Мамина школа Триз ТРИЗ-субботы "по-новому"

ТРИЗ-субботы "по-новому"

Здравствуйте, мамы и папы. Опять сделала большой перерыв в рассказах о наших ТРИЗ-субботах. Но сейчас они стали такими яркими и насыщенными, что просто грех не поделиться этими новостями!

И еще, мне кажется я нашла тот формат урока, который мне нравится больше всего и который дает максимальную отдачу! Обо всем по порядку.

Некоторое время назад я познакомилась с замечательным учителем — Алексеем Униковым. Он, как и я ведет группы по развитию творческого мышления. Сначала я просто читала его рассказы о занятиях с детьми. Потом мы познакомились лично: мне очень хотелось перенять положительный опыт преподавания, тем более что он сильно отличался от моего и классического ТРИЗа. Во-первых, Алексей использует алгоритмы ТРИЗ по минимуму. А, во-вторых, многие упражнения вообще не имели никакой “игровой оболочки”. В общем пообщавшись очно и заочно, я решила попробовать провести похожее занятие. Ведь я все равно находилась в творческом поиске “нужного формата”.

Мы просто сели с детьми за парты и я предложила найти интересный предмет и задавать про него вопросы. (Да-да, просто задавать вопросы про предмет. Вместо того, чтобы показывать фокусы и проводить сложные эксперименты, как раньше)

Честно, я была готова к тому, что дети позадают вопросы в течение 3 минут и разбегутся “по своим делам”, но попытка не пытка. И вот мы взяли какую-то приглянувшуюся погремушку из коробки для малышей и стали придумывать про нее вопросы. Кстати, я настолько боялась, что дети не захотят выполнять такое “скучное” задание, что заготовила специальные бонусы. За каждый вопрос — получаешь звездочку.

IMG_0885Исследуем погремушку

 

IMG_0887Исследуем цветок

Сначала медленно, но потом все активнее и активнее дети стали описывать нашу вещицу, ревностно прося звездочку взамен. Но потом процесс вдруг пошел лавинообразно, быстро, стремительно, интересно и детей так это увлекло, что они забыли про звездочки и награды.

Трудно описать все идеи, который сыпались от детей. Но честно говоря, их в сумме было больше, чем за все предыдущие занятия вместе взятые.

После того, как дети исчерпали очевидные вопросы, начали появляться все более мудреные. Например, вот вопрос Никиты (5 лет):

“Что будет с этой погремушкой, если она окажется под землей на миллион лет?”

И тут же предположения:
— сгниет,
— нет пластмасса не гниет, но колокольчики поржавеют,
— наверное в пыль рассыпятся, как мумии,
— а краска испариться.
— испаряется — пар. А под землей куда ей испариться? Она останется!

Вот такой познавательно-исследовательский диалог начал получаться у детей в 5-6 лет.

На следующем занятии мы решили изобрести робота. Да, именно решили все вместе, потому что я вдруг поняла, как делать хорошие экспромты из занятий и не стараться втянуть ребят в нужные мне задания и упражнения, даже, если они игровые и супер интересные (как мне кажется). А делать то, что хочется группе, и параллельно подключать нужные элементы.

IMG_1220

Сначала было решено нарисовать схему к нашему роботу. Дети должны были смотреть по сторонам, находить любой предмет в комнате и стараться придумать, как его можно связать с роботом и использовать в нашем роботе. Например:

Цветок — робот у которого есть полочка для цветов. Они украшают робота.
Яблоко — робот умеет отжимать сок из яблок
Кот — у робота есть мягкая, пушистая часть, на которой можно лежать…

IMG_1219

IMG_1221

Все свои идеи дети рисовали на отдельных листах бумаги и приклеивали к большому чертежу робота. Получилось много окошек и раскладушек. Дети были счастливы, что робот получился динамичным и изменяющимся!

С уважением, Ксения Несютина

1
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Евгения

    Я мама двоих девчонок, надо будет провести такое занятие. Как оно хорошо развивает фантазию

Оставить свой комментарий