Прогулки-узнавалки Вторая прогулка. Живое и неживое

Вторая прогулка. Живое и неживое

Глеб и Марк очень впечатлились поисками на прогулке “интересненького”. Сегодня с самого утра оба начали говорить “пойдем искать то, что сделал человек”.
 
После утренних процедур: завтрака, зарядки, душа для мамы и приведения себя в порядок мы опять вышли гулять! Но сегодня задание будет немножко другое: давайте искать все живое и неживое.
 
Сразу хочу сказать, что дети в 5-7 легко интуитивно улавливают разницу между тем, что живое и что неживое. Но часто не могут объяснить это словами: не хватает речевых и аналитических навыков. Наша задача — помочь им в этом с помощью хороших вопросов и наблюдений.
 
Дети в 2-4 воспринимают мир целостно. И если “сделал человек/сделала природа” у них еще может получиться ухватиться за логику, то с живым и неживым все гораздо сложнее. Часто дерево кажется абсолютно не живым, а солнышко светит, улыбается — значит живое. Это замечательно для их возраста! Пусть пока будет так. Ваша задача — обращать внимание на то, что цветочек, травка, деревья тоже живые — они рождаются из семечки, тянутся вверх — растут, если сорвать или спилить — умрут.
 
Наш Марк — не исключение: цветочки и растения упорно казались ему неживыми. Поэтому для него на прогулке мы (я и Глеб) старались делать акцент именно на этом.
 
семечко
 
Первое, что ребята нашли прямо на углу нашего дома — поляну с одуванчиками. И, конечно, принялись их весело обдувать. А, кстати, семечко одуванчика — живое или нет?
 
одуванчик и камень
 
С Марком мы рассматривали травинки, разламывали земляные камешки, на большой поляне искали семена (сейчас это, наверное, только одуванчик и клен).
 

земляной камешек
 
Для трехлеток не столько важно что-то говорить и объяснять, сколько что-то делать: собирать, трогать, нюхать и … удивляться! Именно через такие простые, ежедневные (и, главное, РАЗНООБРАЗНЫЕ) прикосновения к окружающему миру, придут глубокие знания.

 
За время прогулки у нас с Глебом возникло несколько интересных обсуждений:
 
Мама: Смотри крапива растет. Еще несколько недель назад здесь было пусто, а теперь большой куст крапивы. Откуда он?
Глеб: Из земли вырос, потеплело потому что.
Мама: Была голая земля, и вдруг куст… А камень почему не пророс, который рядом лежит?
Глеб: У него не получается, он — не живой. А крапива из семечка выросла, выходит оно — живое..

Вижу на лице Глеба тень задумчивости. А ведь, действительно, два похожих с виду предмета: камешек и семечко. Только одно как-то так “хитро устроено” (слова Глеба на следующий день), что из него что-то растет. А камень так “устроен”, что лежит и никогда не прорастет.
 

крапива и камень

 
Другой интересной беседой было обсуждение того, как появилась жизнь на Земле.
 
Мама: А как думаешь, всегда на Земле было что-то живое или не живое?
Глеб (помнит энциклопедии, где мы читали о предположениях по поводу происхождения земли): Нет , помнишь мы читали, как раньше Земля была очень горячая, было много вулканов и землетрясений.
Мама: Выходит, все было неживое. Но в какой-то момент появилось живое! Из неживого — живое! Представляешь?
Глеб: Живой человек появился? (Для детей ярким представителем живого  является человек, и даже уже в школьном возрасте им трудно думать “множествами” — они стараются подменить группу, множество на конкретного представителя, например, человека.)
Мама: Но ведь человек — это очень сложный организм, а вот мох (стоим рядом с деревом) он уже гораздо проще. Даже обычного мха не было на Земле, даже микробов и бактерий!

Люди до сих пор в лабораториях не могут получить живой организм из неживого. Есть мнение, что саму Землю и жизнь на ней создал Бог; кто-то верит, что к нам жизнь попала с другой планеты; кто-то верит, что все-таки может из неживого появиться живое, просто пока не разгадано как.
 
Этот рассказ произвел на Глеба глубокое впечатление. И, мне кажется, здесь главное — не какие-то знания, а внутреннее ощущение, чувство, что жизнь — это чудо. Живое умирает и становится неживым. И ко всему-всему на Земле надо относиться очень бережно, потому что несмотря на то, что человек изобрел столько всего, способа вернуть к жизни сорванный, засохший цветок пока нет!
 
Пока шли домой ливанул дождь, а потом пошел град, когда мы уже успели забежать домой. Я поймала градинку и говорю: “А представьте, если бы градинка была живая,то..” И вдруг Марк подхватывает и говорит: “Она бы росла, росла, росла и превратилась в ледяного человека. Человек-град был бы. ” Глеб: «И он бы всех замораживал. Прикоснется — заморозит. Его никто не может поймать, потому что он моментально замораживает клетку, наручники…»
 
Дальше был приключенческий детектив уже от Глеба, как изловить человека-Град. 🙂
 

Вы можете:

Присоединиться к пробной недельке

ИЛИ

Участвовать в полной версии

Оставить свой комментарий