Мамина школа Семейное обучение Как мы изучаем математику дома?

Как мы изучаем математику дома?

стр 112

Здравствуйте!

Многие знают, что с 1 сентября мой старший сын пошел в 1 класс. Вернее сказать, начал числиться в одной из школ, как первоклассник. В школу мы еще ни разу не ходили, так как находимся на семейном обучении. Почему был сделан такой выбор, его плюсы и минусы я обсуждала со своими читателями в этой статье.

Сегодня же я решила начать рассказывать о том, как конкретно мы учимся дома. Наверное никого не удивлю, если скажу, что самым простым и одновременно интересным предметом мне кажется математика. Именно поэтому я начну со статьи о том, как мы изучаем математику в домашних условиях.

Что по моему мнению самое главное в математике начальных классов? В первую очередь это просто развитие мышления, своеобразная гимнастика для ума, которая не дает мозгу скиснуть. А заодно готовит его к пониманию более сложных вещей. Ясно, что если не понимаешь логики решения линейного уравнения, понять закон Менделя (биология, закон передачи наследственных признаков) просто невозможно.

Второй момент — базовые, необходимые навыки. Я имею в виду то, что нужно любому образованному человеку для нормальной жизни. А именно:

  • умение считать, в первую очередь устно;
  • умение решать простые задачи (тоже лучше в уме);
  • умение решать сложные задачи и делать к ним схемы, рисунки, графики. Акцент именно на умение нарисовать, визуализировать, представлять информацию графически.
  • иметь базовое представление о дробях, процентах, системе координат — и прочих мудреных математических терминах, которые подробно изучают уже в курсе алгебры и геометрии;
  • хотя бы немного ориентироваться в истории математики — почему мы пользуемся арабскими цифрами, как придумали знаки “+” и ”-”, почему “миллион” называется “миллионом”.
  • и последнее — то, что вообще трудно идет в рамках общеобразовательной школы — способность видеть и использовать математику в быту, в жизни. Походы в магазин, где надо что-то купить, отсчитать, проверить сдачу; умение что-то верно измерить, с помощью рулетки; начертить и выпилить ровный прямоугольник или круг. Это не сложно, но этому тоже надо уделять внимание.

А теперь о нашей “методике”. То есть по сути о том, как и с помощью каких занятий мы учимся всему этому.

Счет и задачи в уме

При решение задачек в уме активизируется воображение. Просто невозможно решить что-то сложное, если вы не представите себе рисунок, картинку, иногда — печатный текст или цифры. Если механизм представил-подумал-решил хорошо отлажен, то человек быстро и легко думает, причем не только в областях связанных с математикой, а везде. Мы считаем устно, а также используем множество других упражнений и задач в уме практически ежедневно.

Без имени23

Без имени12

Задачи на выбор

Это набор из 20-50 задач. Каждая напечатана на отдельном листочке. Все задачи сложены в большую коробку. Глеб выбирает для себя 3-5 любых задач и решает их в течение 20-30 минут. Эти задачи я нахожу во всевозможных сборниках задач, таких как олимпиадные задачи по математике, учебники по математике для 1-4 классов, сборники головоломок, ребусов и т. д. Здесь есть как обычные задачи, где требуется произвести буквально одно действие, так и задачи на смекалку, где надо подумать необычным образом; сложные олимпиадные задачи, где надо использовать длинную цепочку логических рассуждений.

P1100552

Для меня такой подход оказался находкой. Жалею, что не использовала его в прошлом году со школьниками на уроках МатКласса. Такие задачи учат произвольности мышления. Над каждой задачей надо просто подумать. Ребенок не знает на какую тему эта задача, не знает сложная она или простая, из какого задачника.

Я часто встречала такую ситуацию: детям объясняешь тему, даешь 3-5 задач на эту тему, они с ними справляются, но через время не могут решить те же самые задачи. Некоторые упорно выспрашивают: “Это ведь задача на рисование кругов Эйлера?”, и получив ответ (по сути узнав какой алгоритм надо использовать), справляются более-менее успешно.

Если просто брать разные задачники и предлагать ребенку выбрать задачи оттуда, тоже возникают проблемы: ребенок быстро понимает, что вот в этой книжечке задачи совсем простые, здесь — посложнее, здесь — на дроби, а здесь — на умножение. И задачи становятся не все “на одно лицо”, а уже приобретают очертания до того, как их прочитали и начали решать.

Перед тем, как начать решать, Глеб готовит для себя чистый лист обыкновенной офисной бумаги. Мы не записываем и ничего не оформляем. Лист нужен для рисования того, что приходит в голову, когда читаешь задачу. Иногда рисовать ничего не требуется: через 1-3 минуты после прочтения ребенок уже готов сказать ответ. Иногда весь лист тратится на решение одной задачи — рисунок или схема перерисовывается, изменяется, дополняется.

P1100554

И последнее — это самостоятельная работа ребенка. Я могу что-то прочитать, где-то пояснить, задать наводящие вопросы, если Глеб обращается за помощью. Но обычно я нахожусь даже не в той комнате, где он занимается и только в конце прошу рассказать о том, что получилось.

Задачи по определенным темам

Но как бы ни было здорово решать задачи абсолютно из всех областей математики, существуют темы, где без нашего объяснения ничего не произойдет. Ну откуда ребенок узнает, что такое дециметр и сколько в нем миллиметров? Конечно, бывает, что у Глеба возникают вопросы по решению задач и я быстренько объясняю ему непонятный кусочек. Например, так было с денежными единицами — двугривенный, алтын, пятиалтынный.

Поэтому раз в неделю мы занимаемся задачами из определенных тем. Вот небольшой список тем, которые мы уже отработали:

  • Числа и цифры. Словесное описание числа.
  • Множества. Пересечение множеств
  • Основные геометрические понятия: точка, прямая, луч, угол — тупой, острый, прямой, многоугольники.
  • Основные единицы измерения длины и построение геометрических объектов с помощью линейки.
  • Магические квадраты, треугольники, шестиугольники.

На объяснение темы и решение задач уходит обычно 30-40 минут. Я не впадаю в долгие рассуждения: быстро объяснила, привела пример и переходим к практике.

Наглядные задачи

Это особый тип задач. Кто-то называет их графическими или геометрическими. В них задействуется пространственное мышление и логика, которые трудно расшевелить при решении лишь текстовых задач. Это задачи на разрезание геометрических фигур, на обход графа, раскраску областей, рисования сечения и так далее.

Без имени333

P1100570

 

«Творческо-математические» проекты

Небольшой проект или творческое задание связанное с математикой. Это и рисование плана дома, придумывание своих узоров и паркетов, числовые раскраски и головоломки. Например, последний раз мы вместе придумывали рисунки-закономерности. Например, вот такое числовое дерево. Надо догадаться, какое число будет на остальных веточках:
P1100573

Или вот такой город:
P1100568

После решения нескольких рисунков, придуманных мной. Глеб принялся за свои “шифр-рисунки”. Это конечно же были трактора, машины, поезда с секретными числами на колесах и кабинах.

Иногда мы просто читаем что-то из истории математики: как появились знаки действия “+” и “-”, кто придумал слово “миллион”, как и где были придуманы арабские цифры и многое другое.

Настольные игры

Многие спрашивают меня о специальных математических играх. Раньше я пыталась что-то подсказать, пыталась понять какая игра более “математическая”. Но сейчас убедилась, что на самом деле любая настольная игра требует необходимости подумать! Игры на баланс и равновесие, игры на скорость (быстро что-то заметить и среагировать! ), словесные игры — все они задействуют нашу голову. И что ценно: думать надо уметь по-разному! Поэтому играйте в любые настольные игры. Это такой же урок математики, как и решение примеров. Я жестко внесла их в наше расписание и стараюсь, чтобы каждый день мы во что-то играли.

P1100565

Все это распределяем в каких-то пропорциях по неделе, так что ежедневно у нас выходит 30-40 минут математики. Хотя бы раз в неделю мы стараемся позаниматься всеми разделами. Некоторые вещи, например, настольные игры и устный счет, присутствуют почти каждый день.

Вот такая собственная система, которая избавляет нас от необходимости следовать школьной программе 1 класса. Кстати, учебник и все дидактические и методические пособия по математике для 1 класса, я регулярно просматриваю и даже иногда беру на заметку какие-то темы и задачи.

Статья получилась объемная, но надеюсь она поможет вам систематизировать ваши занятия математикой дома с детьми дошкольниками и учениками начальных классов.

С Уважением, Ксения Несютина

5 комментариев
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Татьяна Хребтова

    Доброго времени суток! Замечательная система и подход к ней! Интересно узнать на сколько результативен такой подход к образованию. Ребенок доволен? А как же социальный аспект? А учиться отношениям в классе? А общение со сверстниками? А решения, каких-то конфликтов между учениками? Где же ребенок научится отношениям в обществе? Да, у меня слишком много вопросов! А дальше, вы планируете продолжать или все же отдадите ребенка в школу?

  2. Ксения Несютина

    Татьяна, действительно много вопросов =)
    Мы много обсуждали само семейное обучение в этой статье — http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/semeynoe-obuchenie/kak-i-gde-budet-uchitsya-moy-syin-s-1-sentyabrya.html
    Если говорить о результативности именно в качестве знаний, то все великолепно: аттестацию ребенок прошел очень легко и сразу за 3 четверти первого класса. Ребенок абсолютно счастлив, от того что имеет несколько свободных часов в день, но при этом не отказывается от посещения секций хоккей, рисования, театральной студии, плавания =)

  3. Igor

    А что это за игра на последнем фото? Похоже на ubongo 3d. Фигурки разного цвета (красные, синие, желтые, зеленые), которые нужно сложит вместе…

  4. ilsur

    Подскажите пожалуйста, что это за игра на последнем фото. 3d фигурки разного цвета. Похожа на Ubongo 3d.

  5. Ксения Несютина

    Игорь, Ильсур — это 3d блокус. У нас в продаже не видела, покупали на ebay

Оставить свой комментарий