Мамина школа Семейное обучение Есть ли дисциплина на семейном обучении или как мотивировать ребенка учиться самостоятельно?

Есть ли дисциплина на семейном обучении или как мотивировать ребенка учиться самостоятельно?

2016-09-25_532

Здравствуйте, друзья!

Прошлый мой рассказ о социализации детей находящихся на СО, вызвал бурное обсуждение. Спасибо за ценные комментарии, которые очень сильно дополнили саму статью!

Сегодня я, как и обещала, расскажу о том, как организовать учебу ребенка дома, чтобы это не превращалось в постоянную битву «за пример» или за лишнюю строчку в прописях.

Поясню проблему: В школе все просто: все дети пришли, все смотрят на учителя, все выходят к доске и что-то рассказывают. Конечно кто-то зевает и смотрит за окно, кто-то дергает соседку за косичку, но в целом дети знают, когда начинается урок, когда он закончится, сколько продлится перемена. Все быстро усваивают, что играть с игрушками на уроке нельзя, что разговаривать нельзя и прочие правила, которые очень сильно упрощают работу педагогу.

Другое дело занятия дома: здесь на полу лежат игрушки, на стеллаже — любимые книжки, рядом играет младший брат.  В теплое время к соблазнам подключается двор, песочница и велосипед. В общем, не хочется ничего писать, читать, решать, а хочется просто играть, играть…

P1110628(Играть, конечно, важно! И эта одна из причин, почему мы выбрали СО:
у ребенка есть несколько часов в день на ИГРУ!)

 

Сегодня расскажу, как эта проблема,  решается в нашей семье. Сразу скажу, что сейчас сын во 2 классе. Он учится практически сам 1-2 часа в день. Сам решает, что он сегодня будет делать — только математику или только русский или и то, и другое. Сам выбирает формат: диктант, несколько упражнений из рабочей тетради, эссе или олимпиадные задания по русскому языку. Точно также по математике.  Сам листает учебники, задачники, открывает нужные сайты в интернете и лишь иногда просит проверить.

Но так получилось не сразу: были и слезы, и “не хочу”, и швыряние учебников. Сейчас попробую обобщить и описать самые действенные инструменты, которые помогли нам справиться с этим:

1"Подготовка почвы: режим. Детей, которые идут в школу надо готовить к этому событию, чтобы они понимали что их ждет на уроке, что такое перемена и прочие премудрости школьного образования. Также и детей, собирающихся учиться дома, надо готовить к такой форме обучения. Желательно хотя бы за год до начала ввести четкий режим, в который будет укладываться время, когда ребенок будет учиться.

block1Если ребенок привык, что после завтрака он учится, если ребенок четко знает из каких блоков состоит его обучение, если он представляет, сколько по времени он будет заниматься, и что будет дальше, то вам практически не надо тратить силы, нервы, придумывать изощренные методы манипуляции или мотивации.

Но изначально, если в школе этот ритм создается школой, то дома придется попыхтеть вам. Само собой этот ритм должен удовлетворять потребности всех членов семьи — младшим детям обязательно нужна утренняя  прогулка, с дошколятами надо успеть поиграть в течение дня, мама должна иметь возможность отдохнуть или заняться чем-то для души… Это творческий процесс. Мы пробуем, добавляем или убираем какие-то элементы и следим за тем, что получается. Кстати, ритм нужен не только школьникам он еще больше нужен маленьким детям и также очень облегчает планирования дня для мамы. Не надо каждый день простраивать и продумывать все “с нуля” Просто наполняем уже существующий “скелет дня” какими-то конкретными делами — “мясом”.

2 Договор. О том, что с этого дня ты становишься школьником, и должен будешь учиться нужно договориться с ребенком. Не получится просто вдруг сказать, что сегодня вам надо научиться решать вот такие примеры, потому что “уже пора” или “скоро их надо будет отвечать на аттестации”.

В самых четких и понятных фразах мы рассказали сыну, что в нашей стране НЕЛЬЗЯ не учиться по закону. Ребенок с 7 лет обязан учиться или в школе, или дома, или еще где-то. Объяснили, почему государство так решило и, чем обоснован этот закон. По-моему, важно не пускаться здесь в философию о том, что “не будешь учиться, можешь стать дворником” или “о важности обучения по жизни и  в целом”. Это важные темы, но сейчас мы говорим именно о “формальном обучение”, которое обязательно в нашей стране.

block2

Если идете в школу, то правила и обязанности будут другие.

Мы максимально честно описали распорядок дня при обучении в ближайшей школе, его обязанности и дела.  И также честно рассказали о том, что его ждет, если он будет учиться дома. В нашем случае проблем с выбором у ребенка не было. Он был на 100% готов учиться дома. Хотя мы всегда держим в голове возможность пойти в школу — обычную или альтернативную.

Если ребенок сомневается, то родители решают сами с какой ФОРМЫ получения образования начать: можно пойти в школу, попробовать, потом учиться дома и сравнить. Можно наоборот остаться дома и если “не пойдет” пойти в школу. Семейное обучение — это не судьбоносное решение. Пробуем, анализируем, решаем, что делать дальше.

Польза от такого договора огромная. Он дает возможность ребенку:

  • чувствовать, что учеба «не злая» воля родителя и он тоже участвовал в принятие решения

  • осознать почему младший брат может играть, а он … тоже может, но тогда придется посидеть с учебником после обеда или на следующий день

  • чувствовать, что родители за одно с ним

  • самому брать ответственность за свое обучение. Конечно не на 100%, но сначала понемногу, а потом все больше и больше. Это как раз вопрос о том, как учиться в старших классах.

И, кстати, в идеале у договора должен быть срок действия. Например, 1 учебный год, мы учимся вот так с тобой, а потом решаем, как будем продолжать.

DSCF09381

3 Внутренний ресурс и мотивация. Этот прекрасный инструмент, который порой дает возможность осваивать целые разделы из школьной программы вообще без напряга. Я не понимаю, как это происходит,  какой-то “эффект туннелирования.” (В физике — это преодоление микрочастицей потенциального барьера. Электрон был здесь, и уже “вдруг” находится за “преградой”)

block3Тут конечно важна чуткость, умение видеть зону ближайшего развития ребенка и умение так сонастроиться с этими интересами, создать такую  питательную среду (чаще всего среда для ребенка — это та или иная форма  игры =)), что ребенок сам “прет”, как на танке.

Пример. Несколько раз играли втроем в «Каркассон»: я, папа, Глеб. Потом вдруг замечаю на полу в детской карточки, нарисованные кем-то из детей, очень похожи на карточки Каркассона, но с рельсами!

“О! Глеб, какая идея свежая! А давай сделаем Каркассон с рельсами или дополнение к основному Каркассону!”

Глеб: «Да, я это и хотел сделать! Но не пойму как карточки ровными нарисовать…»

Показываю,  как чертить квадраты, отмерять, пользоваться угольником. И все! Ребенок с удовольствием делает квадраты, отмеряет, прикидывает, придумывает. За день полностью осваивает, как пользоваться линейкой, угольником, что такое прямой угол и прочие премудрости геометрии

И таких примеров у меня вагон и тележка… Когда дети сами создают свои блоги, сами делают квесты для взрослых или снимают видео-репортажи =)

 

Вообще, в семейном обучении часто приходится искать, придумывать, пробовать и отбрасывать, но и удовлетворение от процесса, гораздо выше, как у ребенка, так и у родителя.

С уважением, Несютина Ксения

1 комментарий
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Альберт Валитов

    Везде есть свои плюсы и минусы!

Оставить свой комментарий