Мамина школа Триз ТРИЗ-суббота №16: "Поиск кислых парочек"

ТРИЗ-суббота №16: "Поиск кислых парочек"

IMG_0856

Здравствуйте, друзья.

В эту субботу познакомились с еще одним методом ТРИЗ. Поиск конфликтующей пары — КП. В адаптации для детей РА ТРИЗ предлагает использовать понятие “кислая парочка”.

kp

Детям легче всего  объяснить это на примере сказок. Например, репка. Здесь КП —  это дед и репа. Дед хочет вытянуть репку, а репка хочет остаться в земле. Или колобок: лиса хочет съесть колобка, а колобок хочет остаться “живым”. Практически в любой сказке есть какая-то конфликтующая или «кислая» парочка. Поэтому первую часть занятия мы исследовали сказки и искали вот такие парочки.

После того, как найдена КП, на помощь решателям-изобретателям приходит Мастер САМ. Он помогает советам ОБОИМ частям кислой парочки. Например,

  • Для репки: Надо чтобы репка САМА вылезла из земли
  • Для старика: Надо, чтобы старик САМ вытащил репку, без помощи Жучки или Внучки.

Лучше всего ребята включились в игру “Покажи кислую парочку”. Вытягиваем карточку и пытаемся изобразить конфликтную ситуацию. Например, сосед сел на твой стул или ты оказался в запертой комнате.

IMG_0852

Дальше была небольшая история из древности, которую я постаралась продемонстрировать в качестве эксперимента: один мужик получил по наследству мешок соли. В давние времена соль очень ценилась. Потащил он мешок на рынок — продавать.  Шел полями и лесами и вот подошел к реке. Решил мужик перейти реку в брод. Идет и чувствует, как легче становится его мешок. Сначала он конечно обрадовался, но как вышел оказалось, что мешок на половину пуст. Куда пропала соль?

В качестве мужика был лего-человечик, мешок — чайный пакетик, в который насыпали соль.

IMG_0853

В этой ситуации тоже искали  КП. Тут мнения детей разделились. Кто-то считал, что КП — это вода и соль.  Кто-то думал, что это мешок и вода. Были и те, кто думал, что КП —  это мужик и река. Здесь было важно дать детям возможность поспорить и доказать свою точку зрения. Самое интересное, что каждый из детей придумал удачное решение для примирения свой кислой парочки.

Вот какие решения получились у детей:

Вода САМА не мочит соль или Соль САМА не размокает. ТАкое может быть, если покрыть соль маслом или каким-то водоотталкищем раствором.

Мешок САМ не пропускает воду. Вода САМА не проникает в мешок. Обложить мешок листьям или обмотать корой дерева. Это пожалуй самое интересное и реалистичное решение

Мужик САМ не лезет в реку. Река САМА не пускает мужика. Найти мостик, перекинуть бревно, сделать плот. Или мужик увидел, что река полно акул и крокодилов ))

В конце каждого “мыслительного” мастер-класса мы с детьми пытаемся применить этот метод к своим проблемам. Для этого я рассказываю небольшую историю, которая так или иначе похожа на жизнь обычно ребенка. Дети обычно включаются и начинают вспоминать истории из своей жизни, когда им могла бы помочь КП и Мастер САМ.

IMG_0854

В этот раз было:

Рашид: В детском саду другой мальчик испортил батарейку и меня “чуть” не ударило током. КП: я и ток. (Вот такие опасные игры у детей в саду =))

Лада: я ехала в машине и захотела яблоко.  КП: я и папа, потому что у него яблока не оказалось

Глеб: Во время прогулки снег забивался мне в ботинки. КП: ботинки и снег.

С уважением Несютина Ксения

Оставить свой комментарий