Воспитание Почему дети залипают на гаджетах, но ненавидят читать? И как сделать наоборот

Почему дети залипают на гаджетах, но ненавидят читать? И как сделать наоборот

Знакомая мама жалуется: «Ребёнок ничего не хочет, кроме „Майнкрафта“! И почему дети прилипают так к играм, лучше бы к учебнику математики прилипали!»

Я постоянно работаю с родителями, дети которых утонули в компьютерных играх. Видеоигры вызывают азарт и страстное желание продолжить игру и дойти до конца. Эти же игровые механизмы можно использовать, когда учите ребёнка читать, писать и даже танцевать.

Как выглядит типичное обучение ребёнка

Допустим, родитель решил научить ребёнка читать. Тогда он, скорее всего, будет придерживаться такой схемы обучения:

День 1: Читай!
День 2: Читай!
День 3: Читай!

День 1163: Читай!

То же самое происходит и при обучении математике, физике, истории: каждый день просто уроки на протяжении 11 лет.

Теперь сравните с тем, что ребёнок видит даже в примитивной компьютерной игре:

Уровень 1: Простой лабиринт с монстрами.
Цель: Убить всех монстров и добраться до кольца.
Если цель достигнута: Овации, поздравления и переход на следующий уровень!

Уровень 2: Более сложный лабиринт с летающими монстрами.
Цель: Убить всех летающих монстров и добраться до посоха.
Если цель достигнута: Овации, поздравления и переход на следующий уровень!

Уровень 3: Суперсложный лабиринт с огнедышащими драконами.
Цель: Убить всех драконов и добраться до колодца.
Если цель достигнута: Овации, поздравления и переход на следующий уровень!

Три элемента компьютерных игр, которых нет в обычном обучении

Первый элемент: Ясная, чёткая цель на каждом уровне

Компьютерная игра

В компьютерной игре убить всех монстров или собрать 100 монеток. Ты всегда можешь проверить, добился этой цели или нет. Если добился, то увидишь какой-нибудь синий колодец, или золотой ключ, или просто перейдёшь на следующий уровень. Если нет, то продолжаешь прокачиваться. Глобальная цель разбивается на мелкие, чёткие шаги с понятными задачами. Это похоже на «поедание слона по частям».

Обучение

В обучении не так. Здесь надо просто научиться читать. Если у родителя есть хотя бы какие-то ориентиры: сначала буквы, потом слова, потом — предложения, то для ребёнка это всё остаётся за кулисами. К нему просто каждый день пристают и заставляют читать.

Что нужно сделать с обучением, чтобы задействовать игровую механику:

Если попытаться учесть этот принцип игры в обучении ребёнка чтению, то получатся уровни с определёнными целями:

Уровень 1: Запоминание букв.
Цель: Знать, как читаются все буквы алфавита.
Если цель достигнута: Овации, поздравления, переход на следующий уровень!

Уровень 2: Чтение коротких слов.
Цель: Прочитать любое слово из трёх букв. Или прочитать десять слов, которые я буду писать на доске.
Если цель достигнута: Овации, поздравления, переход на следующий уровень!

В танцах мы с детьми использовали приём «концентрация на ошибке». Допустим, ребёнок, выполняя движение, регулярно допускает четыре ошибки: наклоняет голову, не тянет носок, косолапо ставит ногу, делает слишком широкий шаг. Когда мы начинаем отрабатывать движение, то не стараемся исправить сразу всё. Если так делать, то вы будете регулярно выкрикивать то первое, то второе, то третье. А сам ребёнок будет дёргаться и чувствовать, что где-то он всё равно ошибётся. Гораздо эффективнее, если вы выберете сначала одну ошибку, попросите ребёнка следить только за ней и исправлять её в каждом движении. Это и есть ясная, чёткая цель.

Второй элемент: чёткий переход на новый уровень

Компьютерная игра

Смена экрана, мультяшный ролик, поздравления игрока. Всё, чтобы человек мог гордиться собой за сотню убитых зомби.

Обучение

В школе никто не празднует контрольную и переход к новой теме. Подумаешь, научился умножать в столбик… Казалось бы, можно устроить праздник хотя бы по поводу пятёрок за контрольные. Ведь этим детям есть чем гордиться: они хорошо усвоили материал! Но обычно наоборот: к пятёркам никто не проявляет интереса, а вот двойки оказываются в центре внимания. Это как если бы в игре никто не замечал, что вы прошли весь лабиринт и собрали все бриллиантики. Зато, если вас съело чудовище, устраивался бы разбор самых плохих моментов вашей игры.

Что нужно сделать с обучением, чтобы задействовать игровую механику:

Если попытаться учесть этот принцип в обучении ребёнка чтению, то нужны чёткие переходы с уровня на уровень.

Уровень 1: Запоминание букв.
Цель: Знать, как читаются все буквы алфавита.
Если цель достигнута: делаем печенья в виде букв, зовём бабушек и дедушек и отмечаем это событие.

Уровень 2: Чтение коротких слов.
Цель: Прочитать любое слово из трёх букв. Или прочитать десять слов, которые я буду писать на доске.
Если цель достигнута: Торжественно демонстрируем новое умение папе. Или пишем письмо бабушке, где ребёнок напишет слова, которые умеет читать. Или записываем видео для родственников.

А ещё хорошо, если у нас есть таблица со всеми уровнями, и мы можем каждый раз что-то закрашивать или отмечать.

И это работает не как простая причинно-следственная модель «Если выучишь буквы, то я испеку тебе печенье! Учи усерднее!» Дело не в награде, а в моменте гордости за себя. Где вы видели, чтобы в игре обещали проиграть классную музыку, если ты побьёшь всех монстров? Сама по себе музыка ничего не стоит, как и печенье. Дело в особенном моменте и признании всей семьи!

Волшебную силу переходов поняли в спорте: каратистам выдают пояса разного цвета. Танцоры получают баллы и переходят в новый танцевальный класс.

Ещё один способ вызвать ощущение гордости за свои достижения: записывать на видео, как ребёнок читает, пишет или рассказывает стихотворения. Мы с детьми недавно пересматривали записи их танцевальных выступлений, сделанные год назад. Они были в шоке и в восторге одновременно. «Мам, смотри, как я ужасно разворачивался!», «О, а тут вообще нет чёткости!», «Ой, не верю, что я так правда танцевал». А после вижу, что на тренировку они собираются с горящими глазами. И с азартом рассказывают про то, чему новому научились.

Родителям просто использовать этот механизм: дети постоянно растут и улучшают свои результаты в математике, чтении, спорте! Всё, что надо: включать камеру или диктофон один раз в месяц. А потом иногда прослушивать старые записи.

Третий элемент: предвкушение сложности

Компьютерная игра

Мы знаем, что если пройти первые пять уровней, то на шестом окажутся особенные монстры: синие, светящиеся и с чешуёй дракона. Но до шестого уровня ещё надо дойти. Человек готов преодолевать сложности, пробиваться через каждый уровень, чтобы на новом уровне ему просто разрешили сражаться с сине-чешуйчатыми уродцами! Здесь нет логики, но есть чувства. Ожидание нового удовольствия. Сомнения: достоин ли я, смоги ли я пробиться. Гордость, если достоин.

Обучение

В жизни всё не так. Детей мотивируют логикой: учись читать и сможешь сам себе читать книги. Или учись хорошо, вырастешь и будешь зарабатывать много денег. Если бы такие методы работали, у нас все бы делали зарядку по утрам, ложились спать ровно в 9 вечера и питались только суперполезными суперфудами. Все мы головой понимаем,«что такое хорошо и что такое плохо».

Что нужно сделать с обучением, чтобы задействовать игровую механику:

Если попытаться учесть этот принцип в обучении ребёнка чтению, то нужно создать предвкушение сложности. Чтобы ребёнок ждал, когда он, наконец, перейдёт на уровень чтения книг, и вы сможете прочитать новую книгу про поезда. Сама книга уже стоит на полочке – красивая, блестящая. А может, ребёнок и не дождётся третьего уровня, а сам тайком откроет и почитает её.

Ощущение предвкушения и гордости создаётся средой и особенным отношением к книгам, к чтению. Вы можете заранее рассказать ребёнку, что его ждёт на каком уровне. Или даже сделать визуальные подсказки: когда и чем вы будете заниматься.

Этот же эффект я наблюдаю у своих детей, когда они занимаются танцами. Они регулярно просматривают видео с выступлениями звёздных пар. На уровне чувств это создаёт предвкушение сложности: «Вот как красиво танцуют в следующем классе».

Сами танцы изучаются последовательно. Малыши учат польку. Дальше детям разрешают разучить вальс. Потом можно учить ча-ча-ча. И дети ждут. Сам момент, когда они начинают учить новый танец – уже праздник. Часто новый танец начинают разучивать в новом танцевальном классе. А чтобы в него перейти, нужно доказать, что ты готов, своими выступлениями на турнирах. Это ведь то же самое, что переход на новый уровень в компьютерной игре.

Разработчики компьютерных игры тратят миллионы, чтобы воплотить все эти стратегии в жизнь и чтобы очередная игра «прилипла» к детям, да и ко взрослым людям. Так же, как это было с Angry birds или Quake.

Обучение тоже может быть «прилипчивым». Майкл Фелпс завоевал 18 олимпийских медалей не потому, что просто думал о будущем и родился с сильными руками. Он испытывал азарт от каждой тренировки. В них были переходы на новый уровень — каждый раз, когда он проплывал 200 метров за меньшее время или выигрывал соревнования. Гордость за победы над своими прошлыми результатами. Ясная, чёткая цель — проплыть 200 метров за две минуты.

Если ваш ребёнок зависает на стрелялках, то он может также зависать на спорте или математике. Всё, что надо изменить — это подход к обучению, и использовать то, что разработчики игр придумали и протестировали за последние полвека.

Оставить свой комментарий