались весь прошлый год. Конечно, за лето они порядком забыли про ИКР, Ресурсы и прочие премудрости. Я специально не стала ни о чём таком напоминать. Мне было интересно посмотреть, стали ТРИЗовские инструменты неотделимой частью их мышления или же пока это чужеродный механизм.

Задачи я брала из книги А. Гина и И. Андржеевской «150 творческих задач о том, что нас окружает».

Первая задача вот такая: «Один человек каждое утро ел на завтрак одно яйцо. Откуда он брал яйцо, если известно, что у него не было ни одной курицы, он никогда не покупал куриные яйца, он никогда ни у кого их не одалживал, никогда их не крал и никогда не получал их в подарок?»

Дети снова начинают тянуть руки. Я опять останавливаю их и прошу сначала подумать командой. Времени осталось немного, поэтому на задачу всего 7 минут.
Команда со старшими детьми пытается обсуждать. У второй команды, в которой трое первоклассников и один мальчик из 4 класса, вообще не получается собраться. Двое мальчишек постоянно уводят команду с пути размышлений на путь развлечений: шутки, хохот, карикатуры. Один из первоклашек всеми силами старается собраться и что-то придумать. При решении первой задачи у него так и не получилось это сделать.

В итоге через 7 минут первая команда даёт 4 жизнеспособные версии. А другая команда повторяет их с небольшими изменениями.

Вторая задача такая: «Почему, испугавшись, лошадь фыркает?»

Уже все дружно включаются в обсуждение. И вторая команда, не набравшая баллов в предыдущем раунде, становится потише. В какой-то момент шутники замолкают и первоклашка-решатель придумывает очень хорошую версию! Я помогаю ему «сохранить» и зарисовать её.

В итоге во втором раунде есть опять 4 идеи у первой команды и одна – у второй. И пусть это несправедливо, но я даю им практически одинаковое количество баллов. Для второй команды даже это одно решение – явный прорыв, почти подвиг!
2

Занятие подходит к концу. Дети из проигравшей команды расстроены, но не все. Вернее, расстроен сильно только мальчик-решатель, но с каким-то нечеловеческим усилием на перерыв он уходит спокойно. Остальные мальчишки не переживают и продолжают шутить.

Мне очень любопытно, как они будут делиться на команды следующий раз, да и как будет проходить сам креатив-бой.

3
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Евгений

    Такой интересный подход к обучению, я думаю дети в восторге

  2. Наталья

    Ксения, здравствуйте. А можно участвовать в вашем коеатив-бою? Мы иногда бываем в раменском на выходных.

  3. Ксения Несютина

    Да, конечно, приезжайте! По суббота в 10:00, Красноармейская 25а, центр БольшиеМаленькие. Только заранее напишите, что придете.

Оставить свой комментарий