Мамина школа Настольные игры и игрушки "ТРИЗ-настолки": как мы развиваем творческое мышление во время настольных игр

"ТРИЗ-настолки": как мы развиваем творческое мышление во время настольных игр

Здравствуйте, друзья!

На занятиях ТРИЗ (как и на математике) мы каждый раз играем в настольные игры. Вообще, сейчас, когда начала вести ТРИЗ, поняла, что многие игры нужно совсем чуть-чуть изменить, чтобы они, кроме логики, стали задействовать еще и творческое мышление. Кроме очевидного плюса — в работу включается «выдумка и изобретательность» — есть еще один: дети перестают стесняться и быстрее включаются в работу.

Какие настольные игры мы используем

Однажды в сказке

Это даже не настольная игра, а просто набор карточек от издательства МИФ, по которым можно придумывать сказку. Главное, в самом начале развернуть сюжет так, чтобы по максимуму снизить психологическую инерцию и дети не вспоминали старые, давно известные сказки, а придумывали свои.

P1120468

Вот начало нашей истории:

Однажды археологи откопали большой старинный замок. В нем хранилось множество необычных нарядов. Двое ученых решили нарядиться и почувствовать себя королем и принцессой…

Уже такое, необычное начало (вместо «жили-были король с королевой»), позволило сдвинуть мышление детей с мертвой точки и получилась интересная сказка!

Story cubes
Игра очень похожа на предыдущую, только вместо карточек — кубики. Истории сочинять сложнее — нет четко заданной рамки. Все что требуется: в свой кусочек рассказа надо вплести какой-то выпавший предмет. Истории получаются интересными, если учитель (или родитель) справился со “своими шаблонами” .

P1120469

С этими же кубиками мы с детьми отрабатывали прием фантазирования “Увеличение-уменьшение”. Для этого ребенок выбирает себе один кубик из story cubes и берет кубик со знаками +\-. Далее, кости выбрасываются, если выпадает «+», то выпавший предмет надо увеличивать и стараться придумать, как это увеличение повлияет на предмет, искать его новые полезные свойства, а если «-«, то тоже самое, но предмет уменьшаем. Например, у Марка выпала такая комбинация:

P1120470

А вот его устное “изобретение”: Огромный магнит, который размещают в начале дороги и он притягивает автомобили и велосипеды, так что они едут благодаря притяжению, без мотора! А чтобы ехать в обратную сторону, надо развернуть магнит в машине, чтобы она начала отталкиваться. 

Мягкий знак и Головоноги
Две отличные игры от издательства “Простые правила”. В игре мягкий знак, участники по очереди тянут карточки со свойствами предметов и придумывают к ним соответствующие предметы. Например, что может быть мягким — масло, платок, подушка, знак.

P1120474

В игре «Головоноги» надо придумывать имена головоногам и запоминать их. Иногда рассказываю детям, что можно придумывать “по-хитрому”: подмечать у головонога незаметную деталь и придумывать имя, исходя из нее. Потом другие быстро забывают имя, а ты помнишь, потому что в твоем имени есть логика и ассоциативность!

Баусак
Суть игры: по очереди добавлять фигурки к постройке, чтобы она не упала. У нас было еще одно задание. Перед тем как добавить свою фигуру к общей постройке, ребенок должен придумать на что она похожа. Тут важно тоже показывать ребенку, как выходить за пределы очевидного. Например, Марина тут же выдала: “Этот кубик похож на кубик”. Чтобы приглушить “капитана очевидность”, я сразу же использую 1-2 приема фантазирования. Например, дробление-объединение: если к этому кубику добавить другую фигуру (беру тут же из кучи), на что станет похоже? И о чудо! Сразу становится понятно, что это не просто кубик, а  “забиватель от молотка”.

P1120476

P1120477

 

Вообще, во многих «настолках» можно добавить элемент “придумай или объясни” и они становятся неоценимыми помощниками в деле развития творческого мышления.

 

Ксения Несютина

1
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Анастасия

    Ксения, спасибо за знакомство с такими увлекательными играми и вариантом их использования! сразу захотелось поиграть 😉

Оставить свой комментарий