Воспитание Насколько опасна низкая самооценка?

Насколько опасна низкая самооценка?

насколько опасна низкая самооценка

Случалось, ли вам успокаивать ребенка, когда у него что-то не получилось? Как вы это делаете? Я лично не задумывалась как “правильно” отреагировать на неудачу ребенка, считая, что главное, чтобы плохое настроение сменилось хорошим.
 
Вот, например, вчера мы играли в настольную игру. И Глеб проиграл. Сказать честно, он часто проигрывает, потому что играем на равных. И вот, когда он сказал: “Ну почему я всегда проигрываю?!” у меня щелкнуло. Сначала я не поняла, что мне так не понравилось в этой фразе. А через время осознала, это было слово “всегда”.
 
Вообще многие современные родители панически боятся низкой самооценки. Нынче принято считать, что все беды именно из-за этого: плохо учится, связался с плохой компанией, имеет маленькую зарплату, неудачно женился (вышла замуж) — все из-за низкой самооценки.
 

Я решила расставить приоритеты

 
Так гораздо легче придерживаться нужной линии поведения.
 
1" Мне кажется, что самооценка — это побочный продукт успеха или неудачи. Но есть и другое мнение. Есть родители для которых самоуважение и чувства ребенка — главное. А то, как на самом деле ребенок справляется с задачей — второстепенные вещи. Как вам кажется: важнее самоощущение или реальная удача/неудача?
 
2 Знаю по себе, что если все сразу получается — то не считаешь удачу удачей. А вот если потеешь над чем-то, переступаешь через “не получилось” и идешь дальше, то эйфория от успеха никогда не сравнится с лживыми словами: “Ты хорошо играл!” или “Почти получилось — не переживай, тебе чуть-чуть не повезло”. Подавляя чувство неудовлетворенности, не получается ощутить в полной мере свою состоятельность. А самое главное, не возникает даже этого желания!
 

Вместо дежурных фраз

 
Я набросала для себя главные моменты, которые должны присутствовать, когда вы видите, что ребенок пережил неудачу и расстроен.
 
1" Скажите о том, что проблема временная. Фраза “Тебе надо улучшить навыки счета и тогда ты выиграешь” показывает направление движения и четко указывает, на непостоянность проблемы.
 
2 Не вешайте ярлыки! Недавно на улице я сидела на лавочке рядом с дедушкой и маленькой внучкой. Мои дети катали машинки на радиоуправлении. Девочка повернулась к дедушке и спросила: “Дедушка, я тоже хочу так попробовать” Дедушка: “Это игрушка для взрослых, умных мальчиков.” Сможет ли маленькая девочка когда-нибудь стать “умным мальчиком”? Нет, конечно! Это уже не временная проблема, это — навсегда.
 
3 Нет универсального способа объяснить причину неудачи. Помню в детстве, когда мама злилась на меня (думаю, было за что =)), я часто слышали одну и ту же фразу: “Вся в отца!”. Этой фразой объяснялось наше любое плохое поведение. Сюда же можно отнести фразы: “Всегда ты ноешь!”, “Вечно ты такой неряха”. Только сравните их с фразами “Сегодня ты слишком много ноешь” или “Сейчас ты испачкался слишком сильно”. В каких из них больше оптимизма и веры в будущее?)))
 

И еще одна вещь, которая, как мне кажется, влияет на то, как поступит ребенок, когда столкнется с трудностями.

 
Почему одни идут дальше, а другие опускают руки? По-моему, дело в желании и умении контролировать ситуацию. Дети, которые только научились ходить или ползать — счастливы, потому что наконец научились “контролировать появление интересных предметов в их руках” (а не дожидаться, того, что им дадут родители). Ребенок пяти лет может быть очень воодушевлен тем, что научился сам читать! Ведь теперь он может сам решать, какие сказки читать.
 
Хорошо, когда в жизни есть ситуации, когда ребенок чувствует, что он управляет ей. Но при этом родители должны оставаться главными и решать основные вопросы, не перекладывая ответственности на ребенка. Тонкая грань. Наверное, в этом и состоит искусство быть родителем.
 

С Уважением, Ксения Несютина

 

Оставить свой комментарий