Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота №15: Учимся формулировать Идеальное Конечное Решение

ТРИЗ-суббота №15: Учимся формулировать Идеальное Конечное Решение

Здравствуйте, друзья!

Описываю очередной субботнее ТРИЗ-занятие.
Это занятие я опять проводила в формате мастера-класса. На этот раз дети учились формулировать ИКР — идеальное конечное решение.

Поиск ИКР -один из этапов решения изобретательских задач, позволяющий сначала сформулировать идеальное решение и только потом найти его.

Чтобы дети, быстрее освоили этот метод  и стали применять в жизни, его оживили. У нас был человечек по имени Мастер САМ, который советовал всегда искать такое решение, где нужное нам действие выполняется САМО.

Первым делом мы натренировались на сказках и реальных жизненных ситуациях: искали разные явления, которые происходят сами.

  • Сами опадают листья

  • Сами текут реки

  • Само светит солнце

IMG_0824Проектировка «самодвижущейся» машины

После этого у нас было 2 реальные жизненные задачки, которые надо было решить с использованием совета Мастера Сама:

На веревке подвешено два ведерка. Надо “как-то” получить содержимое верхнего ведра. Сначала ребята, конечно, кинулись карабкаться по лестнице — это первое что приходит в голову. Но как говориться, часто настоящее мышление начинает работать, когда все очевидные ответы закончились. Мы воспользовались советом Мастера САМ и начали думать, как сделать так, чтобы ведро САМО к нам спустилось. И тут посыпались идеи:

  • Обрезать нитку, которая его держит
  • Опустошить нижнее ведерко
  • Притянуть магнитом
  • Как-то утяжелить верхнее ведерко, например из шланга налить в него воду.
  • Тоже утяжелить ведерко, накидав в него шишек или яблок

IMG_0818

Untitled

Вторая задача была такая. Есть забетонированный сосуд, в котором плавает на дне что-то ценное. У нас роль ценности выполняла пробка. Надо эту пробку из сосуда извлечь.

IMG_0826
Здесь первое решение  — перевернуть сосуд — не работало ) Второе решение, которое выдают 99% людей: «чем-то подцепить». Как только сформулировали ИКР — пробка сама выскочит из бутылки, оригинальные решения начали приходить сами:

  • Наполнить водой и пробка сама выйдет
  • Влить в сосуд горючую взрывную смесь или какой-то химический раствор
  • Рашид долго уточнял, уровень до которого наш сосуд забетонирован, и потом выдал решение — просто обрезать верхушку, тем самым расширив горлышко и просто достать пробку. Тоже годится! Хотя это явно не ИКР, но важно чтобы ИКР помогал, а вводил дополнительные ограничения на полет мысли.
  • Кто-то опять вспомнил магнит, но пробка-то не липнет к магниту… Поэтому решение пришлось дополнить — воткнуть в пробку гвоздь и потом уже притянуть сильным магнитом.

В конце, как обычно, слушали историю из обычной жизни обычного ребенка и старались найти в ней ситуации, где мог бы помочь Мастер САМ. Кстати, на этот раз практически все дети включились и стали переносить эти ситуации на собственную жизнь, вспоминая свои проблемки:

  • Младший брат и кричит и мешает смотреть мультик. Надо чтобы он САМ перестал кричать
  • Надо есть невкусную кашу. Надо чтобы каша САМА исчезла, а я стал САМ сыт
  • Не хочется убирать игрушки. Надо чтобы игрушки САМИ убирались.

 

Считаю, очень важным, чтобы дети начали переносить эти методы с абстрактных задач, на реальные, которых полным — полно в нашей жизни.

С уважением Несютина Ксения

Оставить свой комментарий