Пробное занятие в Школе юного мыслителя. Введите имя и email:
Мамина школа Триз Триз-суббота № 6: улучшаем часы и играем по методу Робинзона Крузо

Триз-суббота № 6: улучшаем часы и играем по методу Робинзона Крузо

IMG_0116

Здравствуйте
Продолжаю рассказывать о наших ТРИЗ-субботах. В этот раз занятия со школьниками прошло более, чем успешно, а вот с малышами вырисовалась небольшая проблема или как говорят тризовцы — открытая задача. Обо все по порядку.

Школьники

Это занятия было посвящено методу фокальных объектов. Это второй метод фантазирования, который мы обсуждаем с этой группой. (Первый “увеличение-уменьшение” я описала здесь).
Сначала сделали небольшую разминку, чтобы закрепить “увеличение-уменьшение”. Бросаем кубики из набора story cubes и кубик со знаком +/-. Если выпало +, то объект на кубике увеличиваем, если -, то уменьшаем. И само собой придумываем во что это может превратиться.

Screen Shot 2016-11-23 at 08.03.50

Дальше начали разбираться с МФО (метод фокальных объектов — метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.)
Разобрали множество предметов на столе, пытаясь догадаться у каких объектов заимствовали свойство и перенесли на этот предмет.

  • Цветной скотч: цветная бумага + скотч
  • Пахучая книга: книга + духи (цветы)
  • Книжка-погремушка:  игрушка + книжка
  • Клей-карандаш: клей + карандаш
  • Свечка-таблетка: свеча + таблетка
  • Лошадка на колесах: лошадь + машинка

book svecha scotch clay
Попробовали изобрести свои часы, перенеся на них свойства других предметов.
Для этого каждый выбрал себе предмет из коробочки (это игра «Контуры» — мой бессменный помощник на уроках ТРИЗ)

Screen Shot 2016-11-23 at 08.05.42
Изобрел Глеб:
Часы + лампочка. Лампочка греет. Значит можно сделать часы-сковороду. Таймер встроен в дно сковороды, так что начинает подавать сигнал, как только еда пригорает.
Изобрела Маша: 
Часы + рыба. Рыба чешуйчатая. Часы покрыты мелкими чешуйками + водонепроницаемый. (Коллективное дополнение: на каждой чешуйке имеется солнечная батарейка, что позволяет в разы увеличить ее емкость)

IMG_0109
Изобрела Дуня:
Часы + еж. Колючие часы. Каждая игла покрыта ароматизатором, которые испаряется с ее поверхности, создавая приятный запах вокруг.
Изобрел Федя:
Часы + пила. Режущие часы. Часы встроенные в пилу. Когда подносишь к дереву или тому, что надо спилить показывают сколько времени это займет.

IMG_0113
Изобрел Марк:
Часы + месяц. Месяц — растет. Часы которые растут в течение дня, а в полночь схлопываются.

IMG_0116
Кто-то из детей успел поработать вот с такой табличкой.Надо придумать и схематично нарисовать изобретение. Упор — не на детальность рисунка, а на его «устное сопровождение».

P1120913

И в конце была игра “Угадай, кто я?” На лоб вешали картинки и дети пытались отгадать, кто они.

IMG_0126

Игра очень понравилась, обязательно повторим в следующие разы. Кстати, сделать ее проще простого: на pop-up листочки приклеиваем наклейки из больших наборов, где есть животные, транспорт, вещи. Потом эти листочки крепим на лоб — великолепный одноразовый вариант игры!

 

Дошкольники

А вот с дошкольниками занятие прошло проблематично. В это время свободно только помещение детского сада, где среда оборудована преимущественно для игр: есть второй этаж, кухня, множество игрушек. И внимание детей удерживать катастрофически сложно.
В этот день у нас по плану был “метод робинзона Крузо”. Мы отправились  в плавание, но не на корбале, а на батискафе. Он сломался и мы должны были придумать, как удовлетворить свои потребности. Вот что по мнению детей самое важное:

  • Кушать
  • Пить горячий чай
  • Отремонтировать батискаф
  • Привести родителей или друзей
  • Играть
  • Отпугивать акул

Все это мы нарисовали в виде картинок

IMG_0136

А после нашли огромный затонувший корабль с шапками! Шапки — всех фасонов: соломенные, кепки, каски, шерстяные, панамки.
Теперь надо было придумать как использовать шапки для всех-всех своих нужд. Вот такие идеи получились после коллективного мозгового штурма:

  • Ремонт батискафа — сшить все шапки вместе и получиться хороший кожух
  • Кушать — из шапочных завязок плетем сетку и ловим рыбу
  • Отпугивать акул — делаем большое шапочное ядро, сложив и связав их вместе
  • Горячий чай — греем воду в металлических касках
  • Играть — шьем игрушки. Особенно хорошо может получиться кукольный шапочный театр
  • Привести родителей или друзей — соединить твердые каски в гигантский поплавок, который всплывет и его обнаружат.

Но так как занятие было в основном устным дети быстро устали и стали разбредаться по играм, которые в изобилие есть вокруг… Так что вести здесь уроки для малышей — пока изобретательская задача для меня самой =)

IMG_0148

Решаем, что же делать с шапками

В субботу, 12 ноября, я провела это же занятия для школьников: вот где фантазия детей развернулась в полную силу! Расскажу в следующей статье о фишках и нюансах работы по этому методу, которые стали мне понятны в ходе этих двух игр.

С уважением, Ксения Несютина

Оставить свой комментарий