Гости блога Юлия Ремпель: немного о себе и немецком образовании

Юлия Ремпель: немного о себе и немецком образовании

Здравствуйте, Юлия!
Очень рада, что мне выпала возможность немного пообщаться с вами и рассказать о вашей деятельности читателям своего блога. Я давно знакома с вами online по Заниматике, школе экспериментов, часто читаю ленту в вашем клубе «вконтакте» и конечно посещаю форум http://forum.learnart.eu/
И большое спасибо за недавно открытый раздел «Поговорим о математике«, ведь здесь каждый желающий может задать вопрос, касающийся математических игр!

Добрый день, Ксения. Спасибо за приглашение к разговору. Да, курс математики для дошкольников существует в сети уже шесть лет. В десяти странах мира ведут занятия по этому курсу, а недавно я прочитала, что он рекомендован мамам, которые ищут работу, не выходя из дома.

18 лет назад я занималась со своей дочкой, приглашала к нам детей со двора. Играть всегда лучше в компании. Потом меня пригласили работать в дошкольную гимназию. В команде единомышленников, которые создавали среду для развития и обучения для своих детей, было очень интересно работать. Наш центр стал известен, и ко времени моего переезда у нас было 300 учеников.

Расскажите о членах вашей семьи. Сколько лет вашим дочерям? Где они учатся и к каким наукам больше тяготеют — гуманитарным или точным? Есть ли у вас домашние животные?

Папа, мама и две дочки, Катя и Маша. Девочки мои уже взрослые. Катя учится в Ганновере на факультете визуальных коммуникаций. Дизайн полиграфии. Все ее любимые направления — искусство, математика находят там применение. Находить творческое решение поставленной задачи в виде образов и изображений, о таком обучении я могла только мечтать. Мне так нравиться, что это образование приносит ей радость.

Маша заканчивает десятый класс. Выбрала себе направление экономики, будет специализироваться два года и потом поступать в институт. Организация и управление — ее это привлекает. Она в нашей семье самый целеустремленный и внутренне дисциплинированный человек.

Домашние животные — нет, мы очень много времени проводим в разъездах, а отдавать любимцев в приюты, даже на время я считаю невозможным.

Как оказалось, что вы живете в Германии? А где вы родились и выросли? (Где-то читала, что когда-то вы жили в Ростове-на-Дону, запомнила, потому что это недалеко от моей родины — Ставропольского края =))))

У меня муж из российских немцев. Его род возвращается к истокам.
Да, я родилась, выросла, училась и работала в Ростове на Дону. Мои родители в молодости приехали в этот город учиться. Так я и росла между маминой и папиной работой, институтом нейрокибернетики и травматологическим отделением. У меня было замечатьльное детство.

Как вы считаете, что самое важное в развитии и воспитании детей?
Как любит повторять мой папа слова Сухомлинского: «Воспитание, это жизнь родителей на глазах у ребенка». Все мгновенно впитывается.
Ремпель
Любовь и поддержка родителей. Внимание к личности ребенка, наблюдательность. Заметить то, к чему тяготеет твой ребенок гораздо важнее, чем претворять в жизнь свои представления о том, что будет лучше для него. Создавать пространство для самостоятельного роста и развития ребенка. Не учить, а дать возможность учиться, искать свои решения. Поэтому я и провожу уже многие годы семейные кочевые лагеря в разных странах мира. Дети видят своих родителей с непривычной стороны — играющих, творящих, фонтанирующих идеями. Это оказывает на детей очень большое влияние.

Вы много путешествуете, какой город или страна оказала на вас наибольшее впечатление?
Израиль. Туда я готова возвращаться снова и снова. Место, где встречаешься с историей и давними временами на каждом углу. Там живут мои друзья.

В этом году мы собираемся в Германию, в Мюнхен и окрестности. Как вы считаете, что непременно нужно посетить в этом городе?

С детьми обязательно нужно сходить в Deutsche Museum. Все чудеса науки и техники можно изучить не на словах, а на деле. Трогая, пробуя, экспериментируя.
Старая и новая пинакотека. Собрание произведений искусства. Там можно проводить дни и ночи.
А в окрестностях — замок Нойшванштайн.
Дети сразу узнают этот замок, они видят его в первых кадрах
каждого мультфильма Диснея.

Замечали ли вы какую-нибудь разницу в воспитании детей в России и в Германии?

Мы приехали в Германию, когда дети были уже подросшие. И сами ходили в школы. Так что процесс воспитания других на глазах, который проходит обычно в садиках и на детской площадке — нас миновал.
Здесь очень распространены ГОСТЕВАНИЯ с ночевкой. Детей. Начиная с детского садика. Просят взять с собой любимую плюшевую игрушку. Это позволяет детям наблюдать не только модель поведения в своей семье, но и в других семьях.

Практически каждые выходные или мои дети отправлялись к кому-то на ночевку, или у нас кто-то ночевал.
Когда я проходила языковую практику в Монтессори-садике меня поражали родители. Терпеливейшие. Они знают, что ребенок должен научиться сам раздеваться и одеваться. И как бы они не спешили, стоят и ждут, пока он справится сам, словами поддерживая и подбадривая.

В садике посередине стола ставят чашу с едой. Ты САМ кладешь себе в тарелку. Положи столько, сколько съешь. Тебя не будут заставлять есть. Но правило такое. Все, что ты положил — должно быть съедено. И вскоре дети привыкают рассчитывать порции и не брать лишнего. И как удивляются немецкие повара, когда мы проводим лагерь в Германии и там есть шведский стол, что в тарелках у российских детей остается много недоеденной еды, которую приходится выбрасывать. Здесь такого нет.

Так как вы работаете в дошкольной гимназии, вы, наверное, очень хорошо знаете, как обстоят дела там. Я слышала, что большинство гимназий в России отличается от обычных школ — повышенными требованиями, большим конкурсом и престижем, но по сути учителя там дают те же знания. Как с эти в Германии? И вообще школы\сады в этой стране сильно отличаются от Российских?

Дошкольная гимназия Эрудит — это название детского развивающего центра. Ты же спрашиваешь о школьных гимназиях? Мои дети учились в двух разных российских гимназиях. Везде по-разному. В разных городах, в разных районах. Одним словом часто называют разное по-содержанию обучение. Я руководствовалась выбором первой учительницы в каждом случае. Мои дети учились у хороших учителей. Ели бы мы к ним не попали, в другие бы классы этих же школ я бы их не отдала.

В Германии до 5 класса ты учишься в начальной школе по месту жительства. В 4м классе учитель на основании твоих оценок и своих наблюдений пишет тебе рекомендацию на учебу в гимназии, реальной школе или основной школе, куда попадают неуспевающие. Их обычно готовят к рабочим специальностям. Образование гимназическое очень отличается от остальных.

Как вы относитесь к домашнему образованию?

Мои дети у нас в лагерях, около ночных костров всегда говорили — нам повезло, что наша мама не была фанатом домашнего образования. Дорогие родители, вы очень любимые, но помните, что ребенку нужна личная жизнь, свободная от родителей 🙂

Я очень общительная, мои дети тоже. Им нужна была жизнь в социуме. Они учились разбираться в людях. Понимали, что не все взрослые знающие, не все порядочные. И это тоже уроки, уроки жизни. К старшим классам уже научились разбираться — как писать работу. Можно отстаивать свою точку зрения, а можно написать на хорошую оценку — уже в этом возрасте видно, критерии оценок разных учителей.

Домашнее образование довольно ограниченное, если ты не выходишь за пределы семьи и не привлекаешь хороших учителей. Я вижу, сколько девочки узнали от разных учителей. Было много настоящих ВСТРЕЧ, я бы такого им дать не могла.

Сейчас я вижу много мам, которые забирают детей из школ, а дома не знают что делать. Нет регулярных упражнений, чему учить — не всем ясно. Совершенно потрясающие дети остаются необразованными или полуобразованными. Это не правило, но случается довольно часто.

Я за то, чтобы искать хорошую школу, хорошего учителя. Менять квартиру, если далеко ездить — но не пускать все на самотек.

Юля спасибо огромное за интересные и подробные ответы!

Другие интервью с мамами здесь. А анонсы новых бесед с интересными мамами будут приходить к вам на почту, если нажать сюда и ввести ваш email.

6
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Мария (учимся играя)

    Очень интересно было у знать о необычном способе кормежки детей. я себе, если честно. смутно представляю, как моя дочка бы сама накладывала себе кушать 🙂 она бы точно тогда не доедала

  2. Ксения Несютина

    Маш, Даша любит положить побольше? У нас сейчас с трудом удается убедить Марка, что ему надо меньше чем Глебу, или хотя бы столько же, но никак не стоит накладывать полную тарелку, как у папы!

  3. Надежда

    Мой сын заканчивает 4-ый класс, на следующий год будут учиться в разных классах и его учительница мне говорит — Переводите сына на домашнее обучение, он у вас не общественник — индивидуалист, а таких не любят, его будут обижать в классе, пусть учится дома. Я говорю, так что мне совсем дома закрыть от людей? Странная позиция учительницы меня мягко говоря удивляет.

  4. Ксения Несютина

    Но может в словах учительницы есть доля истины =) Если посмотреть на это другими глазами: Все знают, что человеку необъодим витамин С и все знают, что его много в ягодах клубники. Вы решаете кормить сына клубникой, дабы он был здоровым и получал витамин С, но у него обнаруживается аллергия на клубнику — вот такая особенность его организма, с которой бесполезно бороться или противостоять. Что вы будите делать? Несмотря ни на что продолжите его кормить клубникой, потому что она «полезна» и в ней есть много всего хорошего? (И говоря всем вокруг: так что же мне не давать ему витамина С вообще что ли?) Или же найдете другой способ, чтобы ребенок получал витамин С.

    Со школой по-моему так же: есть масса других мест, где ребенок может общаться, развиваться и заводить друзей. Мир не сошелся клином на школе — это просто один из способов воспитания и развития детей, но есть еще много-много других! И может быть, если человеку действительно подходят больше другие варианты, подумать о них.

  5. Наталия Кушнирская

    Надежда, я думаю, что Вам поточнее надо узнать о проблемах общения сына со сверстниками от него, от его друзей и родителей друзей. После этого возможно надо будет проконсультироваться с психологом. Несмотря на то, что сын — «не общественник», у него, наверное, есть увлечение. И в той среде, где сильно это увлечение, он может быть уважаемым и сможет найти друзей.
    Это значит, что его надо будет перевести в другой класс или школу, согласно его увлечениям и способностям, где его оценят сверстники, где ему легче будет находить общий язык с ребятами.
    (Если проводить аналогию с витаминами и клубникой, то — заменить клубнику на зеленые фрукты-овощи).
    А, если нет по близости школы с профилирующим классом согласно увлечению мальчика, тогда, действительно, можно перевести его на домашнее обучение, но обязательно, чтобы посещал кружок, где он будет общаться со сверстниками.

  6. Елена

    Какая глупость. С этого возраста закрывать ребёнка от общения ? Надо искать причину и решать проблему. Закрыться он и сам сможет без вас.Воспитатель , логопед-дефектолог с 30-летним стажем.

Оставить свой комментарий