Прогулки-узнавалки Третья прогулка. Животные и растения

Третья прогулка. Животные и растения

корешки

Сегодняшняя прогулка была посвящена животным и растениям. Опять скажу, что самое главное — это не научить ребенка чему-то. А дать ему возможность самому получить эти знания через рассуждения и наблюдения.
 
Не сразу вся та информация, которую мы даем ребенку, разложится в голове по правильным полочкам. Это нормально. Сейчас мы создаем громадный “задел” на будущее. По сути, создаем эти самые полочки, на которые впоследствии можно будет разложить очень многую информацию о мире!
 
Вообще, все, что может сделать родитель для ребенка — это общение и совместная деятельность: эти два элемента не заменит никакая развивающая игра или обучение.
 
Именно эти два элемента: общение и совместные наблюдения будут основой наших прогулок.
 
Сегодня мы наблюдали за животными и растениями и пытались понять, чем они отличаются друг от друга.
 
Наверное, 99% детей на вопрос «Чем отличаются растения от животных?» скажет: «Животные ходят, бегают, летают, а растения остаются на месте.»
 
В этом есть доля истины, но, чтобы понять истинное отличие животного от растения, надо понять “Почему животные передвигаются, а растения остаются неподвижными?”
 
С этого мы и начали. Взяли фотоаппарат и решили найти какое-нибудь животное и сфотографировать. Это оказалось не простым делом: муравей уползал из кадра, ворона улетала, кошка убегала. Растения же фотографировались легко: навел, сфокусировал, нажал кнопочку.
 

фото растений

 
На площадке мы раскопали маленькую ямку и стали рассматривать корешки подорожника.
 

корешки

 
Вчера прошел дождь, и потому растение легко вынули из земли. Что же растение получает из земли, зачем ему корни?
 

подорожник

 
Воздух! Дружно говорят Глеб и Марк. )))
Хм. А много ли там воздуха? Если вы уткнетесь носом в землю сможете дышать?
Глеб задумался…
Беседа замялась, а через несколько минут Глеб: «Воду они пьют! Но только им нужны корни очень длинные, чтобы до подземных вод достать. Если ямку долго копать, то обязательно доберешься до места, где будет вода.» =))
Вот такая детская логика. ))
 
Продолжаем ковыряться в земле и щупать землю. Я спрашиваю: А куда делся вчерашний дождь? Ведь дождь — это вода. Куда она пропала?
Глеб: в земле, конечно. Вот какая она мокрая!
Тогда зачем растению тянуться к подземным водам, если вода и так есть в земле?
Этот вопрос остался без ответа.
 
Вообще, хорошо оставлять вопросы без ответа. Такие вопросы — часто и есть зерна любознательности. Потому что ребенок (возможно даже неосознанно) будет искать ответа. И к тому же научится задавать такие вопросы сам себе, когда подрастет.
 
А дальше мы начали рассуждать, что еще нужно растению: солнце, тепло — именно поэтому зимой так мало растений; воздух — поэтому не растут растения на луне и других планетах, даже если их поливать и обогревать.
 

деревья

 
Я рассказала, что кроме воздуха, воды и солнца растениям нужна пища, и вот эту пищу они научились “делать сами” из воздуха, воды и солнца. Поэтому им не надо бегать и ловить мышей, как кошке, или летать, как вороне. И тут Марк выдал феноменальное: мы тоже сами можем еду себе делать, суп, например, готовить!

Вот почему за всем, о чем мы говорим, надо наблюдать, исследовать. Иначе это останется пустыми словами даже для школьников, а иногда и для взрослых.
 
После дождя перед подъездом Глеб заметил грибы. Но уже и так было слишком много рассуждений о том, почему человек — это не растение (ведь ему тоже нужно солнце, воздух и вода) и о многом другом. Поэтому я просто сказала, что грибы — это не растения (так как не создают пищу внутри себя) и не животные, потому что у них нет рта, пищеварения.
 

Вы можете:

Присоединиться к пробной недельке

ИЛИ

Участвовать в полной версии

1 комментарий
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Екатерина

    Наш отчет по 3-5 прогулке http://www.babyblog.ru/user/id1084205/179873.
    Повторюсь — спасибо, Ксения, за нестандартное видение. Обычно в рамках ТЗ и ТН мы много вещаем и даем информацию ребенку, а вот задавать ему вопросы, слушать ответы и стимулировать собственное мышление часто забываем…

    Не совсем понимаю только, как действовать, если ребенок отвечает и разворачивать ошибочную линию. Нужно ли в конце его мыслей все же дать верный с точки зрения энциклопедических знаний ответ? Или стоит уже в процессе размышлений с помощью наводящих и исправляющих вопросов вывести его на верную мысль?

Оставить свой комментарий