Мамина школа Триз Занятие-13.Айболит и поезд времени

Занятие-13.Айболит и поезд времени

Сегодня я расскажу, почему мы долго не занимались ТРИЗ (Если хотите узнать, что такое ТРИЗ для детей — вам сюда) и поделюсь наработками нашего очередном занятии из этой серии. Ознакомиться с нашими прошлыми играми можно здесь.

Перерыв в ТРИЗ играх

Наконец мы опять вернулись к ТРИЗ играм-занятиям после большого перерыва связанного с приездом наших бабушек и дедушек.

С одной стороны я всегда » завидую» тем у кого бабушки живут рядом: и родители имеют свободное время и дети получают дополнительное внимание; особенную любовь и заботу.

С другой стороны, если бабушки далеко можно 2 раза в год ездить к ним в гости и каждый раз это захватывающее приключение. А для Глеба еще и возможность целых 24 часа ехать в поезде! Даже за такое длинное путешествие он не устает и в конце все равно с печалью говорит: “Уже приехали? А когда еще поедем?” Кстати, однажды мы ездили в Дивногорье, и хотя Марку был всего год — ребятам очень понравилось в поезде.

ТРИЗ для детей. Игра началась

Мы часто играем по сюжету сказки и сегодня взяли сказку, как говорит Глеб “для Марка”. Он ведь любит сказки с боле оригинальным и закрученным сюжетом. Но оказалось, что игра была интересна именно Глебу.

Для начала мы с Марком и Глебом прочитали эту сказку Чуковского.

Затем спустились на пол и начали строить домик, дерево — из LEGO и слепили Айболита из пластилина.

Иногда играя я говорила фразы из сказки:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица…

Да-нетка

И вот вылечив изрядное количество зверей, к нему пришла кошка и говорит: “Айболит я забыла одно слово, но ты точно его вспомнишь, потому что оно связано с лечением

игры ТРИЗ

Наш айболит под деревом

И мы с Глебом начали пытаться помочь кошке и Айболиту его вспомнить. Задача Глеба была задавать вопросы на которые можно ответить “да” или “нет” и которые бы не были вопросами о конкретном предмете, а относились к определенному свойству.

Например вопрос: ”Его пьют внутрь? (съедают)” — хороший. А вопрос: “Это таблетка?” — плохой, так как не дает никаких знаний о предмете, кроме того, что это не таблетка. Но ребенок скорее всего будет тяготеть к конкретике, а не пытаться выяснить множетсво, к которому принадлежит загаданный объект.

Я загадала слово “шприц”, и вот какие вопросы задавал Глеб:
Это вкусное?
Оно из железа? Из дерева? Из пластмассы?
Это ингалятор?
Дальше был ступор. Скорее всего потому, что Глебу никогда не делали уколы и он чаще встерчается с кондитерским шприцом, чем медицинским.
Кошка начала подсказывать: это так больно и неприятно УКАЛЫВАЕТ, но если сильно заболел приходится это использовать.
И тут уже Глеб конечно догадлся! (Потом по дороге к зубному врачу, еще много слов загадаывал Глеб, а я отгадывала)

Кстати полгода-год назад Глеб задавал только конктреные вопросы в этой игре и с трудом объеденял предметы по свойствам.

Ложка дегтя в бочке меда и наоборот

Кошечка сказала, что ей прописали уколы этим самым шприцем и для этого ей придется лечь в больницу. А ведь в больнице так плохо! Но вдруг один из больных — зайчик — начал спорить нет, что в больнице хорошо, потому что можно отдыхать и ничего не делать.

Задача Глеба была найти сначала все плохие стороны болезни, а потом все хорошие. В конце Айболит сказал: “Получается когда болеешь хорошо, потому что о тебе заботятся, можно лежать и весь день читать книжки, не надо ходить на айкидо (версия Глеба). А плохо, потому что надо пить лекарства, нельзя много гулять, болит горло или еще что-то.

Живое или не живое

Теперь Айболит рассказал почему он лечит только живых зверят и, что несмотря на то, что растения и деревья тоже живые, они очень отличаются от животных и человека.

А потом поиграли в игру — живое/не живое. Когда я говорила живое существо — заяц, ворона, червяк — надо было бегать и прыгать. Когда же я говорю неживое — стол, машина, дом — то надо застыть.

Поезд времени и путешествие по векам

А теперь Айболит рассказал, что его друг — изобретатель придумал машину будущего и прошлого. Глеб меня сразу поправил, что лучше бы он изобрел не машину времени, а поезд времени. Поэтому пришлось “модернизировать” машину в поезд.

Наш поезд состоял из кучи подушек и одеяла сверху и мы полетели сначала в прошлое. Попав в древние времена, мы с Айболитом первым делом пошли в больницу. Но ее не нашли! Оказывается раньше не було больниц! Оказавается, раньше люди очень много болели и умирали, но не догадались построить больницу, да и докторов, таких как сейчас, не было.

Глеб старался догадаться почему так было, и что есть сейчас чего не было в прошлом.

Полетев в будущие, мы соответственно придумывали, как сделать, чтобы люди вообще не болели. Вот, что предложил Глеб:

Люди научились светить на себя специальными лучами и все болезни проходят. Даже не надо делать операции, если сильно заболел — можно просто посветить через кожу как рентген и всё выздоравливает.

Кроме того, погуляв по будущему, мы нашли усовершентсвованные предметы. Рассуждали примерно так: раньше люди пользовались веником, потом появился пылесос, а теперь появился “грязеотталкиватель”, он не пропускает грязь и пыль снаружи и поглощает ту, что появляется в доме. Конечно же нашли в будущем усовершенствованный поезд. Он моментально доставляет всех на место назначения, но не делает этого, потому что так скучно. А чтобы не было скчуно, он в конце катает всех по самым красивым рельсам, мостикам и тоннельчикам =)

Заключение

А потом мы поехали к зубному врачу: вот где понадобилось нам поискать все хорошее и плохое. Правда, Глеб тяготел исключительно к нахождению плохого в существовании стоматологов. Но к счастью последний раз пойдем в пятницу: ставить постоянную пломбу.

Я планирую постоянно выкладывать рассказы о наших ТРИЗ-занятиях. Буду рада, если вы присоединитесь к нашим играм: для этого можно подписаться здесь.

13
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Mimimama

    Как всегда — очень и очень интересные игры и занятия! Спасибо!

  2. Анна

    Про динамический вариант живого/неживого — уверена моему сыну это понравится :)) Поиграем сегодня после сна.

  3. Виктория

    Ксенья, у меня к вам вопрос про занятия. У меня месяц назад родилась дочка вторая, первой 2года и 9 мес., почти такая разница как у вас у Глеба и Марка, вот хочу узнать, когда вы находили время для занятий с Глебом? Или я спешу и стоит еще подождать, пока малышка чуть подрастет? Просто до рождения младшей мы со старшей все время во что-нибудь играли и занимались всякими интеллектуальными играми, а сейчас времени просто нет. Про то, что нужно купить слинг уже подумала и заказала, вот жду. Правда, я понятия не имею как у меня получится ее туда посадить и покормить и гулять еще, но ваша статья меня приободрила, потому что в коляске мы не хотим лежать дольше 15 минут. А со старшей тоже хочется гулять.

  4. Ксения Несютина

    Вика, очень рада, что статья помогла немного. Хотя бы попробовать найти «другое» решение проблемы. Насчет, того, что не знаете как ее посадить в слинг — не думали вызывть консультанта. Мне показалось, что этот опыт лучше всего перенимать именно лично. Даже так сложно научиться, а уж самому совсем наверное не реально. Много раз слышала — кпили слинг, старались — ничего не вышло.
    Насчет занятий: сейчас самая главная задача наладить быт, недопустить ревности между детками, сделать семейную жизнь легкой и спокойной. Не нужны сейчас занятия. Старайтесь хотя бы 15-30 минут в день посвятить только старшему ребенку (пока малышка спит, например). В это время делайте только то, что нравится вам обоим — просто играйте, просто читайте, обнимайтесь, дурачьтесь.
    Для страшего ребенка сейчас достаточно сложный период и он многому учиться в бытовом и эмоциональном плане. Сконцентрируйтесь пока на этом. ТРИЗ и другое от вас не уйдет, а вот воспитание сестринской любви, сопереживания, сочуствия, помощи маме и самостоятельности можно упустить.

  5. Анна

    Давно приглядываюсь к ТРИЗ, интересно. А младший у вас участвует в занятиях?

  6. Виктория

    Большое спасибо за ответ! Да, уже поняла, что точно буду вызывать консультанта. А на счет занятий теперь расслаблюсь, спасибо за совет! Буду просто стараться хоть немного со старшей побыть наедине!

  7. Ксения Несютина

    Анна, на уровне игры участвует. То есть в этой игре он лечил зверей, укладывал их спать, давал лекарство, залепил «гипсом» (пластилином) ножку ослику. А ТРИЗ по-моему не раньше 3-4 лет можно начинать пробовать в виде таких вопросов и игр.

  8. Елена

    Очень интересно. Оказывается, играя в Айболита, можно очень тактично совмещать еще несколько игр на развитие ребеночка. Мне очень понравилась идея, особенно на поиск свойств различных предметов.

  9. Елена

    интересные игры) поиграем с дочкой

  10. Юлия (moreidey.ru)

    Ксения, отличное занятие! Очень интересное и полезное! Мы тоже с дочкой играем похожим образом.
    Занятие с огромным удовольствием приму в проект, добавляйте ссылочки!

  11. Елена

    о, как это знакомо — наши бабушки тоже далеко и мы к ним ездим раз в год. А игры такие — симбиозные — действительно здорово развивают ребенка. Учтем.

  12. Ольга

    Очень интересные занятия!

  13. Валерия

    Ксения, спасибо за идеи! Отличные игры — интересно и полезно, и действительно заставляет думать, размышлять, обязательно завтра поиграем с мелким!

Оставить свой комментарий