5 | 07/6/2012
Первые уравнения
Ох, как часто школьники “не понимают уравнений”. Причин тому много, но одна из них абсолютное не умение оторваться от чисел и перейти к абстрактным “икс”, “игрек”.
Но обязательно ли ждать 5-6 класса, чтобы начать втолковывать детям, что такое уравнения? Совсем нет. Можно начать гораздо раньше!
Вообще, если очень упростить суть уравнения и перевести на бытовой язык, то это поиск неизвестного, по тому что его “окружает” и уже известно. В такой “повседневный вариант уравнений” можно играть, начиная с года.
Вариант игры для детей 1-3 года: Игра с коробкой
Нам понадобится коробка и несколько маленьких игрушек:
Дайте малыша рассмотреть их. Покажите коробку, в которую каждый из них может спрятаться.
И вот наступила ночь (закройте глаза или предложите ребенку отвернуться) и один из наших друзей действительно спрятался! Кто это был?
Рассмотрите игрушки с малышом. Кто прячется в коробке? Лучше сначала не говорить “кто пропал?” Ведь это смещает фокус с поиска неизвестного, на алгоритм его поиска и дает небольшую подсказку.
Возможно поначалу ребенок первым делом будет стараться открыть коробку и посмотреть. Разрешите это сделать и вместе поприветствуйте спрятавшуюся игрушку. Через время малыш поймет, как находить “беглеца”, только оглядывая тех, что остались.
Вариант игры для детей 4-6 лет: Маскарад
С ребенком старше 4-5 лет, который уже умеет считать и знаком с цифрами (и только в этом случае!), можно попробовать такой вариант игры.
Приготовьте несколько картинок и расскажите о том, что числа отправились на маскарад. Каждая из них приготовила себе маску. (Покажите ваши картинки)
И вот на маскараде числа начали играть: становятся в ряд, чтобы получалось правильное равенство. Но на некоторых надеты маски! Кто же прячется за этими масками?!
Вариант игры для старших дошкольников и начальной школы
Еще более сложный и продвинутый вариант: записывать равенство, сразу заменяя числа мини-картинками:
И прошу вас, не надо объяснять ребенку правила “Чтобы найти уменьшаемое, надо сложить разность…. ”. Такие готовые алгоритмы дают очень мало для развития логики и мышления и лишь превращают секрет, загадку, тайну в банальную зубрежку и проверку памяти.
Хотите еще сложнее? Тогда заменяем картинками два числа. Да, здесь возможно несколько вариантов ответа. Не надо с молодых ногтей твердить ребенку о том, что математика “точная наука”. Это опять таки ведет к забитости мышления и попытках следовать заученному “правильному” алгоритму:
И совсем для продвинутых: прячем некоторые цифры в числах.
Это уже так называемые олимпиадные задачи для школьников 1-5 класса, но не стоит боятся предлагать их дошколятам. Многим они вполне под силу!
Немного более подробное изложение сути игры — и читатель Ваш! )))
Ксения, очень интересно. Но по какой-то причине у меня не отображаются фотографии, и поэтому мне не все понятно…
Евгения, что-то случилось. У меня тоже пропали… Постараюсь в течение выходных заново загрузить. Спасибо, что написали о проблеме
Евгения, добавила картинки в эту статью.
Спасибо!