Мамина школа Триз Развитие мышления у детей в повседневной жизни

Развитие мышления у детей в повседневной жизни

развитие мышления у детей

Здравствуйте, друзья и читатели!
 
Это первая статья в 2014 году, поэтому еще раз поздравляю всех с наступившим Новым Годом и Рождеством!
Так как совсем скоро начнутся будни, то и статья сегодня будет касаться повседневной будничной жизни с ребенком.
 
Эту тему немного затронули на вебинаре “Зимние игры для развития изобретательности”, проходившем в конце декабря. На нем, среди всего прочего, мы немного коснулись того, как развивать творческое мышление, любознательность и изобретательность в повседневной жизни, не прибегая к специальным занятиям, играм, упражнениям.
 
Вообще, в статье “Что такое ТРИЗ?” я рассказывала, что многие задачи и вопросы ТРИЗ можно решать на прогулке, во время купания или уборки — в общем, просто в повседневной жизни.
 
Если кажется вокруг мало нестандартных ситуаций, используйте сказки. Каждая сказка это нештатная ситуация, требующая решения! Подробнее о том как использовать сказки для развития мышления в этой статье.

Как развивать мышление в повседневной жизни

Когда что-то не получается
Часто дети расстраиваются, когда что-то задуманное не выходит. Это может быть рисунок, аппликация, фигурка из пластилина или башня из кубиков. Постарайтесь в такие моменты обращать внимание ребенка на то, что в этой ситуации есть и положительные моменты.
 
Развитие гибкости мышления у детей
Малышам вы можете говорить сами:«Эх, башня упала, но зато теперь можно построить гараж для машины. Или построить новую более крепкую башню с прочным фундаментом».
 
Детям постарше предложите самим поискать плюсы в сложившейся ситуации: “А давай попробуем найти положительные стороны в том, что краски размазались и картинка вышла некрасивой?” Дальше начните сами предлагать варианты (ты научился смешивать цвет; знаешь, что надо ждать высыхания; брать более тонкую кисть) и хорошо если ребенок включится в этот процесс, как в игру, и не будет воспринимать это как утешение с вашей стороны.
 
Кстати, так же хорошо искать отрицательные стороны в хорошем: “Сегодня такая хорошая погода, и мы так долго гуляли, но в этом есть и минусы…”
 
Научите видеть задачи во всем
Перед ребенком стоит обычно очень много задач и трудностей: надеть колготки, поделиться игрушками, налить себе воды, открыть кран, включить свет, донести стакан воды и так далее.
Развитие изобретательности у детей Чтобы научить ребенка видеть во всех этих сложностях и трудностях задачу, переключайте его внимание каждый раз в нужное русло или, хотя бы, не старайтесь везде успеть и вовремя помочь.
 
Буквально вчера наблюдали с Антоном, как Марк решал одну из таких задач. Пока он доставал горсть изюма из пакета, на пол упала круглая пластмассовая часть от блендера, лежавшая рядом. Марк тут же ее поднял и положил назад, но опять на ребро, так что она покатилась и опять упала. Марк опять ее поднял, покрутил в руках и уже решил ЗАДАЧУ по-другому: приподнявшись на цыпочки, положил эту вещицу как можно дальше и уже не на ребро. И хотя он решил вставшую перед ним задачу, скорее методом “проб и ошибок”, ценно, что задача имела место быть.
 
Когда проблема возникает у Глеба (ему 5 лет), я часто обращаю внимание, что у него есть задача или проблемная ситуация, и надо придумать, как ее решить. И мы начинаем дружно придумывать способы. Например, если у него не получается застелить кровать, можно попросить о помощи, попробовать все сначала или взять другое покрывало.
 
Научите ребенка формулировать противоречие
Вообще, формулировать противоречия не так просто, но это первый шаг на пути к его разрешению. И этому, бесспорно, надо учить и опять-таки в повседневной жизни, обычно, очень много ситуаций, где возникают противоречия.
Например, ребенок хочет еще сладкого пирога, но тогда он закончится, и завтра придется пить чай с хлебом. Противоречие: хочется еще, но не останется на завтра.
 
У нас в семье двое детей, и у Глеба с Марком очень часто возникают противоречивые ситуации. В такой момент тоже можно обратить внимание детей на то, что возникло противоречие: паровозик один, а играть с ним хотят двое детей одновременно.
 
Сформировать противоречие — это уже очень большой шаг. Следующим шагом будет его решение. Потренируйтесь в придумывании всевозможных решений. На первом этапе просто озвучивайте все варианты, которые приходят в голову. На втором — отбирайте самые удачные и выигрышные.
 
Разбудите любознательность и научите строить гипотезы
Обращайте внимание на любопытные вещи вокруг. Например, почему во дворе сломалось дерево? Хорошо уметь придумывать и настоящие и фантастические причины: дул сильный ветер, было землетрясение, великаны по ночам собирают цветы, выросло слишком много листьев и дерево стало тяжелым.
 
Знаю по себе, что сформировать у себя и ребенка привычку размышлять и думать, достаточно сложно — нужна ежедневная практика и, в каком-то роде, волевые усилия. Но я уверена, это того стоит!
 

С Уважением, Несютина Ксения

6 комментариев
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
  1. Наталия Кушнирская

    Мы часто спешим обучить ребенка грамоте: буквам, счету…
    А ведь то , о чем пишет Ксения, должно предшествовать такому обучению, это — очень важная составляющая воспитания в целом: научить формулировать противоречия и решать их. Это -важнейшие навыки для жизни как маленького ребенка, так и взрослого человека! Именно от этой способности, в основном, зависит будет ли он счастлив или нет!
    Так же важно для жизни, которая не бывает гладкой дорогой, научиться видеть в отрицательном опыте положительные стороны.
    Молодец — Ксения!

  2. Elena

    Интересная статья. Честно, я даже и не задумывалась о том, чтобы в каждом действии искать задачи, формулировать противоречия. В повседневной жизни, конечно, происходят подобные ситуации часто, но вот специально заострять внимание ребенка на них, я и не думала. Буду применять :) Спасибо!

  3. Ксения Несютина

    Наталия, спасибо за добрые слова. Я давно поняла, что перед началом формального обучения хорошо бы пропустить некоторые вещи через себя. Например, прежде чем начинать учить единицы измерения, хорошо бы готовить и отмерять муку и сахар, измерять длину дороги шагами, длину машин — кубиками. А на то что многие жизненные задачи можно находить прямо в быту обратила внимание совсем недавно и сама пока закрепляю эту привычку.

  4. Ксения Несютина

    Елена, да я сама только недавно это осознала и пока стараюсь закрепить эту привычку. Конечно, если постоянно одергивать ребенка и заострять внимание, я думаю не стоит. Я пока учусь сама видеть такие задачи, а внимание ребенка обращаю если вижу, что это подходящий момент (потому что иногда настроение не то или времени нет или еще какие-то проблемы)

  5. Анна

    Сын как-то смотрел сериал про динозавров, там один динозаврик говорил: у меня есть гипотеза. И с тех пор у Ромы появилась любимая присказка))))

  6. Лада

    Да, Ксения, я сама только учусь с четвертым сыном ТАК смотреть на вещи -и жить, и учиться в таком духе гораздо интереснее! не психовать при неудачах, не обвинять себя или ребенка в «неумехости», а поискать решение. И надо сказать, что дети быстрее перенимают и обучаются такому подходу, чем взрослые, результаты видны почти сразу -ребенок начинает размышлять по-другому, креативно.

Оставить свой комментарий