Наша семья Просто про нас Проблемы образования: игра, натолкнувшая на мысль...

Проблемы образования: игра, натолкнувшая на мысль…

20130617_084919

Глебу скоро 5 и чем дальше, тем больше меня волнует вопрос, где он будет учиться. Причем у нас выбор сложнее, чем у многих родителей, которые просто ищут хорошую школу, потому что мы в серьез думаем о домашнем обучении, как об альтернативе школе (хотя бы начальной).

Так что сегодня опять рассуждения на «наболевшую» тему. Кстати, интересные мысли о проблемах образования есть в статье: Алексей Лельчук: о физиках и лириках.

Игра-викторина

Недавно нам подарили настольную игру «Метро сверху вниз».
Это игра — викторина, где право хода ты получаешь, только правильно ответив на вопрос о литературе, истории, географии, биологии.

На упаковке заявлено для детей от 12 лет. Думаю это тот возраст, когда викторины, вообще, могут стать интересными ребенку, потому что основной азарт заключается, во-первых, чтобы отгадать на карте, где находится какая-то достопримечательность, а во-вторых, правильно ответить на вопрос, чтобы получить право хода. Поэтому мы играли в нее вдвоем с Антоном и пару раз с бабушками (нашими мамами).

И чем дальше, тем очевиднее было для меня и Антона, что мы вообще ничего не знаем — ни историю, ни географию, ни литературу, ни кинематограф. И это после 11 лет в школе и 5 в институте.

За первую игру я ответила правильно, наверное, всего на несколько вопросов, среди которых были такие:
Кто тянул репку после бабки в сказке «Репка» и кто написал стиховторение «Вот какой рассеянный». Глеб, кстати, тоже ответил на эти вопросы )

Антон может быть в целом чуть получше.

Нет, я никогда не считала эрудированность признаком ума или таланта. Но мы даже приблизительно не знали время правления царей. Да что далеко ходить, даже год распада СССР мы угадывали ни с первой попытки. У Антона был чуть лучше с географией, я же с трудом представляла, где находится Баренцево море или Гималаи.

А между тем, школу я закончила с медалью и за все 11 лет у меня не было ни разу четверки по истории или географии — одни пятерки.

Парадокс обучения в школе

Вообще, дома я читала и учила только то, что связано с математикой и физикой (еще был период увлечения экономикой). А перед уроком — 5 минут на переменке — я всегда готовилась к следующему уроку: быстро пробегала глазами пару страниц, стараясь выхватить самое главное. На следующей перемене я уже ничего не помнила о том, что читала на предыдущей. А то, что рассказывал преподаватель на уроке, я редко слушала и запоминала: то ли память визуальная, то ли просто скучно было. Это редко было нечто более интересное, чем обычный пересказ главы из учебника…

Конечно, были всякого рода контрольные работы. Но, если что-то учится не ради интереса, а ради оценки, это забывается через день. Может для кого-то это не так, но для меня это справедливо на 100%.

Зачем я училась?

Школу я закончила 9 лет назад, Осталось ли хоть что-то в голове после прошествии этого времени? Да, только то, что мне было интересно. Я по-прежнему могу решить даже достаточно сложные задачи о брусках скользящих по горке, дифференциальные уравнения и даже задачи на построение кривых спроса и предложения. То есть то, что я учила и делала ни ради оценки!

Проблемы образования в том, что школа вроде бы должна расширять кругозор, давать представления о мире, но, по сути, выходит, что запоминается только то, что училось из-за внутренней мотивации и интереса. А интерес и познавательная потребность такие хрупкие вещи, что создать их с помощью каких-то оценок, домашних угроз или лекций на тему будущего и хорошей работы просто невозможно.

Сработать может только личность педагога. Только человек, увлеченный чем-то, может создавать запал у других. Да и если вспомнить, о чем говорит Ньюфелд в своей книге, для нормального формирования личности нужен такой педагог (или родитель). Иначе школа становится даже опасной. Но ведь такие педагоги почти не встречаются особенно в наших школах, где все строится на программе, натаскивания, хороших оценках, а не реальном всестороннем развитии человека.

Получается, ребенок не может интересоваться всем и вся, но учить приходится все, прожигая бесценное время: заучивать, получать оценку, забывать, заучивать, оценка, забывать…

И кто-то еще после этого смеет говорить ребенку, что оценки — неглавное. Если нет внутреннего желания узнать больше, ради чего тогда читать об индейцах и том, как Колумб Америку открыл?! Да, иногда аппетит приходит во время еды, ну а если не приходит?

Проблемы образования

В системе образования надо что-то менять. То, что есть сейчас — класс, уроки, оценки — никуда не годится. Первая мысль, которая приходит в голову — не заставлять учить то, что не интересно.

Что? Вы думаете, никогда не станет интересно? Неправда, сейчас я с удовольствием читаю историю Германии; никогда не интересовавшись английским и иностранными языками, я выучила его почти с нуля, потому что очень захотелось смотреть фильмы без перевода и читать английские сказки сыну. В прошло году, заинтересовавшись философией, я прочитала и поняла гораздо больше, чем на 50 лекциях и 30 семинарах в институте.

Так что у меня вопрос остается открытым: зачем я 11 лет училась в школе, если я ничего не знаю в итоге? И хочу ли я, чтобы мои дети так же бестолково провели детство и юность?

На все комментарии я отвечу, как мы вернемся из Мюнхена. Обязательно напишу о нашем путешествии и буду рада, если вы подпишитесь: тогда статьи целиком будут приходить на почту. Подписаться можно тут, введя email.
Этой записью можно поделиться с друзьми в соц. сетях нажам кнопки внизу: мне будет очень приятно =)

С Уважением, Несютина Ксения

13 комментариев
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. nataliigromaster

    Ух какая важная тема! Всё верно, Ксения… у меня тоже часто возникает вопрос «а нужна ли школа в том виде, в котором она есть»… ведь самому главному там не учат — не учат жизни, не учат понимать себя и понимать других, не учат ставить цели, не учат уважать и ценить семью и дружбу… да много чему не учат…
    Эти вопросы школа оставляет семье, а семья школе…
    Что даёт школа? Формулы… даты… книги, которые доступны для понимания взрослому, но никак не ребенку… навык выживания среди жестоких сверстников и часто озлобленных учителей… Вот и получается, что каждый день в школе — маленький бой… А где же радость? Может быть, просто мне не повезло… и у кого- то школа вызывает светлые воспоминания…
    Мне, например, нравилось (и нравится) учиться, но лишь тому, что мне было ИНТЕРЕСНО, а это часто не вписывалось в школьную программу)))
    Сейчас, когда родители моих воспитанников (дошколят) спрашивают, могу ли я им посоветовать какую-нибудь школу, я говорю «Ищите учителя!» Считаю, что личность учителя способна повлиять на развитие любого интереса, а для начальной школы -это самое важное.
    Желаю вам найти для ваших детей СВОЕГО учителя, который первые школьные годы сделает радостными.

  2. Галина (Азбука Ума)

    Готовлюсь к поступлению своей дочки в первый класс. Первая моя мысль была — отлично! Теперь я вспомню вместе с ней всю школьную программу, выучу то, что так и не отложилось в моей голове.
    Школа или домашнее обучение — такой вопрос передо мной не стоит. Школа. Для социализации, для общения со сверстниками, для преодоления трудностей и решения возникающих проблем, для развития самостоятельности. Дома я этому не научу.
    А что касается уроков и знаний, то внутренне готова идти вместе с ней по школьной программе, готовить для нее игры, занятия чтобы заинтересовать, чтобы не ради оценки.

  3. Алиса

    Для меня эта тема тоже очень интересна, хоть моим дочкам 3,5 и 2 года, но я уже изучаю тему домашнего образования. Совершенно с Вами согласна во всем, сама тоже школу окончила с медалью, два высших. Хочу чтоб детям был интересен процесс обучения, и они не просиживали часами в школе.

  4. tavika

    Полностью согласна с Галиной. Дело в том, что научиться географии или английскому при хорошей мотивации можно и потом дома за короткое время. А вот научиться дружить и ссориться, научиться выстраивать отношения со сверстниками и со взрослыми, научиться где-то хитрить, а где то проявлять благородство — для этого нужен опыт социализации. У меня перед глазами есть опыт двух «нешкольных» детей. Обоим сейчас по 10 лет. Они умные и развитые, но с ними неприятно общаться. Поэтому для дочери у меня однозначный план — школа.

  5. Ксения Несютина

    Я училась в школе, но думаю со мной тоже было не приятно общаться… У меня были знакомые-друзья, но я перестала общаться со всеми сразу после того как забрала аттестат, даже на выпускной вечер не пошла: были дела поважнее — готовится к вузу. А общаться перестала: просто не было тех к кто был бы мне нужен и я чувствовала бы к ним что-то. Но к примеру была учительница — классный руководитель с которой я до сих пор общаюсь и она реально интересный человек.

    Но я знала много самых разных необычных людей вне школы — с ними я дружила, со многими поддерживаю отношения до сих пор. Мне кажется, что человек должен и может искать друзей и общаться по-другому: не как директор распределил по классам и не только со сверстниками. Гораздо полезнее реальная жизнь и выстраивание отношений вне школы. А вот если ребенок посещает школу, то редко остается время и желание на эту другую жизнь…

    Так что я думаю дело все таки скорее в темпераменте, характере, а не в школе.

  6. Галина (Азбука Ума)

    Мне повезло, у меня сейчас три самые близкие подруги именно школьные.
    Зная по личному опыту, что школьные годы многому учат в социализации. Я училась быть невосприимчивой к чужому мнению, быть выше завистников и агрессоров, принимать сторону слабого, а не сильных, добиваться того, чтобы меня уважали.
    Во дворе и на кружках, где все более или менее доброжелательны и сплочены для одной цели, подобных ситуаций может не возникнуть.
    Рядом со мной всегда была мама: выслушивала, советовала, поддерживала, не навязывая своего мнения. В этом же и я вижу свое предназначение в школьной жизни дочки.

  7. Olga 0207

    Я тоже мало что вынесла из школы. Но с одним исключением: в четвертом классе я училась в Индии — там нас в классе было двое. Вот за этот год я помню все! И по истории, и по географии, и по другим предметам.

    Мы оба знали, что должны делать домашние задания каждый день, так как нас обязательно спросят. И делали. Сначала было трудно, потом втянулась и задания не занимали много времени.

    Всего один раз за год мой одноклассник, помню, пришел с несделанным заданием. Тогда ему пришлось извиняться передо мной: ведь в тот день мне пришлось на всех предметах отвечать одной.

    Вот примерно такой, на мой взгляд, и должна быть школа. Возможно, не два человека в классе — но 5-6.

  8. Ксения Несютина

    Оля, полностью согласна ) В класс с 5-6 учениками и преподавателем, который мне нравится точно бы пошли в школу

  9. Екатерина

    школа в которой ориентировались бы именно на результат, уделяли достаточно времени и внимания каждому ученику, находили индивидуальный подход, скорее школа детской мечты. Сейчас ведь уделяют больше внимания тем, кто идет впереди, а отстающие мало кого интересуют, а должно быть наоборот, как по мне. Дети остаются на едине со своей неуспеваемостью и со своими проблемами

  10. Наталия

    да, к сожалению, порой обращаю внимание, когда уже поздно и остается только посвящать песни, как Эля Чавес. Ксения, очень полезная информация, спасибо, Вам!

  11. Ксения Несютина

    Вот поэтому и кажется мне, что свою мечту можно создать, обучая ребенка дома, хотя тут конечно тоже много подводных камней и минусов

  12. Смальницкая Ирина

    Ксения, присоединяюсь к беседе. Чтобы интересно рассказать дочке о многом в нашей жизни, я тоже взялась за книжки ))) по истории. И первой стала детская энциклопедия по истории, такая, что без дат, но в целом охватывает всю российкую историю и показывает роль каждого её правителя. Всё очень примитивно, но зато понятно и (на моё удивление) ОЧЕНЬ интересно. При этом у меня золотая медаль в школе. Но вот уже в вузе преподаватель по истории на экзамене спросила меня с подружкой: «На каком факультете вы учитесь? Филология? Понятно, СКАЗОЧНИЦЫ» Так что полностью согласна, сегодняшняя школа нужна больше не для получения знания, учебных умений, практических навыков. В большей степени, для некой социализации (хотя и это под вопросом, многое в большей степени пугает и настораживает). Дружбе и выходу из сложных ситуаций можно научиться не только в школе. Если вы изучаете практику домашнего обучения, напишите свои размышления по этому поводу. Очень актуальная тема. Спасибо

  13. Ксения Несютина

    Ирина, я изучаю, думаю… Вообще сейчас он остро стоит вопрос переезда и собственного жилья (мы снимаем сейчас квартиру). Пока непонятно с местом — нельзя определиться со школой. Но больше склоняюсь к ДО хотя бы первые 1-2 года.

Оставить свой комментарий