17/2/2017
ТРИЗ-суббота №16: "Поиск кислых парочек"
Здравствуйте, друзья.
В эту субботу познакомились с еще одним методом ТРИЗ. Поиск конфликтующей пары — КП. В адаптации для детей РА ТРИЗ предлагает использовать понятие “кислая парочка”.
Детям легче всего объяснить это на примере сказок. Например, репка. Здесь КП — это дед и репа. Дед хочет вытянуть репку, а репка хочет остаться в земле. Или колобок: лиса хочет съесть колобка, а колобок хочет остаться “живым”. Практически в любой сказке есть какая-то конфликтующая или «кислая» парочка. Поэтому первую часть занятия мы исследовали сказки и искали вот такие парочки.
После того, как найдена КП, на помощь решателям-изобретателям приходит Мастер САМ. Он помогает советам ОБОИМ частям кислой парочки. Например,
- Для репки: Надо чтобы репка САМА вылезла из земли
- Для старика: Надо, чтобы старик САМ вытащил репку, без помощи Жучки или Внучки.
Лучше всего ребята включились в игру “Покажи кислую парочку”. Вытягиваем карточку и пытаемся изобразить конфликтную ситуацию. Например, сосед сел на твой стул или ты оказался в запертой комнате.
Дальше была небольшая история из древности, которую я постаралась продемонстрировать в качестве эксперимента: один мужик получил по наследству мешок соли. В давние времена соль очень ценилась. Потащил он мешок на рынок — продавать. Шел полями и лесами и вот подошел к реке. Решил мужик перейти реку в брод. Идет и чувствует, как легче становится его мешок. Сначала он конечно обрадовался, но как вышел оказалось, что мешок на половину пуст. Куда пропала соль?
В качестве мужика был лего-человечик, мешок — чайный пакетик, в который насыпали соль.
В этой ситуации тоже искали КП. Тут мнения детей разделились. Кто-то считал, что КП — это вода и соль. Кто-то думал, что это мешок и вода. Были и те, кто думал, что КП — это мужик и река. Здесь было важно дать детям возможность поспорить и доказать свою точку зрения. Самое интересное, что каждый из детей придумал удачное решение для примирения свой кислой парочки.
Вот какие решения получились у детей:
Вода САМА не мочит соль или Соль САМА не размокает. ТАкое может быть, если покрыть соль маслом или каким-то водоотталкищем раствором.
Мешок САМ не пропускает воду. Вода САМА не проникает в мешок. Обложить мешок листьям или обмотать корой дерева. Это пожалуй самое интересное и реалистичное решение
Мужик САМ не лезет в реку. Река САМА не пускает мужика. Найти мостик, перекинуть бревно, сделать плот. Или мужик увидел, что река полно акул и крокодилов ))
В конце каждого “мыслительного” мастер-класса мы с детьми пытаемся применить этот метод к своим проблемам. Для этого я рассказываю небольшую историю, которая так или иначе похожа на жизнь обычно ребенка. Дети обычно включаются и начинают вспоминать истории из своей жизни, когда им могла бы помочь КП и Мастер САМ.
В этот раз было:
Рашид: В детском саду другой мальчик испортил батарейку и меня “чуть” не ударило током. КП: я и ток. (Вот такие опасные игры у детей в саду =))
Лада: я ехала в машине и захотела яблоко. КП: я и папа, потому что у него яблока не оказалось
Глеб: Во время прогулки снег забивался мне в ботинки. КП: ботинки и снег.
С уважением Несютина Ксения