31 | 18/4/2012
Проблемы системы Монтессори: опасные подводные камни
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня я расскажу о нашем знакомстве с методикой Монтессори и какие минусы и подводные камни я увидела в этой системе.
Мое знакомство с этой системой началось довольно давно, с чтения книги «Помоги мне сделать это самому».
Потом мы нашли очень неплохой центр по методике Монтессори, куда Глеб ходил на занятия «вместе с мамой» (или чаще папой) с 2.5 до 3.5 лет. Но место это было далеко от дома, дети в группе постоянно менялись, ходить выходило редко, 1-2 раза в неделю. И я решила найти что-то поближе к дому. За это время я много всего пересмотрела, съездила еще в 2 Монтессори-центра и посмотрела там на пробное занятие. Мне ничего не нравилось.
В первом Монтессори-классе, когда я зашла, то увидела, как детям выдали по листу с котом-раскраской. И монтессори-педагог предложила детям раскрасить его, но обязательно в серый цвет. Потом она продолжила свой поучительный рассказ: «чтобы получить серый, надо смешать черный и белый. Итак, берем черный цвет и смешиваем с белым, аккуратно красим» Три одинаковых кота, одинаково выкрашенных в серый цвет, производили очень унылое впечатление. Глеб зашел и, увидев котов с выгнутыми спинами, серого цвета, тут же завопил «Мама, смотри какие мостики и арочки».
В другом Монтессори-центре было не лучше. Педагог «скатывался» на обычный урок, и в конце еще и домашнее задание раздал родителям и детям: что-то наподобие «выучить названия африканских животных».
Мои искания привели меня в монтессори-сад, сюда мы отходили 3.5 месяца. И если сначала, когда я пришла туда первый раз, мне понравилось практически все, то теперь меня многое не устраивает. Зачем вообще нам нужен сад и о моих размышлениях на тему социализации детей в семье, я уже писала.
Вот основные проблемы нашего монтессори-сада (а может быть и не только нашего). Если говорить в кратце, то такое ощущения, что педагоги нахватались кусочков паззла под названием «методика Монтессори», но абсолютно не видят системы, как таковой. К сожалению с системным мышлением не рождаются, его надо развивать…
Самостоятельность.
Вроде бы все знают, основной принцип на котором базируется методика Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». И это не просто словесный каламбур. Смысл в том, чтобы оказывать дозированную помощь ребенку именно в том размере, в котором он нуждается. И в первую очередь это, конечно же, касается режимных моментов: одевание, умывание, обед. Развитый ребенок — это в первую очередь самостоятельный ребенок. Это и есть ближайшая зона развития для ребенка трех лет! Ребенок, который умеет читать, но не умеет ходить на горшок или надевать носки, выглядит нелепо! К сожалению, в нашем детском саду, уделяется большое внимание «Монтессори-занятиям», хотя в жизни ребенка столько возможностей, чтобы учиться без занятий.
Результат
Ориентирование на результат для нашего сада еще одна — проблема. Ребенок не шкаф и в него нельзя «положить» все, что тебе захочется. Занимаясь с ребенком, нельзя думать о результате, нельзя ставить своей целью результат! Есть такая притча:
«Одной женщине было видение, что существует на свете прекрасная поляна с цветами, такими красивыми, что стоило потратить жизнь, но взглянуть на них. И женщина пошла ее искать. Она очень долго бродила по лесам и долам, но не могла отыскать это райское место. И вот в лесу она встретила старца и спросила, не знает ли он как далеко еще до этой поляны. На что он улыбнулся и ответил ей: «Поляна осталась сзади, ты прошла ее и не заметила».
К сожалению, многие идут к какой-то поляне, в виде результата. Мало кто, вообще понимает зачем «развивать ребенка». Я считаю, что ориентироваться на результат нельзя и когда я слышу из уст педагога рассуждения на тему достижений и конечных умений, мне становится не по себе. Вообще, занимаясь с ребенком, полезно иногда думать о том, что происходит «здесь и сейчас», а не витать в будущем, заботясь о целях и результатах. В довесок можно почитать книги Елены Макаровой «Освободите слона» или «Вначале было детство».
Как решается проблема, если ребенок не хочет работать с материалом или работает «не по правилам».
Опишу ситуацию, которую я наблюдала в нашем детском саду. Девочка трех лет достает кубики и начинает их «как-то» раскладывать. Говорю «как-то», потому что делает она это не по правилам, а как-то по-своему. При этом она сидит на коврике и ее деятельность вполне конструктивная. Педагог ее одергивает и говорит: «Давай я тебе покажу, как с ними работать?» Девочка: «Нет, мне нравится так«. Педагог: «Нет, это материал с ним нельзя играть, с ним надо работать«.
Когда я обратилась к монтессори-педагогу с вопросом о том, неужели этот подход она считает правильным, то получил такой ответ: «Материал это не игрушка, мы на нем работаем по правилам. Если я вижу, что ребенок начинает путаться, я спрашиваю, можно я тебе кое-что покажу. Если слышу в ответ «Нет», то перефразирую вопрос, так чтобы все-таки показать ему, как складывать верно, и нельзя с этим играть, или складывать по-иному».
Что я думаю по этому поводу: любой материал Монтессори и не-Монтессори можно использовать тысячами разных способов. Каждый способ что-то развивает и чему-то учит. Например, можно расставлять матрешки по размеру, а можно чередовать так, чтобы каждая следующая была, то наибольшей, то наименьшей из оставшихся. И вам может показаться, что ребенок неправильно работает с материалом под названием «Матрешки», но у него есть своя логика и свои мысли. Система Монтессори основана на развитие «познавательного интереса ребенка». Если ребенок с интересом расставляет цилиндры в «своем порядке» значит, вам остается только наблюдать за этим, не пытаясь научить. Ребенок сам себя учит и сам сделает нужные выводы из своей деятельности.
Проникать в замысел ребенка можно только настолько, насколько вы его поняли. Скорее всего, пройдет время, и ребенок сам обратится к вам с просьбой показать, что же делать с этими кубиками, вот тогда можно показать, то, что вы хотите. Но для этого надо иметь терпение и, ни в коем случае не гнаться за быстрым результатом! Мудрость монтессори-педагогики в том чтобы дать ребенку то, что он просит, чтобы однажды пришел такой день, когда ему захочется и того, что вы хотите ему дать.
Что делать, если ребенку не интересны розовые башни и цилиндры, если они пылятся на полках и никому не нужны. У Марии Монтессори такой проблемы не было, и искать у нее ответа, думаю, не стоит. Все эти башни и цилиндры были для тех детей (и в то время) величайшей радостью. В наше время, когда вокруг столько игрушек – поющих и звенящих, цилиндры мало привлекают детей. И это становится настоящей проблемой для методики Марии Монтессори в наши дни. Я вижу 2 действенных способа. Первый способ — это игра.
Интересная игра это мощнейший стимул для ребенка, играя ребенок готов учиться и читать, и считать и решать квадратные уравнения. Но игра не должна губить познавательную потребность, то есть плясать с бубном вокруг кубиков, пытаясь привлечь внимание, тоже не стоит. Нужна чуткость и чувство меры. Второй способ: надо самому заняться материалом. Так, чтобы вам было настолько интересно, что ребенок почувствовал этот интерес и присоединился к вам. Это тяжело, это требует терпения и полной отдачи и здесь опять надо забыть о результате. Кроме того, не любой монтессори-педагог может проявлять неподдельный интерес к цилиндрам, кубикам, штангам.
Воспитание
Монтессори-педагоги могут бесконечно говорить о том, что «воспитывать» ребенка должны мама и папа, а в саду есть только педагоги, и они не воспитывают. Звучит более чем странно, потому что в моем понимании воспитание начинается с первого взгляда на ребенка. Хотите вы этого или нет, но вы воспитываете ребенка, просто говоря ему «привет» и «пока». Все, кто общается с ребенком, воспитывает его. Воспитание не является каким-то мероприятием, которое можно проводить, а можно и не проводить.
В общении ребенка и взрослого всегда есть составляющая под названием «воспитание». И хорошо, когда монтессори-педгоги хотя бы немного знакомы с детской психологией и педагогикой. Простой пример, что делать, если ребенок не просит вас о чем-то, а говорит «хочу». Однозначно не реагировать на «хочу», говорить приемлемую просьбу и выполнять ее (если вы можете ее выполнить). Например, на слова «хочу воды», я отвечаю «мама, налей, пожалуйста, воды» и наливаю ее своему сыну. Хорошо, когда педагог знает о таких «тонкостях» и не исполняет роль няньки при ребенке, отвечая на каждое «хочу«.
Правильное и неправильное
Зацикленность некоторых центров, работающих по системе Монтессори, на «правильном». Есть вещи, которые действительно можно делать правильно и не правильно. Например, загрузить вещи в стиральную машинку можно только одним правильным способом: положить вещи, насыпать порошок, нажать кнопку. Если вы нажмете кнопку, а потом попытаетесь загрузить вещи и насыпать порошок, у вас ничего не выйдет. Вы не выполните задачу, потому что начали ее выполнять не правильно. Но есть вещи, которые можно делать тысячью способов и каждый будет вести к одному и тому, же результату.
И каждый человек вправе выбрать свой способ, удобный для него. И самое главное нужно объяснить детям, когда и где заканчивается «правота», а начинаются пустые претензии на правоту. Например, монтессори-педагоги очень любят учить детей переносить стул, поднос, вытирать стол.
Я думаю, что в таких вещах показывать, как надо делать что-то, можно, только, если ребенок сам об этом просит и НЕ настаивать на том, чтобы он выполнял все так же. Иначе происходит очень простая вещь, у ребенка в голове выстраиваются целые замки из песка под названием «правильно и неправильно».
Детям действительно нужен ритм и повторяемость — в режиме, в занятиях, в обстановке. Но есть вещи, которые Ваня будет делать постоянно и одинаково, но Петя будет делать их по-другому. И я бы нарочно обратила внимание детей, что они делают это по-разному и оба хорошо. Они разные — и это хорошо. Отличаться от других — хорошо.
И я думаю, если ребенку постоянно говорить вот так правильно, а вот так нет. То с возрастом, в 5-8 лет, в один прекрасный момент, он НЕ скажет «А, ведь можно еще вот так и вот так и вот так, и все это тоже правильно«. Он будет и в 8, и в 10 верить что можно «правильно и не правильно«, да еще и пытаться навязать всем остальным свое «правильно», так же как ему когда-то его навязали взрослые.
Некоторые взрослые гордятся тем, что ребенок знает «как правильно» и уверенно заявляет об этом другому. Но каково практическое применение этой уверенности в этом случае? Мне удобно переносить стул по-другому, я буду переносить по-другому. Переубедить меня ребенок не может и остается один со своей уверенностью. А миру вокруг ни тепло, ни холодно. Так и в дураках остаться не долго. Когда человек уверен в своей правоте, он должен аргументировать ее. Вот именно умение аргументировать свою точку зрения и придает уверенности в себе, а заодно и защищает от нелепых притязаний на правоту. Уверенность не на пустом месте берется. Надо речью заниматься, а не поддерживать в ребенке пустые мысли о своей правоте и правильности чего-то конкретного.
И последний момент это функциональное мышление. Это способность отделить функцию, которую выполняет предмет, от самого предмета. Развитие функционального мышления дает возможность человеку сразу рассматривать самое главное в предмете – его ФУНКЦИЮ. Людям не нужны предметы, им нужны функции, которые эти предметы могут выполнять. И это мышление (как и любое другое) надо развивать у детей. Чтобы они понимали, что основная функция стула – место, где можно сидеть. А вот перенос стула уже второстепенная вещь, стул создавали не для того чтобы его носили – правильно или неправильно.
Впрочем, общаясь с Монтесоори-педагогами, я встречала тех, кто полностью поддерживал мои взгляды на естественный ход развития и обучения ребенка, и тех, кто считал, что ребенка надо учить и еще раз учить. У меня сложилась впечатления, что каждый человек как-то по-своему понимает философию Марии Монтессори, огромное значение имеет предыдущий опыт и образование. Поэтому, выбирая садик или центр для своего ребенка, не важно, какой он и по какой системе работает, важно чтобы принципы и взгляды, которые исповедуют воспитатели и педагоги согласовывались с вашими.
Ксения, добрый день! Недавно нашла Ваш сайт благодаря сообществу Блоги мам. Очень многие моменты в вопросах воспитания и развития совпадают с Вашим мнением. Насчет проблем Монтессори-педагогики могу подписаться под каждый описанным пунктом. Хоть я и не дочитала еще до конца книгу «Помоги мне это сделать самому«.
Кстати, обратить внимание именно на методы Марии Монтессори мне помог очень яркий пример в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «общаться с ребенком. Как?«. История про двухлетнего малыша, который хотел посмотреть, что делают за большим столом более взрослые детки, увидел стул и хотел его придвинуть к столу, но воспитатель подхватил малыша на руки и сам поднес к столу.
Мария Монтессори успела заметить как померк в этот момент огонек в глазах малыша. И мы очень часто в жизни лишаем наших детей возможности таких пусть маленьких для нас, но таких важных и значимых для них достижений. Часто предлагаем готовые варианты, вместо того, чтобы предоставить ребенку найти свой вариант игры.
Да, это точно. Жалко, что многие и родители и педагоги, просто не понимают, что означает не вмешиваться и насколько это сложно направлять; не учить, а давать возможность научиться. Меня привлекает в Монтессори-педагогике именно эта философия: не вмешательство в естественное развитие ребенка.
Ксюша! Как здорово, что ты подняла эту тему! Я очень рада:)
Понимаю педагогов — с них спрашивают, как с рядовых работников. Они вряд ли проходят обучение хотя бы по Монтессори-педагогике (не говоря уже о базовых знаниях возрастной психологии и педагогики вообще). Потому что это заняло бы у них 5-6 лет.
Понимаю также «с материалом занимаются, а не играют«. В школах Монтессори по меркам современности царила почти монастырская дисциплина, благоговейная и трепетная, достаточно было одного знака наставницы, чтобы дети начали или прекратили работу. Здесь Ю. И. Фаусек делится впечатлениями от поездки в «Дома детей» Марии Монтессори http://www.mariamontessori.ru/library/2/2.html
Хорошо бы, конечно, начинать вести группу с одного ребенка и каждые три месяца вводить по одному, тогда новичок сразу попадет в чудодейственную атмосферу конструктивности. Замечательно бы при всем при этом дать ребенку год на адаптацию, подождать, пока он созреет: «Елена Роффи, пяти с половиной лет, тоже два года в «Доме». Первый год ничего не делала, ходила из угла в угол, лежала на коврике, играла иногда с игрушками. Из всего дидактического материала признавала цветные мотушки и занималась с ними подолгу… Прошло четыре месяца от первой попытки Елены писать, и она писала каллиграфически и правильно. Рисунки ее очень изящны, она уже неплохо срисовывает цветы с натуры. В поведении, в житейских упражнениях это истинный монтессорский ребенок.»
Вы представляете сейчас такой идеальный садик? Я представляю. Это — семья.
Про то, как носить стул, как шнуровать, как поливать цветы и т.п. (зона Упражнений в Практической Жизни): здесь есть тысяча способов. Однако начать надо хотя бы с одного. Это и называется — делиться опытом; педагог как бы говорит: «Смотри, я уже пробовал шнуровать вот так, мой способ — помогает». И, конечно, другие 999 способов — перед ребенком, никто их не отнимает. Знаю крепко, какое удовольствие печь хлеб по рецепту или пить чай по-китайски. Церемония — это священное отношение к действу. Даже взрослому понравится поливать цветы, одев специальный фартук и налив специальную воду и в благостном расположении духа приступить к делу, а потом убрать за собой.
К примеру, ребенок вырос и купил билет на самолет. Билет обязывает его приехать 1000 и 1 дорогой в строгое время в строгое место. Если он перепутает, где выбирать (какой дорогой ехать в аэропорт), а где он уже выбрал (в 12-00 вылет в Ванкувер) — он пропустит рейс.
Про среду: я предпочитаю выражение «Монтессори-среда» выражению «Монтессори-материалы«. Хочешь, чтобы ребенок сам наливал себе воду — обеспечь ему для этого рабочее место. Для мытья посуды — отдельный тазик, полотенце, губку и проч., обязательно — со свободным доступом. Для чистки обуви, для стирки, полива растений, чистки зубов — для всего можно организовать рабочее пространство таким образом, чтобы ребенок сам всё сделал и убрал за собой, и не просил Вас помочь. Ровно туда, где есть такая среда, протягивает он свою самостоятельность и стремится с интересом выполнять эту работу. Именно что работу, и притом — с результатом. В хорошем смысле этого слова:)
* Однако, про Ванкувер вовсе о другом. Просто есть такие вещи, которые требуют дисциплины, потому что мы живем в обществе, где есть универсальные законы-договоренности. Про них в сказках говорят: «Люди собрались и решили«.
Аня, большое спасибо, что ответила. Было интересно мнение монтессори-педагога. Если говорить про квалификацию наших педагогов, то они из ассоциации монтессори, то есть соответствующее обучение поучили. Другое дело, что, как мне кажется, возрастная психология у них «хромает«, потому что изначально у них то юридическое, то экономическое образование и зачастую нет своих детей.
Детей вводят, как и положено, не всех подряд, а на каждого по 2 недели выделяется.
Монтессори среда тоже очень хорошая — все организовано, все имеется для свободной работы. Одно но, когда я прихожу туда и начинаю что-то смотреть Глеб тут же подскакивает и говорит: «Мама,это не трогай, мы пока другим делом все заняты. Это тоже нельзя, пока вот то делаем.» Когда начинается «монтессори-занятие» детей стараются не выпускать из комнаты, где есть математика-русский в комнату напротив, где есть практическая жизнь и спорткомплекс. Потому что 99% детей хочется бегать, прыгать, а не раскладывать штанги и веретена. А с педагогов «спрашивают» (не родители, а директор), и они стараются вложить в ребенка все что могут и не дают ему самому найти то, что ему надо. Как я уже написала нужна мудрость, спокойствие и наблюдение, а присутствует подпихивание, подталкивание, ожидание результата — ради него все затевается.
Ксения хорошая статья! Есть много полезных моментов которыми можно воспользоваться в общении и играх с ребенком.
Я думаю, что всему виной принцип накопления ЗУН-ов(знаний, умений, навыков), который въелся в ум и в душу всем постсоветским педагогам. Им очень тяжело отвлечься от результата, полностью отдаться процессу. Да что там пеагоги! и мы, родители. продукт той же педагогики — часто не лучше(я. по крайней мере). ак тяжело ждать, пока малыш захочет, сможет, сделает что-то САМ!! Но надо!
Ксения, спасибо за такую подробную вдумчивую статью. Давно хотела почитать о Монтессори-группах из первых рук. Интересно, остались ли вы в этом садике после того, как поняли, что вас не устраивают эти моменты?
Алла, вот сейчас мы думаем продолжать ли ходить сюда с сентября (с мая по август точно не будем, лучше попутешествуем). Вроде все эти моменты можно компенсировать дома, да и ребенок ходил в сад 3 раза в неделю на пол дня. Но честно говоря к моему решению подмешивается еще один фактор — недобросовестное отношение директора и руководства дет сада к финансовым вопросам. Если бы не это, то наверное мы бы остались, а недостаток чего либо можно компенсировать домашним развитием.
Очень разумная статья, согласна с Вами!
Мы до садика еще не доросли, но я тоже задумывалась: а не отдать ли ребенка в Монтессори или Вальдорфский, или еще какой-нибудь специальный сад… А потом пришло понимание, что гоняясь за этими «брендами» можно получить совсем не то, что ожидаешь. Основное — это качества воспитателя. Воспитывает ребенка личность. И какими качествами обладает эта личность — гораздо важнее того, какими методиками она пользуется.
Абсолютно точно! Проблема наших муниципальных садов, ты не можешь познакомиться с воспитателем за раньше. Если бы была возможность знать к кому и в какую группу попадет мой ребенок, возможность понаблюдать за тем что будет происходить в группе, я бы попробовала обычный сад. Но эта неизвестность меня очень пугает. В большинстве же частных садов можно спокойно поговорить с воспитателем до того как приведешь туда ребенка и выяснить его отношение ко всем воспитательным и развивательным моментам.
Ксения, спасибо за статью! Прочитала с интересом. И хотела бы поделиться ощущениями после прочитанного.
Для меня стали откровением два момента:
«…И в первую очередь это, конечно же, касается режимных моментов: одевание, умывание, обед. Развитый ребенок — это в первую очередь самостоятельный ребенок. Это и есть ближайшая зона развития для ребенка трех лет! Ребенок, который умеет читать, но не умеет ходить на горшок или надевать носки, выглядит нелепо! »
И
«И хорошо, когда монтессори-педгоги хотя бы немного знакомы с детской психологией и педагогикой. Простой пример, что делать, если ребенок не просит вас о чем-то, а говорит «хочу». Однозначно не реагировать на «хочу», говорить приемлемую просьбу и выполнять ее (если вы можете ее выполнить). Например, на слова «хочу воды», я отвечаю «мама, налей, пожалуйста, воды» и наливаю ее своему сыну. Хорошо, когда педагог знает о таких «тонкостях» и не исполняет роль няньки при ребенке, отвечая на каждое «хочу».»
Скажите, а где именно пишется о таких тонкостях? Я прочитала немало книг по детской психологии и воспитанию, но впервые столкнулась с тем, что ребенок говорит «хочу», а мама ему строго отвечает: «Пожалуйста, никогда не говори «я хочу» в книге «Мышонок Тим плохо себя ведет» Анны Казалис. И я отставила книгу в сторону — слишком резкой и необоснованной показалась и сама фраза, да и повествование в книге. Чем чревата фраза «я хочу?»
И о том, что развитый ребенок — это, в первую очередь, самостоятельный ребенок — тоже впервые слышу. Только не поймите меня неправильно: я не спорю с Вами, а пытаюсь понять, откуда берутся эти утверждения, так как нигде раньше не сталкивалась с ними…
Наталья, насчет самостоятельности это мое мнение. Мне кажется нелепым учить детей застегивать рамки и не учить застегивать собственную кофту. Много семинаров и тем есть у Лены Даниловой насчет самостоятельности и как ее развивать.
Я считаю не правильным реагировать на «хочу«. Я считаю необходимым научить ребенка четко выражать свою просьбу, если это просьба. То есть если мы гуляем и ребенок говорит «Я б хотел иметь такой же велосипед«, то понятно, что это выливается в беседу о том когда мы сможем купить такой велосипед, как будем учиться на нем кататься и чем он лучше нашего. Но если ребенок хочет достать игрушку со шкафа. То надо не кричать в никуда «хочу вот ту игрушку«, а попросить «мама\папа достань игрушку«.
Во всяком случае с таким ребенком легче общаться и сотрудничать и родителям и другим взрослым. Но так как я считаю не правильным исправлять ребенка и читать лекции, мне кажется наиболее эффективный способ просто сказать «нужную» фразу нейтральным голосом. Не требовать повторить, а просто сказать как-будто это ребенок сказал и сразу выполнить просьбу. О таком подходе пишет Джон Грей, его подход к развитию и воспитанию очень близок нам с мужем.
Спасибо за ответ! Вы знаете, мою дочь как раз и не взяли в 2.5 в сад монтессори из-за того, что она пока еще не умеет хорошо сама себя обслуживать: одеваться на прогулку, сходить в туалет (там не горшки) и т.п. Мне даже мысль не пришла в голову, что педагоги должны этому учить, я ведь, как и большинство родителей, обращаю внимание на то, чтобы с детьми много и качественно занимались («а за что ж я тогда им деньги плачу, а колготы и дома научу надевать«). Ваши слова меня заставили задуматься.
Спасибо за Грея, вот он лежит красивый у меня на полке, а я его еще не прочитала ((((
А я наоборот не хотела чтобы с ребенком занимались =)) Просто мне кажется занятия тонкая тема, чтобы и заниматься и не отбить интерес, не натаскивать а именно гармонично развивать. И так как я сама уделяю этому много внимания, я была уверена, что для меня важно общение с другими детьми, воспитательные моменты, отношение педагогов к жизни и вообще сама личность педагога.
Ксения, согласна с тобой (можно на «ты»?), что поначалу система Монтессори привлекает своей упорядоченностью и структурой. Но потом начинаешь замечать непривлекательные вещи: живой детский порыв подменяется правилом, попытки контакта с другими детьми пресекаются и ребенок возвращается на свою территорию…
Нам хватило четырех раз, чтобы отказаться от развивающей школы по системе Монтессори. Дочка тогда была еще совсем маленькой, но я рада, что она первая среагировала на неадекватность этой системы своими истериками. А я осознала лишь позже.
Уж не знаю, пробелы ли это самой Монтессори-педагогики или ее интерпретации конкретными преподавателями.
Оля, я почти уверена, что дело именно в интерпретации и конкретном педагоге. У нас очень большой опыт посещения Монтессори групп и даже в одном и том же центре встречаются очень разные люди. В общем, как и везде, встречаются «мудрые» и «спокойные» женщин-педагоги, а встречаются девушки, рвущиеся за результатом, показателями и удовлетворением собственных амбиций.
Желание ребенка — помочь маме вымыть посуду. Как будет выглядеть монтессори-педагогика в приложении к этому желанию.
Первое — рассказать ребенку о безопасности, помочь (если просит ребенок) правильно поставить к мойке табурет. Рассказать о фартуке, о моющих средствах. И дать это все ребенку — пусть сам все делает. Если не получится завязать фартук за спиной, можно помочь. Не получится открыть бутылочку — помочь. Не может сам влезть на табуретку — помочь! Если о помощи просит!
Второе — иметь комплекты легкой по весу и не бьющейся посуды, которую можно доверить ребенку. Пусть это не соответствует стилю кухни и желанию мамы, но это удобно ребенку. Потом, когда научится, можно понемногу добавлять и фарфоровые чашечки. И хвалить, как хорошо (не правильно, а именно хорошо получается) ребенок все делает.
То есть, согласиться с желанием ребенка выполнить определенную работу, дать информацию о необходимых для выполнения вещах (метод вопросов и ответов). Но не менторски, а спрашивая, что ребенку для этого нужно.
Даааа, история с педагогами… Нет слов,, это работа….
Грустно , что сейчас эти центры монтессори открываются на каждом шагу, но не все понимают до конца основной смысл , а тупо следуют принципам, не обращая внимание на того, ради кого, собственно, эти центры и организуют…
Да, действительно, каждый понимает (а иногда и вообще не понимает) по-своему философию Марии Монтессори.
Спасибо, статья полезная. Я вот тоже с некоторой опаской посматриваю на развивающие центры. Пока методику Монтессори толком не изучила ((
Но основной принцип у меня такой: «Если ребенок не просит о помощи, то не надо ему мешать«. Собирает дочка 10 минут пирамиду из кастрюль — пусть собирает. Когда обратится ко мне, я ей помогу.
А про воду очень тонко замечено. Эх, мне бы еще мужа научить правильно говорить. А то ведь вырастет из ребенка такой же «прямолинейный» человек
Ну у каждого характера и темперамента есть свои плюсы — и у прямолинейности тоже =)) У нас папа наоборот очень толерантен. И там, где мне хочется сказать жесткое нет (например в отношениях с родственниками\друзьями\знакомыми) он всегда найдет выход, который устроит всех =)
Ох уж это раннее развитие. Сколько детей пострадало и еще пострадает (я имею в виду РР именно в той форме, которой вы его описали). Методики к нам пришли, а людей которые по ним умеют и хотят работать — единицы. Это хорошо что вы так кропотливо и тщательно все проанализировали, а другие родители? Вывеска «Сад Монтессори» еще не о чем не говорит.
Да, монтессори — монтессори рознь, даже если у есть сертификат и все преподователи прошли подготовку. Я все больше убеждаюсь, что в воспитании детей важна просто личность воспитателя и не важно какой он методике придерживается и в каком саду работает.
Ксения, благодарю за статью и опыт. Я пока только исследую направления педагогики. Вы показали как теория отличается от практики. Я согласна с вами, что личность воспитателя, педагога является важной. Мое мнение на сегодня: человек может быть и без образования, но очень любит и чувствует детей. Тем самым создавая уже среду для раскрытия ребенка.
Я считаю именно это самым важным в педагоге: его личные качества — мудрость, доброта, желание быть с ребенком искренним и близким. Образование по-моему вообще имеет маленькое значение.
Ксения, мне кажется ты затронула очень важную проблему. И суть этой проблему кроется не столько в самом методе, а по большей части в людях, которые этот метод транслируют. Начиная хотя бы с того, что нет единого стандарта в подготовки педагогов у нас в России, хотя в других странах он есть, и только сейчас ситуация начинает меняться.
Опять же проблема с тем, что центры коммерческие, и очень часто вместо свободной работы детей в Монтессори-среде, занятия начинают разбавляться множеством дополнительных «обязательных» развивалок. И сами родители требуют от педагогов результата, чтобы их чада скорее учились читать и считать.
От чего страдает и увлеченность детей материалами и то, что дети начинают уставать.
Я уже молчу про группы «Вместе с мамой», которые очень часто проводятся в среде для детей 3-6 лет, которая не несет того, что отвечает потребностям ребенка до 3-х лет. И подобные группы в том виде, в котором они существуют в своем большинстве — это сугубо Российское изобретение. А ведь именно по ним мамы делают выводы о Монтессори-методе в целом.
На мой взгляд, каждой маме, склоняющейся к выбору этой методики, придется изучать достаточно много по этой теме, чтобы выбрать для своего ребенка достойный центр (которых единицы) и профессионального педагога.
А меня знаете что в первую очередь сразило, чему ребенка в английской школе научили? Наверное, учителям лень одевать каждого ребенка, вот они им и показывают, чтоб одеть курточку, положите ее «вверх ногами» на пол, просуньте руки в рукава и оденьте ее, переворачивая через голову. Не знаю, понятно ли описала, но эта сплошная антисанитария в Англии в детских учебных заведениях (даже частных, платных), когда даже нет сменной обуви, сонного часа (кто хочет, спит на коврике в уголке) заставляет с ностальгией вспоминать наши родные традиции…
С одной стороны самостоятельность, с другой — все равно ребенку надо будет учится одевать куртку по другому, ведь взрослые никогда не раскладывают свое пальто на полу и не натягивают его потом.
Здравствуйте, Ксения! С удовольствием прочитала Вашу статью, спасибо за краткую информацию о методике Монтессори, теперь буду читать книжку. Также прочитала практически все комментарии и почувствовала себя глупо. Меня очень сильно удивило то обстоятельство, что родители стараются уделить «развивашкам» для детей гораздо больше внимания, чем самым простым, нужным для жизни действиям, как например, одевание, гигиена и т.д. Мой сын в 1 год и 7 месяцев ходит со мной на развивающие занятия, я с ним занимаюсь дома лепкой, рисованием, музыкой — по-возможности, но обязательно, что я никогда не пропускаю в общении с малышом — предлагаю ему сделать какое-то действие самому. Сейчас мой сын, приходя с улицы, сам снимает шапку, манишку; снимает носки, трусы перед купанием в ванной, пытается научиться снимать футболку. Одевает мне и папе тапки на ноги — так нас будит, пытается одевать и снимать свою обувь. Сам кушает — не всю порцию, но сколько хватает сил на монотонные движения для малыша, и начала я ему предлагать вторую ложку уже с 9 месяцев — ведь эти самые простые действия, которые выполняют взрослые, и есть самый главный стимул для развития малышей, ведь это то, что делают другие, и ребенок тоже хочет это уметь!!!
И по поводу «правильно» и «неправильно»: много поколений выросло на этих однозначных терминах, и эти понятия, прочно вошедшие в мозг или даже в подкорку мозга, очень сильно мешают людям жить. Что значат только одни утверждения, типа «правильно есть правой рукой». Не могу понять: почему же педагоги Монтессори считают, что лучше работать так, как с них просит руководство и родители — то есть на результат, а не уходят в другие области, не соглашаясь с политикой другого подхода, чем сама методика Монтессори. В отношении родителей — не понимаю, почему нужно выбирать именно какой детский садик, который следует определенной методике воспитания и развития ребнка — в каждой методике есть свои плюсы и минусы, каждая методика индивидуальна и для своего времени и для каждого малыша, но ведь и дети — это личности уже с рождения, зачем искать им среду развития, которую хочется видеть именно родителям, которую именно родители выбирают для своих детей. Может быть, всё-таки, стоит разнообразить и расширить кругозор малыша, и постараться найти детский садик, который может комбинировать хотя бы 3-4 методики, или водить ребенка на дополнительные занятия, чтобы он мог почувствовать разницу, и это будет более важным в дальнейшей жизни.
Может быть, я не очень поняла прочитанную информацию, вероятно, чего-то не знаю, помогите, пожалуйста, разобраться.
Татьяна, я во многом согласна с вами.
Дело в том, что многие авторы методик — тот же Доман — настоятельно рекомендуют не додумывать ничего своего. Не оптимизировать и не изменять процесс. Зерно истины в этом есть. Если человек прошел путь (при чем не один раз) и знает как из точки А попасть в точку Б, то скорее всего он наперед знает все «подводные камни». Скорее всего он уже сам пытался как-то изменить этот путь (возможно так же как это хотите сделать вы) и понял, что это приносит не те результаты. Именно поэтому авторы методик часто настаивают на выполнения пунктов 1), 2), 3) … и без самодеятельности!
Где-то это работает. Например есть методика обучения быстрому чтению:следуешь за тренером — получаешь результат. Когда отклоняешься возможно два результата: либо ничего не получишь (это самый возможный кейс), либо получишь нечто большее (но это гораздо реже случается).
С «Монтессори» есть одна большая проблема. Ее способ воспитания и развития моделируют спустя более, чем 100 лет (!!!). Копирование этого процесса в то время, когда она жила, дало бы потрясающие результаты. Но не сейчас! Сейчас уже надо изменять эти пункты 1), 2), 3) — обдумывать, пробовать что-то другое, по сути строить новую систему. А этого к сожалению не происходит…