Прогулки-узнавалки Прогулка-узнавалка Савелия

Прогулка-узнавалка Савелия

Эта конкурсная статья от мамы Натальи и Савелия на конкурс «Наши прогулки-узнавалки».

Здравствуйте, Ксения. Меня зовут Наталья, я мама двух деток – Сони (6 лет) и Савелия (3 года). О проекте прогулки-узнавалки мы узнали позднее, чем закончилась возможность приобрести полный пакет, поэтому нам оставалось довольствоваться лишь пятью первыми прогулками. Но и они принесли нам массу полезного и познавательного.

Поскольку гуляли по сценариям мы с Савелием вдвоем, то и диалоги проходили только между нами. Столько интересного и забавного от своего сынишки я не слышала, наверное, никогда. Приведу часть перлов, выданных сыном на прогулках.

На прогулке, посвященной живому и неживому, мы, естественно, обсуждали, что из окружающего нас мира является живым, а что неживым. Савелий быстро уяснил, что все растения живые и для того, что бы жить им необходимо питание. Но вот вопрос: «Мама, а почему трава не растет на облаках? Ведь там есть вода (дождик идет сверху), есть воздух (птицы летают, значит, им есть чем дышать), есть солнце (в небе днем светло, а ночью и на земле нет света), так почему же не растет трава на облачках?».
облака

И мы начали рассуждать, в итоге сын пришел к следующему заключению: «Траве нужно куда-то крепить корни, а облака прозрачные, на них нельзя закрепиться, поэтому трава попросту будет падать с облачков и не сможет на них расти». Вот так вот все, казалось бы просто, но я не смогла сразу сообразить, как ответить на поставленный вопрос. И лишь путем рассуждений (как и рекомендует нам проект) мы ответили на вопрос, чему были оба несказанно рады. Порадовало, что сын уяснил, насколько важна корневая система для растения, понял, что если нарушить корни, то растение погибнет, и что чем сильнее корни, тем крепче растение будет сидеть в земле.
цветок

Своими новыми знаниями сын не преминул блеснуть, когда недалеко от дома, на стройплощадке увидел упавшую некогда высокую березу. Савелий увидел, что корни березы с одной стороны начисто удалены, и лежит она рядом с новенькой дорогой. Сын практически сразу сказал, что кто-то срезал дереву корни, и оно не могло больше удержаться в земле, поэтому упало. Этот «кто-то» обнаружился рядом, им оказался экскаватор.

После того как разобрались с травой, обсуждали реку. Савелий сказал, что река, конечно, не живая, а течет она потому, что ее гонит ветер или потому, что стекает с гор. То есть река всегда бежит, потому что течет сверху вниз. Как-то сам догадался, после того, как я напомнила ему о водопадах. А вот на вопрос живое ли озеро сын был категоричен: «Конечно неживое!» — «Почему?»-«Ну, оно же не цветок!». Железная логика, что тут скажешь.

На другой прогулке, посвященной тому, что создала природа, а что человек, проходя мимо цветочной клумбы, я спросила сына, чьим творением является клумба. Савелий в ответе на вопрос выстраивал свою цепочку рассуждений: «Цветок живой (это мы уже знаем), значит, его не мог создать человек. Значит, цветок создала природа. Но вот в клумбу его посадил человек. Мам, вместе природа и человек создали клумбу!».

В процессе фотографирования живого-неживого сын, гонялся за голубями как Шарик из Простоквашино с фоторужьём.
голуби

На мой вопрос, зачем же он гоняет голубей, когда мог тихонько подкрасться к ним и сделать фотографию, сын ответил: «Чтобы кадр лучше получился». И все равно голуби оказались какими-то «неживыми» и «нелетуче-скучными».

Но больше всего мне запомнился момент, когда мы обсуждали что будет, если человек станет все-все выращивать искусственно, и что тогда случится с природой. Для начала напомнила сыну о том, как мы ходили в некогда прекрасный ухоженный яблоневый сад, рассказала, что когда-то он был колхозным и за ним ухаживали, поливали, собирали урожай, убирали сорные травы и удобряли почву, и что были в нем яблоки огромные, сладкие … («И крааасные»-добавил Савелий).

Но несколько лет назад сад забросили, никто за ним не ухаживает, и он стал совершенно иным. А если человек будет все выращивать в теплицах, искусственно, что станет с природой, если тот яблоневый сад взять как пример? Савелий отвечал так: «Природа, как и яблони, сначала начнет стареть (видел старые сухие яблони), плоды сначала станут маленькими и невкусными (также наблюдал на яблонях данный эффект), а затем совсем перестанут давать плоды. А если не будет плодов, то нечем будет питаться червячкам, и они погибнут. Не будет червячков – погибнут птицы. Не будет птиц – погибнут животные, которые едят мясо. Мам, я тоже ем мясо, так что, и я погибну что ли?!!!» (и немой ужас в глазах)))). Вот так вот Савелий ответил на вопрос об искусственно созданной природе. И завершил рассуждение, сказав, что в таком случае вся планета погибнет. Когда я уже думала, что тему обсудили, Савелий сказал: «А вот машины то не погибнут! Они неживые». И мы начали сначала: железо, из которого делают авто – полезное ископаемое, так же как и нефть, из которой делают бензин и масло для машин. И тут Савелий перебил меня: «Да-да, я понял, если погибнет Земля, то и добывать неоткуда будет». Так мы косвенно задели и исчерпаемость природных ресурсов.

Присев отдохнуть и поесть мороженное, мне хотелось немного помолчать, а сына, что называется, «несло». Сам спрашивал, сам отвечал: «Кто создал мороженное? Человек! А из чего он его создал? Из молока, которое дает корова. Правильно, Савелька. А если б не стало травы, то корове нечего было бы есть, и она не давала бы молока…..(мыслительная деятельность, даже видно как «шестерёнки» крутятся) …. Мааам, так и мороженного бы тогда не было?!!».

Были и такие вопросы: «А птица это животное? А рыба животное?». Но ответы на них мы только будем искать. Потому что мне самой нужно многому научиться и многое узнать. Возможно и на все описанное выше, мы не давали правильных с научной точки зрения ответов, но мы явно были где-то близко, а тот факт, что ребенок путем самостоятельных размышлений и умозаключений приходил к итоговому решению, было для него поводом для настоящей радости и гордости собою.
Прогулка-узнавалка Савелия

Хочется сказать огромнейшее спасибо Ксении за методику, способ подачи материала и за огромную проделанную работу. Мы с удовольствием будем гулять и дальше, но уже осенью.

Спасибо большое, Наталье и Савелию, за участие в конкурсе! Прогулки у Вас получились очень интересные!

Вы можете:

Присоединиться к пробной недельке

ИЛИ

Участвовать в полной версии

С Уважением, Ксения Несютина

1
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Людмила

    Мне очень понравились ответы Вашего сына!

Оставить свой комментарий