1 | 11/1/2017
ТРИЗ-суббота №11: квест по поиску страны новогодних игрушек
Здравствуйте, друзья!
Это еще одно декабрьское занятие, о котором я не успела рассказать в прошлом году. С дошколятами у нас опять был ТРИЗ-квест, где мы искали страну новогодних игрушек. А в старшую группу пришло всего 2 человека, но зато как раз тех, кто постоянно посещает занятия и любит подумать, поэтому мы “оторвались на полную”: решали изобретательские задачи, разгадывали да-нетки. Но давайте по порядку.
Дошкольники
Все начинается с того, что несколько игрушек узнают о том, что они сломаны и на елку их вешать не будут в этом году. Поэтому они решают убежать в страну новогодних игрушек — туда, где всегда Новый Год и любят любые игрушки даже сломанные. (Сюжет книги «Путешествие Новогодних игрушек» Е. Ракитиной)
Первым делом мы с детьми поговорили и нарисовали так называемую географическую матрешку. Начинаем с комнаты в которой находимся, потом вокруг нее рисуем дом, дом находится на улице, улица — в г. Раменском и так далее. Такой системный взгляд хорошо структурирует мышление: ребенок понимает, что каждый “объект” находится внутри более сложного объекта
Карту нарисовали и теперь надо помочь игрушкам найти свою страну. Одна проблема: игрушки хотят путешествовать не в душной коробке, а так, чтобы им было “все видно”. Начинаем придумывать, как нести игрушки, так чтобы они могли смотреть по сторонам. Вот несколько идей от детей:
- Нести в руках (минус — руки будут заняты)
- Открыть крышку у коробки (минус — не удобно и могут рассыпаться)
- Положить в пакет (Уже лучше, но сами игрушки могут еще больше сломаться)
- Повесить на палку и ее нести на плечах (Очень интересное решение, пробуем осуществить, но палку тоже приходится придерживать руками)
После того, как ребята осмотрели себя на предмет поиска ресурсов на своей одежде и своем теле, стали появляться еще более сильные и интересные решения:
- Привязать за ниточку к молнии
- Девочкам — привязать к волосам
- Положить в карман и сделать небольшие дырочки “для глаз”
Я стараюсь для таких упражнений оставлять вариативность, чтобы дети могли попробовать любой из придуманных способов или даже использовать несколько, а не стараться подтолкнуть их к ОДНОМУ мною задуманному ответу.
-
Следующее задание для детей: мысленно попутешествовать по своей квартире и найти там все предметы, у которых НЕТ составных частей. Мы уже несколько раз касались темы поиска из каких частей состоит предмет. Но вот оказывается есть такие предметы, как камень, или мел, или мыло, у которых как будто нет никаких частей. Они сами — одна большая часть. (Конечно, современные дети сразу вспоминают про атомы и молекулы, но более крупных частей у этих предметов действительно нет)
-
Блуждая в поисках нашей страны, дети нашли гору мусора: крышки, фантики, банки. Из этого добра каждый сделал по новой новогодней игрушке. Учимся использовать ресурсы, имеющиеся под рукой. И как оказалось мусор — отличный ресурс для изготовления украшений.
-
Но пока мы все это мастерили, сорока унесла одну из наших игрушек. Чтобы она вернула игрушку надо придумать смешные фразочки. Мы записывали слова из 3 букв и потом придумывали предложение, так чтобы каждое слово в нем начиналось на букву в предложении:
РАК — рвет акула кактус
ЗУБ — зеленые усы блестят
ШАРФ — шепчет апельсин рыжему финику (Тут же началось обсуждение, что апельсин может шептать финику =))Эта игра — отличный способ расслабиться и немного отдохнуть от придумывания. Для дошколят такие паузы просто необходимы, иначе они устают и сильно скатываются к шаблонам.
-
В конце мы нашли Деда Мороза, который рассказал о том, что страна новогодних игрушек есть в каждом доме. Это елка, на которой висят игрушки и которая радует детишек. Дети немного подумали как скорректировать карту, которую нарисовали в начале: ведь выходит что «страна» оказалась в доме!
А потом играли с картонной елочкой, украшая ее маленькими игрушками.
Школьники
Со старшими ребятами начали тему «Системного оператора». На прошлом занятии немного попыталась поиграть в поиск систем и надсистем. Получилось скучно. Понятно, что это как-то бессмысленно просто перечислять из чего что-то состоит.
На этом занятии сделала по-другому. Мы начали решать изобретателськие задачи и по ходу стараться определить надсистему и подсистему и найти инетерсное усовершенствование их.
Например, проблема: Маленькие дети иногда глотают мелкое лего. Как этого избежать?
Вот наша схема и решения, которые получились на каждом уровне. Дети явно почувствовали “вкус” к такого рода задачам и размышлениям. Так что взяла на заметку, сказки-сказками, но еще надо как можно чаще обращаться к реальному опыту и жизни детей.
С уважением, Несютина Ксения
Ксения спасибо, что делитесь своими интересными наработками!!! Кладезь идей и вдохновения для наших занятий!!