10 | 24/3/2013
Кто такой Пушкин? =)
Хороший способ позаниматься чем-то полезным и в то же время повеселиться с детьми — играть в сказки или просто придумать несколько игр объединенных одной темой, которая занимает ребенка и к которой он неравнодушен. Наша небольшая коллекция таких игр — здесь. Кстати, если хотите читать о наших новых играх, то жмите сюда.
Когда можно начинать читать сказки Пушкина ребенку
Сказки Пушкина — это совершенно особенная поэзия. Мне она всегда нравилась. Таких мелодичных спокойных радостных стихов, наверное, больше нет ни у одного поэта.
Мы долго откладывали знакомство с произведениями великого классика: казалось, что смысл их трудно понять ребенку в 3-4 года. Но вот, пришло время узнать «кто такой Пушкин«, потому что даже в книжке про поезда («От паровоза до сапсана«) встречается упоминание этой фамилии. И вот однажды, включив, а машине аудио сказку «Сказка о царе Салтане«, я поняла, что Глеб все прекрасно понимает и ему очень понравился и сюжет, и рифмы.
Мне кстати в детстве было не понятно, почему царь выбрал девушку, что «для батюшки царя родила б богатыря«. Мне казалось, невелико дело — любая бы царица родила богатыря, а вот кроме этого еще и пир устроить или полотна наткать — это уже сложнее. Теперь понимаю: не знаю как во времена Пушкина, а у нас сейчас это как никогда актуально. Многие женщины отлично справляются с карьерой и работой, а заботу о детях готовы как можно скорее переложить на бабушек\дедушек\детский сад. А то и вовсе предпочитают не заводить детей.
Играем в сказки Пушкина. Почта
Уже вернувшись, домой мы перечитали все сказки Пушкина. А потом и поиграли в одну из них, уже упомянутую — «Сказку о царе Салтане».
***
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Во-первых, мы решили понять, почему царица с сыном оказались в бочке. Все потому, что гонец доставил не то письмо. А сейчас есть гонцы? -Правильно, сейчас есть почта и то, насколько точно почта доставит письмо, зависит, не произойдет ли опять такой ошибки как в сказке.
И мы решили поиграть в почту, так как я описывала здесь.
Я нарисовала бинарное дерево — ветвящийся граф, из каждого узла которого идет две дорожки — «да» и «нет«. А в узлах находятся вопросы, например «есть ли мотор?» или «имеются крылья?«. Глеб читал, кому надо доставить письмо, затем читал вопросы и шел по нужной дорожке к следующему вопросу. В итоге путь приводил его к домику, открыв который, он находил адресата.
Вообще вариантов игры в почту бесчисленное множество. Марк тоже получил свой набор цветных писем, которые надо было разнести к цветным домикам из лего. Для него адресом домика служил цвет — в красный домик красное письмо; в зеленый — зеленое.
Математика с орешками и белочкой
***
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд
Давай тоже погрызем орешки, но конечно не зубами. У белки зубы растут всю жизнь, поэтому ей не страшно повредить их. А у человека всего 2 набора зубов, поэтому их надо беречь.
Мы раскололи много грецких орехов на половинки и начали решать задачки: из скольких половинок получится 2 ореха? 4 ореха? А если у тебя есть 3 скорлупки, сколько здесь орехов? А если скорлупок 4, 5?
Если есть несколько скорлупок от разных орешков — грецкий, фундук, фисташка, миндаль, то с детьми 1-2 лет можно поиграть в игру «подбери половинки«.
В продолжение темы орешков и скорлупок, мы решили сделать узоры из скорлупок фисташек. С Глебом мы делали симметричный узор похожий на этот. А Марк с упоением просто вдавливал скорлупки в пластилин
Множества на островах
***
Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Я напомнила Глебу, что остров это часть суши, окруженная водой со всех сторон. А потом мы сделали острова из веревочек. На этом острове живут красненькие человечки, а на этом квадратные человечки. Попробуем разделить: красных посадить па один остров, а квадратных — на другой. Обязательно подложите в кучку красного и квадратного человечка. Пусть ребенок попробует догадаться, куда его посадить. Если это оказалось легко, можно попробовать 3 острова и соответственно 3 свойства — размер, цвет, форма. Еще можно сделать 2 острова разделенных по одному признаку (например, здесь желтые, а здесь зеленые). И спросить ребенка, может ли оказаться, что человечек будет жить и тут, и тут, как это было с красным и квадратным. Кроме того, можно разделять на квадратных и четырехугольных (одно свойство включает другое). Пусть ребенок постарается объяснить, почему в этом случае, один остров всегда внутри другого.
Сортируем жителей островов
С Марком мы просто сортировали кучку лего на желтых, зеленых, синих человечков (кубикам заранее я подрисовала рожицы)
***
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой…
Мы обсудили, кто такая ткачиха, повариха, сватья баба; каких профессий уже нет и почему. Используя эту книгу, можно прочитать о названиях многих других профессий. Кроме того поиграли в самодельный паззл «профессии«. Оказалось интересно не только Марку, но и Глебу.
Кораблики из бумаги
***
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Оригами отлично развивает пространственное мышление. Мы сложили простые детские кораблики. Глеб просто повторял за мной каждый сгиб, но и это сложно для ребенка 4-5 лет. Надо точно понимать какой край и в какую сторону отгибать, то есть очень хорошо ориентироваться в понятиях левый, правый, верх, низ и уметь хорошо копировать действия другого.
Затем поставили кораблики на гладкий столик, и я начала рассказывать кусочек из сказки «Ветер на море гуляет…» Как только я говорю последнее слово — «парусах«, надо начинать дуть. Цель — первым сдуть свой кораблик со стола.
Марку тоже достался кораблик, и он просто копировал нас и дул на него как мог.
А еще я начала писать подборку игр по сказкам, в которые можно играть вместе с конструктором лего (или лего-подобным). О том, когда она будет готова, вы можете узнать первыми, нажав сюда.
С Уважением, Несютина Ксения
Ксения, читала с удовольствием. Сначала подумала, как интересно вы обыграли почту, потом сделала акцент на игре с орехами. В итоге, дочитав до конца, поняла, что не могу отдать предпочтение какой-то определенной игре . Вообщем, получилось отличное занятие. С удовольствием добавляю ваше занятие на конкурс.
Очень интересное занятие! И спасибо за напоминание про игры на основе графа — я давно хотела такое где-нибудь использовать. А у вас в занятие такая игра очень гармонично вписалась!
Очень интересное занятие по Пушкину! Успехов в конкурсе!
Ксения, удачи в конкурсе! Такое необычное, познавательное и увлекательное занятие получилось! Вы просто молодчинка!!!
Роскошно! Мне очень понравилось про почту — с вопросами и ответами. Спасибо за идею, обазательно так поиграем, думаю, что это будет весело! Замечательно с островами — я тоже стараюсь Асе предлагать задачки с разными вариантами решения, ей так это нравится! Что можно так, а можно и вот так, и это тоже будет правильно. 🙂 Спасибо большое!
Великолепное занятие с ребёнком. Удачи вам, Ксения! Ваша фантазия меня просто покорила. 🙂
Приму на вооружение, спасибо за полезную информацию!
Здорово вы обыграли сказку! Очень наглядно и познавательно.
Младшему сыну сейчас на ночь стала рассказывать сказки и однажды попробовала рассказать «Лукоморье» Пушкина. Ему так понравилось, теперь каждый вечер рассказываю)
Удачное занятие! Мне тоже очень понравилось. Мило, по — доброму и замечательно развивает. Молодец!