Мамина школа Математика Организация игр Моё планирование игр и занятий

Моё планирование игр и занятий

Решила написать о том, как я организую игры-занятия с Глебом. Или даже скорее есть ли у меня какой-то план занятий с детьми на день\неделю\месяц.

Я много перепробовала разных вариантов. Сначала, когда Глебу было около года, я составляла примерный план занятий с детьми на следующий день: во что поиграем до прогулки, что сделаем после, когда будем рисовать, когда лепить итд. Детей тоже можно учить планированию, начиная с 5-6 лет. Я писала о тайм-менеджменте для детей в этой статье.

Уходило на это много времени – около часа вечернего времени. А следовать «намеченному» плану занятий и игр удавалось не больше, чем на 20%. И я это дело забросила, потом мне попались недельки Даниловой и по ним мы тоже занимались, где-то полгода.

Здесь все уже расписано на целый день, на 7 дней в неделю. Мы прошли почти все темы, а начинать их заново, но брать игры для более старшего возраста было скучно.

Так как я очень люблю читать и искать материалы о детях и для них, то со временем у меня скопилось много самых разных игр и программ по развитию для детей 2,3,4,5 … лет. В одних были музыкальные занятия, в других математические, третьи развивали представление об окружающем мире, четвертые учили читать. Материала было много, а у меня оставалось чувство, что мы ничем не занимаемся и хватаемся то за одно, то за другое.

В общем, задачи перед собой я поставила две:

  • Систематизировать хотя бы какие-то игры-занятия и постоянно уделять им время, несколько раз в неделю.
  • Перестать волноваться самой, что я чего-то не успеваю. Расслабиться и делать «здесь и сейчас» все, что могу.

Получить решение удалось с одной стороны благодаря тому, что я опробовала разные варианты: хаотичные памятки, планы занятий, списки, программы на каждый день. С другой стороны тому, что много искала и читала статей и книг на эту тему.

Очень понравился подход Л.Даниловой, но сначала я не смогла его полностью внедрить. Прошло время, и я вернулась практически к нему же, вот только изменила свое отношение к происходящему и все наладилось!

Опишу вкратце сам метод. Я беру блокнот и делаю таблицу в 3 столбика. В первом столбике записываю, то чем хотела бы заниматься, во втором – сколько раз в неделю, а третий столбец – контрольный. В нем я отмечаю, состоялась ли игра, занятие, чтение, беседа – в общем, то, что было задумано.

 

Вот как выглядит наш план занятий и игр с детьми:

план занятий с детьми

 

Если же вам интересны какие конкретно игры мы используем, то смотрите раздел ТРИЗ, Игры-занятия и Математика.

Неделя кажется самым подходящим периодом. Третий столбец я еще разбиваю на нужное количество ячеек. То есть, если читаем английские книжки 3 раза в неделю, то там 3 ячейки.

Но настоящий «прорыв» случился у меня, когда я начала относится к этому плану занятий с детьми не как к «показателю» того, что я опять успела не все, что запланировала. А просто как к «объективному фиксатору» того, что было.

Я просто все отмечаю и в конце неделю смотрю, отмечая, во-первых, что мы много чего сделали и, во-вторых, отмечаю, что на следующей недели надо постараться больше рисовать, лепить и читать, если на этой мы уделяли внимание другим вещам. Отмечать и записывать, то, что ты сделал, очень помогает, тем, кому постоянно кажется «мало», «ничего не успеваю».

Можно просто начать вести дневник, и вы сразу обнаружите, что у вас все в порядке. Просто вы ставили себе невыполнимые задачи и поэтому всегда не успевали сделать всё.

Я рекомендую эти статьи блога:

Легкий способ научить ребенка читать. О том как мы легко и играя научили сына читать в 3 года

6
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Наталья

    Ксения, а Вы где-то выкладывали Ваши занятия? «Так как я очень люблю читать и искать материалы о детях и для них, то со временем у меня скопилось много самых разных игр и программ по развитию для детей 2,3,4,5 … лет. В одних были музыкальные занятия, в других математические, третьи развивали представление об окружающем мире, четвертые учили читать.«. Я иногда чувствую бестолковость и вину в том, что мало занимаюсь с дочкой: сама развивающие занятия придумываю редко, много времени потратила на то, чтобы найти подобные занятия в сети: безумно устаю за день и этим оправдываю свою лень в систематических занятиях с ребенком (((( Поэтому всегда интересны чьи-то идеи и материалы.

  2. Ксения Несютина

    Наталья, я участвовала во многих семинарах вот на этом форуме: http://danilova.ru/phpbb/index.php?sid=2be9659b2141af1b056ab3a154a339be Здесь есть платные, есть бесплатные. Сначала теряешься, конечно. Мне больше всего нравятся школы двухлетки\трехлетки\четырехлетки\пятилетки. Это проработанные занятия на каждый возраст, которые включают все все все. Мои игры и занятия есть немного в блоге, вот здесь: http://ideas4parents.ru/deti/igryi-zanyatiya/matematika.html/ Это математика, мы ее очень любим. И вот здесь немного ТРИЗ: http://ideas4parents.ru/deti/triz.html

  3. Наталья

    Спасибо!
    Сайт Лены Даниловой давно знаю, но я там чувствую себя потерянной… Понимаете, я как зайду, так мне сразу становится и стыдно за себя, и ощущение не покидает, что я, даже начни заниматься по уже готовым занятиям, не успею ничего, и вообще когда всем этим заниматься… Начинается какой-то внутренний мандраж — хочется взяться за все и сразу, а потом теряешься, и наступает апатия. Семинары видела, но ни в одном еще не участвовала. Хорошо, что Вы подсказали идею с ними.
    Ваши идеи замечательные, по некоторым занятиям попробую заниматься со своей малышкой.

  4. Ксения Несютина

    Наталья, вы не одиноки. После посещения сайта Лены Даниловой, такое ощущение почти у всех возникает. Вот даже тема: http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7632331 Почитайте, успокойтесь, у меня было такое чувство — я хотела все и сразу, каждую минуту я пыталась «отдать сыну» и развить его. Славо богу это прошло. Я уверена вы самая лучшая мама для своей дочери. Просто все родители разные, потому и дети вырастают разные. Не лучше, не хуже — а просто разные. Даже в одной семье, как у нас, мальчики очень разные. Мне кажется прежде всего потому что родители за три года воспитания первого ребенка, очень изменились — и второму сыну, достались уже «совсем другие» мама и папа. Не мучайтесь чувством вины — это прошлое, его не вернуть. Живите настоящим, делайте что-то здесь и сейчас, чтобы дочке было интересно и весело. Для этого напишите небольшой список «интересных дел«:

    • порисовать,
    • поиграть,
    • поиграть в математику,
    • полепить,
    • почитать энциклопедию итд.

    И как только у вас появится свободные 10 минут, и вы чувствуете, что у вас есть силы и желания, то берите этот список, выбирайте, то что по душе и играйте «здесь и сейчас«. Кроме того вовлекайте дочь в свои дела и по ходу разговаривайте, наблюдайте, шутите, играйте в речевые игры.

  5. Olga 0207

    Схема, безусловно, интересная и заслуживающая внимания. Хотя у нас нет такого количества пунктов и больше спонтанности, есть некоторые виды деятельности, которые мне не хотелось бы упустить. Я как-нибудь попробую . Спасибо. 🙂

  6. Ксения Несютина

    Для меня это скорее «напоминалка» о том чем мы давно не занимались. Потому что когда выдается свободное время, не всегда быстро вспомнишь и придумаешь во что поиграть. Большое количество пунктов — но едва ли мы все это успеваем =))

Оставить свой комментарий