Гости блога Интервью с Владимиром Богатом - педагогом ТРИЗ

Интервью с Владимиром Богатом — педагогом ТРИЗ

Здравствуйте, друзья, читатели и гости.
 
Сегодня у нас в гостях замечательный ТРИЗ педагог, автор детских книг и блогер — Владимир Богат.
 
В своем блоге Владимир часто пишет о своих занятиях с детками дошкольниками. Развитие любознательности и творческого начала — главная задача этих занятий. Я же больше всего люблю его зарисовки с детскими фразами и перлами.
Например, вот несколько по следам новогодних праздников:

  • Встретил на рынке свою ученицу с папой: «Владимир Фёдорович, поздравляю Вас!» «С чем, Алиночка?» «С новым годом! С Рождеством!» «А ты знаешь, кто родился в Рождество?» «Конечно!!! Дед Мороз!» 🙂
  • Данила: «Владимир Фёдорович, Деда Мороза нет, это родители кладут подарки под ёлку, когда дети спят!»   Озадачиваю Данилу: «Ну, последние два подарка точно родители, а вот первый-то кто???» Данила задумался… «А кто? Правда, Дед Мороз???»

 
Посмеялись? А теперь давайте о серьезном: что же главное в воспитании и развитии детей?
 
— Здравствуйте, Владимир! Расскажите о вашей семье. Знаю, что у вас есть взрослый сын. Чем он интересуется сейчас? Какие занятия любил, когда был маленький, и повлияло ли это как-то на выбор его профессии? Занимались ли вы с ним по методике ТРИЗ, когда он был школьником?

— Ксения, добрый день! Семья у меня обычная, сын заканчивает журфак и, смею надеяться, все его творческие проявления — это также и моя заслуга. Естественно, методы развития творческого воображения и методика ТРИЗ не могли пройти мимо, с ранних лет он выполнял те же задания, что и мои ученики. В любой профессии есть место творчеству, тем более, в журналистике, и я рад, что сын нашёл своё любимое дело. Я никогда не считал, что творчество должно существовать исключительно ради творчества. Это как с витаминами: их нужно немного, но отсутствие ведёт к катастрофическим последствиям.

 
— Что вы считаете главным в воспитании и развитии детей?

— Главным в воспитании и развитии детей я считаю обязанность взрослых максимально способствовать раскрытию потенциала своих детей: творческого, нравственного, физического. Если ребёнок чувствует свою никчемность, боится выразить свои желания и чувства, проявить творческие способности, в дальнейшем ему придётся очень сложно.
 
— В блоге вы часто делитесь эпизодами занятий с детьми. Расскажите подробнее, где проходят занятия? Что больше всего нравится детям на ваших «уроках»? А что любите и цените вы в общении с детьми? Следите ли вы как-то за успехами и развитием детей после того, как они становятся школьниками?

— Занятия с детьми — это особенная тема, потому что на этих занятиях происходит взаимное обучение. Занятия проходят мобильными группами по 10-12 человек в течение получаса два раза в неделю. Дети учатся творчески мыслить, я учусь у детей непосредственности и умению смотреть на вещи просто и не предвзято. Дошкольники больше всего любят игры и сказки, именно через это я и стараюсь дать им определённые знания и навыки по решению насущных проблем. Прослеживать детей удаётся по большей части в начальной школе, результаты неплохие. Этих детей отличает главное — умение нестандартно мыслить и не бояться трудностей.

Занятия с дошкольниками
 
— Как вы относитесь к современной школе? Как вы видите основные проблемы современной школы и пути их решения?

— Проблемы современной школы — это её негибкость, неумение подстраиваться под новые методики. У нас, как и в России, превалирует советская система обучения, которая основывается на уравниловке. Для среднего учителя важна прежде всего «средняя температура» по больнице, творческие проявления обрубаются на корню. И это происходит не от того, что учителя такие «нетворческие». Школьная программа это тот дамоклов меч, который висит над каждым учителем: шаг вправо, шаг влево, стреляют на поражение. Хотя это не мешает грамотным учителям разнообразить свои занятия в творческом ключе. Ведь самое главное — это вызвать интерес у аудитории. Я думаю, что решить проблемы современной школы можно только, максимально разделив направления: гуманитарное, техническое, художественное. И происходить это должно, как минимум, с 7 класса.

Детская аудитория

 
— Как относитесь к домашнему образованию?

— В домашнем образовании не вижу ничего плохого, если это идёт на пользу ребёнку. Но всё-таки влияние коллектива, в котором ребёнок не только учится отстаивать своё мнение, но и стремится как-то выделиться, нельзя сбрасывать со счетов.
 
— Когда ваша книга «Большие открытия маленького львенка» появится в продаже? Как пришла идея написать такую книгу?

— Книга «Большие открытия маленького львёнка» была написана ещё в 2008 году и стала продолжением первого сборника творческих задач. Теперь все истории о маленьком львёнке объединены в одной книге. К маю-июню книга должна появиться в продаже.

Большие открытия маленького львёнка

Большие открытия маленького львёнка

 
— Дайте совет (пожелание/рекомендацию) всем тем родителям, кто занимается ТРИЗ и старается воспитать ребенка с гибким мышлением и воображением.

— Советы и рекомендации родителям: старайтесь предельно внимательно относиться к творческим проявлениям своего ребёнка. Расширяйте его кругозор, это даст не только новые знания, но и поможет формированию поискового мышления. Используя методику ТРИЗ, рассказы-задачки, ориентируйте детей на то, что безвыходных ситуаций не бывает и любая проблема имеет своё решение. Не ограничивайте ребёнка одним-единственным ответом. Поддерживайте детей в творческих начинаниях, и это очень благотворно отразится на их дальнейшем развитии.
 
Владимир, огромное спасибо за ваши ответы! Удачи вам, как педагогу и блогеру. Думаю, любой родитель мечтает, чтобы его ребёнку встретился такой талантливый преподаватель!

С Уважением, Ксения Несютина

Оставить свой комментарий